Методика немецкого языка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Проблема интеграции ИКТ в учебном процессе 6
1.2. Типология современных информационно-коммуникационных технологий 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней ступени 13
Вывод по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 17
2.1. Анализ целей и содержания обучения немецкому языку на среднем этапе 17
2.2. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении немецкому языку на среднем этапе 20
Вывод по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 35

 

  

Введение:

 

Активная интеграция мировых культур и глобализация международных отношений, стремительное развитие процессов взаимодействия как на уровне стран, так и отдельных представителей различных этносов стали традиционными признаками настоящего времени. В свою очередь, осуществление международного сотрудничества в культурной, политической и экономической сферах требует владения его участниками иностранными языками.
Изложенные выше причины, а также ряд других влиятельных факторов значительно повышают не только значимость изучения иностранного языка, но и требования к его преподаванию.
Неотъемлемым признаком преподавания иностранных языков в школе является активное применение новейших теоретико-практических технологий. Ведь использование этих технологий позволяет значительно повысить качество образовательного процесса, реализовать личностно ориентированный подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем их знаний и индивидуальных потребностей. Поэтому проблема обеспечения оптимального использования этих технологий как средства совершенствования процесса изучения учащимися иностранного языка приобретает сегодня особую актуальность.
Различные вопросы использования компьютерных теоретико-практических технологий в образовательном процессе освещались в научных трудах многих ученых. Так, В.Л. Бартощак изучала возможности применения этих технологий в системе дистанционного образования [1, c. 13]. В работах И.И. Вартановой определялись дидактические способы повышения учебно-познавательной мотивации учащихся с помощью внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий [2, c. 33]. А.В. Котова исследовала информационные технологии как средство организации самостоятельной работы учащихся [7, c. 159]. Т.Н. Максимишиной проанализирован опыт использования информационных интерактивных технологий для повышения эффективности обучения иностранному языку [10, c. 113], И.В. Удовенко выяснены особенности применения компьютерных технологий для организации чтения аутентичной англоязычной литературы [19]. В то же время дальнейшего изучения требует вопрос применения этих технологий на занятиях по иностранному языку, которые посвящены изучению грамматики немецкого языка.
Целью нашего исследования является раскрытие педагогических возможностей использования современных теоретико-практических технологий в обучении грамматике немецкого языка в общеобразовательной школе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:
— определить значимость современных теоретико-практических технологий в процессе изучения иностранного языка в школе;
— осуществить классификацию теоретико-практических технологий, используемых в обучении немецкому языку;
— охарактеризовать особенности изучения грамматики в курсе иностранного языка в основной школе;
— рассмотреть возможности использования современных инновационных технологий при изучении грамматики немецкого языка в основной школе.
Объект исследования – процесс изучения немецкого языка в средней школе.
Предмет исследования – пути использования современных инновационных технологий при изучении грамматики немецкого языка в средней школе.
Методологической основой исследования стали положения научной теории познания о взаимосвязи и взаимообусловленности языка, мышления и речи; сознания и деятельности, учение о языке как средстве общения, хранения и передачи информации; достижения психолингвистики и лингводидактики в области изучения иноязычной грамматики, а также исследования в области применения теоретико-практических технологий в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; анализ программно-методического обеспечения курса грамматики немецкого языка в основной школе, изучение и анализ средств теоретико-практических технологий, применяемых в обучении иностранным языкам.
Практическое значение работы состоит в возможности использования ее материалов в процессе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе, а также при изучении методики обучения иностранным языкам в педагогическом вузе.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены закономерности использования теоретико-практических технологий в изучении иностранного языка, а также дана классификация средств, используемых в обучении немецкому языку. Вторая глава посвящена особенностям применения теоретико-практических технологий в процессе обучения грамматике немецкого языка в основной школе. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Среди путей развития творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности, самореализации учеников подчеркивается необходимость использования в учебной работе различных задач – учебных, развивающих, познавательных, интеллектуальных, нестандартных, творческих.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. новые технологии обучения, особенно мультимедиа-технологии, созданные на основе информационно-коммуникативных средств, позволяют увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Таким образом, внедрение и применение современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка это:
— эффективное вспомогательное техническое наглядно-слуховое средство;
— вспомогательное средство учебно-познавательной деятельности учащихся;
— средство повышения мотивации и желания учеников изучать иностранный язык;
— быстрый и эффективный способ оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся;
— средство повышения интерактивной и коммуникативной деятельности.
Модернизация образования и компьютеризация средней школы, проводимые в ее рамках, значимы не просто сами по себе как определенная дань новому витку технического прогресса. Сегодня мультимедийные технологии на уроке – это не модные устройства, а средства обучения, особые новейшие педагогические инструменты.
Основным правилом при построении новой образовательной среды можно считать соблюдение принципа психолого-педагогической целесообразности применения мультимедийных технологий. С точки зрения педагогической целесообразности это означает, что мультимедийные технологии предполагается рассматривать только как инструмент, средство повышение эффективности и дальнейшей оптимизации процесса обучения.
Благодаря возможности реализации функций преподавателя компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учеников и с целью восполнения пробелов в знаниях. В этой ситуации используются тренировочные и учебные компьютерные программы, специально созданные в учебных целях.
Социальные сети являются благотворной средой для изучения немецкого языка, которая обеспечивает студентов возможностями совершенствования культурного запаса, получения базовых навыков чтения, письма и речи.
