Курсовая с практикой на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Вне всяких сомнений,
воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более
воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи,
учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и
закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие
личности ребенка, а, следовательно, и его будущего.
Основной целью
воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем
развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин,
воспитанный в духовных и культурных традициях России.
Перед воспитательным
процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач,
которые решаются в контексте национального воспитательного идеала.
Вопросам воспитания
младших школьников посвящено достаточное количество научных трудов, среди
которых хотелось бы отметить таких педагогов-ученых, как Николаева Т.Б.,
Землянская Е.Н., Аверина Н.Г., Лубышева Л.И., Кондратьев А.Н., Болгова Е.Н.
Использование
современных информационно-коммуникационных технологий является эффективным
средством обогащения интеллектуальной сферы, стимулирования интереса к
познанию, развития творческих способностей, формирования личности младших
школьников. Большинство авторов признают ИКТ в качестве эффективного средства
активизации обучения. Ряд исследователей (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц,
Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина и др.) в своих работах отмечают,
что использование средств информационно-коммуникационных технологий в
современном школьном образовании является одним из важнейших факторов повышения
эффективности процесса обучения.
В соответствии с
актуальностью, была выбрана тема исследования: «Использование
информационно-коммуникационных технологий в воспитании младшего школьника».
Цель исследования:
подобрать комплекс воспитательных мероприятий с использованием
информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования:
процесс организации воспитания младшего школьника.
Предмет исследования:
воспитание младшего школьника с помощью информационно-коммуникационных
технологий.
В соответствии с
объектом предметом и целью исследования, мы поставили ряд теоретических и
практических задач:
1) определить
особенности организации воспитания младшего школьника.
2) выявить специфику
использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
3) подобрать диагностику
для определение исходного уровня воспитанности младшего школьника.
4) подобрать комплекс
занятий по воспитанию младшего школьника с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
Методологической основой
исследования является положение Н.Л. Селивановой о том, что воспитательный
процесс – это комплексный педагогический процесс, направленный на достижение
воспитательной цели, также положение Е.П.Велихова о том, что
информационно-коммуникационные технологий — это совокупность методов,
производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с
целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования
информации в интересах ее пользователей.
Методы исследования: для
эффективного решения поставленных в курсовой работе задач в качестве
методологической основы были выбраны следующие методы познания: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ продуктов
деятельности и опыта учителей начальной школы и методистов.
Значимость исследования
заключается в том, что мы подобрали комплекс воспитательных мероприятий с
использованием информационно-коммуникационных технологий с целью воспитания
младшего школьника, который может быть использован учителями начальной школы,
методистами, работниками учреждений дополнительного образования.
Структура работы:
введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более
воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи,
учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и
закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие
личности ребенка, а следовательно и его будущего.
Перед воспитательным процессом школьников
младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в
контексте национального воспитательного идеала.
Использование современных информационно-коммуникационных
технологий является эффективным средством обогащения интеллектуальной сферы,
стимулирования интереса к познанию, развития творческих способностей,
формирования личности младших школьников. Использование средств информационно-коммуникационных
технологий в современном школьном образовании является одним из важнейших
факторов повышения эффективности процесса обучения.
В соответствии с актуальностью была
выбрана тема исследования, поставлена цель и определены задачи
Цель исследования: теоретически обосновать
эффективность педагогической технологии включения
информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс ОУ.
В соответствии с целью, мы поставили и
решили ряд теоретических и практических задач.
В соответствии с первой задачей:
«Особенности организации воспитания младшего школьника»
Воспитательный процесс — процесс
взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и
общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие,
имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование
активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным
опытом, ценностями и отношениями. Необходимо отметить, что на воспитательный
процесс детей младшего школьного возраста влияют многочисленные факторы, среди
которых психофизиологические особенности обучающихся, внешняя среда, семейная
среда (родители) и школьная среда (педагоги). Среди особенностей характерных
для младших школьников стоит отметить обязательное наличие игровых форм
воспитания, поскольку еще в этом возрасте дети могут получать и усваивать новую
информацию через игры намного лучше, чем посредством обычных форм образования.
В соответствии со второй задачей:
«Специфика использования информационно-коммуникационных технологий в начальной
школе».
Информационно-коммуникационные технологии
обучения — совокупность современной компьютерной техники, обеспечивающих
интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий
обучения.
Важно отметить, что
информационно-коммуникационные технологии по праву заняли свою нишу в системе
цифрового современного образования. В целом цифровизация образования не могла
не затронуть начальную школу и причин тому несколько: как было сказано выше
младшие школьники лучше всего усваивают информацию через игры и игровые
ситуации, поэтому внедрение ИКТ позволит воплотить как воспитательные, так и
образовательные задачи.
В соответствии с третьей задачей:
«Определение исходного уровня воспитанности младшего школьника».
Было выявлено, что педагогическая
диагностика – это процесс оценки, который помогает установить уровень развития
и воспитанности школьников. Главной составляющей педагогической диагностики
являются методики.Все они помогают родителям и педагогам понять эмоционально-психологическое
состояние ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень
знаний, интеллекта и многое другое. Мы выяснили, что посредством
психолого-педагогической диагностики, можно выявить уровень воспитанности
школьников.
Были рассмотрены методики диагностики
особенностей младших школьников:
Диагностика уровня воспитанности по
методике М.И. Шиловой; уровень воспитанности учащихся по методике Н.П.
Капустина (1 — 4 классы); методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина.
В соответствии с четвертой задачей:
«Составление комплекса занятий по воспитанию младшего школьника с
использованием информационно-коммуникационных технологий»
Был разработан комплекс
занятий по 3 и 4 разделу методики “Волшебные
слова” автором которого является А. Н. Мурзиной, И. Н. Пятугиной и Ж. А.
Серавиной. Комплекс включает в себя 2 основных раздела “Скажи пожалуйста” и
“Значимые слова”. В них были использованы информационно-коммуникационные
технологии, которые были применены для проведения занятий, направленных на
развитие духовно-нравственной сферы личности. Занятия позволят обучающимся
получить элементарные знания, как в области коммуникационного взаимодействия,
так и на уровне этических норм и правил общества, что позволит повысить уровень
воспитанности младших школьников.
Таким образом цель нашей работы
достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности
организации воспитания младшего школьника Некоторые считают, что
развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь речь идет о его
полном созревании. Это верно, но некоторые особенности развития представителей
этой возрастной группы достаточно хорошо проявляются в младшем школьном
возрасте. Ребенок уже вырос. Да, именно таким он себя и не считает. Это
стандартная модель мышления для развивающихся людей, потому что он помнит себя
таким, каким был раньше. Но он не знает, что такое настоящая взрослая жизнь, он
еще не испытал ее.
Поэтому все тот же
младший школьный возраст стал вершиной детства. И дело не только в этом, ведь
основные моменты, которые присутствуют в детстве, младшим школьникам тоже
доступны. Например, склонность к фантазиям. Хотя это несколько меньше, чем у
детей, которые ходят в детский сад, но в то же время гораздо больше, чем даже у
подростков. Это связано с еще неразвитыми лобными долями головного мозга,
которые прекращают свое формирование только через 12 лет. Иногда в более
позднем возрасте.
Детство обычно рассматривается либо как
естественная биологическая стадия развития, либо как современная идея или
изобретение. Теории детства касаются того, что такое ребенок, природы детства,
цели или функции детства и того, как понятие ребенка или детства используется в
обществе. Концепция детства, как и любое изобретение, была выкована из мощной
взаимосвязи между идеями и технологиями в рамках социальных, политических и
экономических потребностей. Теории детства как концепции часто очень окрашены
или эмоциональны, то есть они имеют дело с резкими контрастами, раскрывающими
развитие с течением времени психологического или эмоционального значения
детства с точки зрения состояния взрослости. Вплоть до 1990-х годов теории
детства, как правило, определялись подходом «сверху вниз», который некоторые
описывали как «империалистический». Это справедливо и для теорий о
средневековом ребенке, и для современного ребенка. Сами дети, хотя и находятся
в центре внимания теории, как правило, не рассматриваются как имеющие законный
голос в влиянии на ее производство. Однако Конвенция ООН о правах ребенка (1989
г.) создала климат для пересмотра этой тенденции и последующего сосредоточения
внимания на прислушивании к мнению ребенка и правам ребенка на выражение своего
мнения в целом. Это побудило некоторых ученых исследовать возможность самим
детям размышлять о своем собственном опыте детства, что привело к использованию
инклюзивных исследовательских методологий и более демократических рамок для
распространения информации.
С тех пор как Иоганн Амос Коменский
(1592-1670) опубликовал свою «великую дидактику» (1649), а Джон Локк
(1632-1704) выпустил свой трактат «некоторые мысли об образовании» (1693),
наблюдатели за детьми были заняты попытками понять, документировать и комментировать
то, что это такое и что значит быть ребенком. Значение состояния бытия после
окончания младенчества, переживаемого всеми людьми во всех обществах, породило
иногда противоречивые теории из философских, религиозных и научных школ мысли,
а также из более поздних устоявшихся дисциплин психологии, антропологии,
социологии и культурологии. На протяжении всей истории теоретики были очарованы
особым характером человеческого развития, уникальным по сравнению с другими
млекопитающими в том, что они развили длительный период зависимости, известный
как детство.
До второй половины XX века физиологическое,
психологическое и когнитивное картирование развития было доминирующей
теоретической моделью для изучения детства. Однако исследования и теории,
возникшие в рамках таких дисциплин, как история, антропология и социология,
подвергли резкому сомнению модель развития, сместив акцент с самого ребенка на
социально и культурно сконструированный взгляд на детство, специфичный для
конкретного времени и места. Начиная с XVIII века, доминирующая парадигма в
западных культурах рассматривала детство как стадию жизни, характеризующуюся
зависимостью, обучением, ростом и развитием. Представление о том, что в
средневековом мире не существовало понятия детства, впервые было введено французским
ученым Филиппом Арив его книге «столетия детства» (1962), которая была
посвящена главным образом Франции. Ariès полагал, что свидетельства,
почерпнутые из европейских картин и текстов того времени, показывают, что дети,
казалось, рассматривались как миниатюрные взрослые. У них не было ни
специальной одежды, ни еды, ни социального пространства, ни времени, которые
составляли бы детскую культуру. Только в XVII и XVIII веках постепенно стала
проводиться граница между миром взрослых и миром детства. Иными словами,
социальный и культурный мир детства был учрежден как ключевая часть Института
нового типа взрослого, взрослого буржуазии. Несмотря на региональные,
культурные и социальные различия в опыте детства и в том, как оно понимается,
социально-конструктивистский взгляд на детство стал доминирующей концептуальной
моделью.