Использование новых компьютерных технологий в обучении грамматике немецкого языка позволяет создать уникальную учебную среду, в которой, с одной стороны, активизируется деятельность каждого ученика в процессе обучения, а с другой, создаются ситуации для коллективной деятельности учащихся, проявляется их творческая активность и индивидуально-личностные особенности. С помощью применения Интернет-ресурсов ученики формируют навыки ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений, что является основной задачей обучения не только немецкому языку, но и любому предмету в принципе.
Модернизация образования и компьютеризация средней школы, проводимые в ее рамках, значимы не просто сами по себе как определенная дань новому витку технического прогресса. Сегодня мультимедийные технологии на уроке – это не модные устройства, а средства обучения, особые новейшие педагогические инструменты.
Основным правилом при построении новой образовательной среды можно считать соблюдение принципа психолого-педагогической целесообразности применения мультимедийных технологий. С точки зрения педагогической целесообразности это означает, что мультимедийные технологии предполагается рассматривать только как инструмент, средство повышение эффективности и дальнейшей оптимизации процесса обучения.
Автоматизированные учебные курсы немецкого языка позволяют учащимся использовать новейшие технологии в соответствии со своими индивидуальными потребностями на разных этапах работы над грамматическим материалом. Благодаря возможности реализации функций преподавателя компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учеников и с целью восполнения пробелов в знаниях. В этой ситуации используются тренировочные и учебные компьютерные программы, специально созданные в учебных целях.
В процессе обучения иностранному языку можно использовать мультимедийные автоматизированные учебные курсы по иностранному языку как изначально, так и для совершенствования приобретенного ранее уровня владения иностранным языком. В учебных курсах по иностранному языку пользователям предлагается очень широкий выбор видов и форм работы с грамматическим материалом: сортировка слов по различным формально-смысловым категориям, выявление правильного порядка слов в предложениях, заполнение пропусков в тексте и т. д.
Технологии, которые можно использовать на занятиях по немецкому языку, включают в себя электронные лаборатории и учебные Интернет-ресурсы с применением персональных компьютеров, планшетов и мультимедийного проектора. Эти технологии способствуют преодолению психологического барьера в использовании изучаемого языка, развития межкультурной компетенции и таких языковых факторов, повышающих эффективность обучения общению на иностранном языке, как коммуникативность и интерактивность.
Следует отметить, что лингвистическое, социальное и когнитивное развитие учеников связано, в том числе, с активным участием в социокультурных событиях. Таким образом, такие социальные сети, как Фейсбук, ВКонтакте также могут служить средством и средой для изучения немецкого языка. Ученики, которые используют современные технологии при изучении немецкого языка, демонстрируют большую способность анализировать информацию, лучшие навыки общения.
Преподаватель должен осознавать, что неформальный уровень общения на немецком языке в социальных сетях поможет усовершенствовать практический уровень владения языком. Социальная сеть привлекает учащихся к работе в коллективе. Стеснительные ученики, которые не рискуют принимать участие в дебатах на классных занятиях, могут быть значительно смелее в высказывании и отстаивании собственных мыслей в социальной сети.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Проблема интеграции ИКТ в учебном процессе
Традиционное обучение упрощает задачу учащихся понять иностранный язык и препятствует пониманию ими структуры и функции языка, делает учащихся пассивными получателями знаний. Главной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях является приобретение учащимися умений и навыков грамотного использования иностранного языка в реальных жизненных ситуациях не только повседневного, но и делового, профессионального общения [2].
Для дальнейшей оптимизации и повышения эффективности процесса обучения все чаще применяются мультимедийные средства. Мультимедийное обеспечение учебного курса в школе может привлечь внимание учащихся. Работая с мультимедиа-ресурсами, учащиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения [10].
Современность требует от современного педагога и ученого изучать и рассматривать мультимедиа как средство интерактивного и креативного обучения иностранному языку. В. Бартощак работает над интенсивным изучением иностранного языка [1], И. В. Удовенко, обосновывая необходимость использования ИКТ в образовательном процессе, отметила, что дидактические возможности определенных технических средств соотносятся с определенными желательными характеристиками [19]. Исследовательница отмечает, что «современный специалист в любом случае должен обладать навыками использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном контексте» [19]. Ряд других ученых и методистов утверждают, что мультимедиа – это не просто средство, а инструмент быстрого овладения иноязычной речью.
Бесспорными преимуществами и особенностью мультимедиа-технологии являются такие ее возможности, активно использующиеся в процессе обучения:
— сохранение значительного объема разнообразной информации;
— увеличение (детализация) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при условии сохранения качества изображения.
Применение технологий мультимедиа положительно отражается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
— стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
— повышает мотивацию учащихся к обучению;
— развивает у учащихся навыки совместной работы и коллективного познания;
— формирует более глубокое понимание изучаемого материала благодаря комплексному воздействию различных типов информации [6].
Проанализировав методы и подходы отечественных и зарубежных авторов к интенсивному обучению иностранному языку, а именно М. Фицулы, Л. Каспера, Ю. Бабанского, Н. Скляренко, можно выделить следующие характерные особенности изучения иностранного языка: овладение иностранным языком за короткое время за счет мобилизации ресурсов личности и ее скрытых резервов; иностранный язык не изучается, а воспринимается через общение; занятия начинаются с речевых упражнений, а не с усвоения грамматических правил; обучение иноязычной речи проходит в форме ролевой игры эффективнее, если используется мультимедийный подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий [19].
Таким образом, внедрением современных и инновационных подходов к преподаванию иностранного языка является использование мультимедийных средств обучения. Все эти технические средства значительно изменяют возможности преподавателя, делают занятия более насыщенными и продуктивными. Появляется такое понятие, как техническая насыщенность урока. Мультимедийные проекторы дают возможность матричной презентации материала, которая отрывает ученика и преподавателя от печатного текста, от последовательного считывания и заучивания наизусть [20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы