Курсовая с практикой на тему Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду 6
1.1 Необходимость применения ИКТ технологий в детском саду 6
1.2 Области применения ИКТ технологий в детском саду 11
1.3 Значение применения ИКТ технологий в детском саду 15
1.4 Специфика применения ИКТ технологий в детском саду 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду 22
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение:
Актуальность темы. Система дошкольного образования является одной из наиболее стремительно развивающихся сфер жизни современного общества, в том числе и потому, что появление новых технологий и их внедрение в процесс обучения ставит новые задачи, как перед педагогом, так и перед самим воспитанником.
Проблема совершенствования образовательного процесса заключается прежде всего, в том, что включение информационных технологий в процесс воспитания должно полностью отвечать современным требованиям законодательства, в частности, ФГОС ДО, который не просто определяет ключевые принципы построения отношений в дошкольном образовательном учреждении, но и является отправным документом, представляющим собой основу формирования личностных и познавательных умений и навыков ребенка. Это актуализирует в свою очередь процесс применения информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении, поскольку одной из задач детского сада является развитие потенциала обогащенного развития личности ребенка, в том числе, и подготовка воспитанника к полноценному существованию в мире информационных технологий.
Поскольку информационные технологии представляют собой довольно широкое понятие, в общем смысле подразумевая «процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств» [11, 648], то целесообразно определить ту предметную область, которая наиболее полно описывает совокупность исследуемых отношений.
В рамках данной работы мы будет рассматривать информационные технологии как комплекс средств обучения и их использования в ДОУ Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе позволяет представить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, что не просто привлекает внимание ребенка, но и делает процесс обучения более доступным, наглядным и эффективным.
На сегодняшний день область научной литературы не в полной мере отражает особенности выбранного предмета исследования: существующие наработки, пособия и методики практически недостаточно освещают проблемы использования новых информационных технологий в дошкольных учреждениях; а с другой стороны: в современных условиях сохраняется проблема нехватки оборудования в ДОУ для успешного обучения детей с помощью информационных технологий.
Проблема работы – раскрыть пути внедрения информационно – компьютерных технологий в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Цель: исследовать использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии в детском саду.
Предмет исследования: использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду
Гипотеза — использование информационно – коммуникационных технологий на занятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, сделает их более яркими, современными, наглядными, насыщенными по содержанию и будет способствовать формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду;
2) выявить возможности использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду;
3) разработать методические рекомендации, направленные на использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду.
Методы исследования:
— изучение, отбор и систематизация материала по исследуемой проблеме;
— наблюдение, анкетирование;
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский Сад комбинированного вида № 73 Сергиев посад.
Сроки исследования: 1.10.2018 по 20.05.2019
Этапы исследования:
I этап – теоретический, который включает читает в себя исследование психолого-педагогической, методологической литературой литературы по проблеме.
II этап – опытно — практический, закреплением который заключается семьи в проведении опытно – практической повышению работы по данной такое проблеме.
III этап – аналитический, активно содержащий анализ часов проведенного исследования.
Теоретическая значимость работы изучены особенности методического сопровождения по организации занятий с дошкольниками с использованием информационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал по использованию информационных технологий на занятиях с дошкольниками может быть использовано педагогами ДОО, студентами и родителями
Заключение:
В результате исследования можно сделать выводы, что:
1. В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
2. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. ИКТ позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
3. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность.
4. Использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Таким образом, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современных информационно коммуникационных технологий позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
В результате исследования были разработана методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОО:
1. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью, как популяризация деятельности детского сада.
2. При подготовке к НОД педагог должен четко знать, какими аппаратными и программными средствами он будет располагать в группе, и исходя из этого, разрабатывать свои цифровые образовательные ресурс.
3. Реализуя принцип наглядности, используйте методы и приёмы, позволяющие воспитанникам активно участвовать в образовательном процессе. При использовании интерактивной доски выстраивайте занятия таким образом, чтобы воспитанник работал с доской.
4. При разработке НОД с использованием ИКТ следует учесть то, что занятие не существует само по себе, оно взаимосвязано с предыдущими и последующими, поэтому целесообразно подбирать и структурировать материал для всей образовательной темы. Выбирать из содержания тот материал, который требует использовать ИКТ, и именно для него подбирать и разрабатывать цифровые и образовательные ресурсы, которые вы будете использовать на занятиях. Применять ЦОР можно на любом этапе занятия, задача педагога определить, на каком этапе занятия целесообразно использовать ИКТ, а также выбрать формы, методы и приёмы для эффективного применения ИКТ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду
1.1 Необходимость применения ИКТ технологий в детском саду
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [14, 53].
Воспитательно-образовательная среда дошкольной организации – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольной организации, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Воспитательно-образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности.
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание воспитательно-образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
(интегративное, инклюзивное, консультпункт, лекотеки, группа кратковременного пребывания и т.д.)
— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родит. И метод уголки, газета, информация через СМИ)
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [1, 12].
Как указывает В.В. Данилина воспитательно-образовательная среда детской образовательной организаций (ДОО) воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника и состоит из следующих компонентов:
1. Взаимодействие участников педагогического процесса – это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта [5, 31-32].
Все компоненты воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В своем дошкольном учреждении мы стараемся создать образовательную среду, которая будет стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
По мнению С.А. Касумова, информационно–образовательная среда ДОО (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий. В основе создания информационной воспитательно-образовательной среды дошкольного образования лежит организация использования информационно– коммуникационных технологий (ИКТ) [9, 2].
М.П. Нечаева считает, что эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. ИКТ в системе воспитательно-образовательной среды изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную воспитательно-образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательную среду ДОО способствует интеграции различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество [17, 45].
Для создания, развития информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной среде ДОО, по мнению Л.В. Храмова, необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования [25, 29].
Современные требования к системе образования в целом и, в частности, к дошкольному образованию, предполагают решение таких задач, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Большое внимание уделяется организации взаимодействия с родителями, созданию условий для вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии [16, 64]. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте. Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный [5, 31].
Особую актуальность вопрос внедрения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной среде ДОО приобрел с введением ФГОС ДО, поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике.
Очевидно, что педагог, обладающий информационной компетентностью, имеет качественное преимущество перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Для повышения качества профессионального развития воспитатели посещают региональные курсы повышения квалификации, учатся и делятся опытом на муниципальных методических объединениях, способствует этому и методическая работа внутри ДОО. В эпоху глобальной информатизации востребованным становится использование ИКТ в воспитательно-образовательной среде ДОО. Как показывает практика, без информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить современное дошкольное учреждение, которое, являясь частью общества, движется и развивается вместе с ним.
Информатизация воспитательно-образовательной среды ДОО, по мнению А.Ю. Старикова, открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инноваций воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели детского сада обучаются на специализированных курсах, создают презентации, мультфильмы для работы с детьми и родителями, используют обучающие компьютерные игры для детей, участие в вебинарах и конкурсах различного уровня способствует повышению их профессиональной компетентности [22, 34].
Правильно организованное использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной среде дошкольной образовательной организации, в частности грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, повысить мотивацию детей, обеспечить наглядность представления любого материала, обучать предпосылкам самостоятельного получения знаний [13, 721].
Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Процесс информатизации способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество [7, 23].
Однако практические аспекты информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной среде ДОО требуют дальнейшей проработки. Отечественные и зарубежные исследования по использованию мультимедийных ресурсов в дошкольном образовании подчеркивают возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии интеллекта и в целом личности ребенка, оптимизации взаимодействия с родителями (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Н.В. Чуднова и др.).
Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены новым наглядным материалом, предлагаемым в электронном виде [14, 60].
Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование ИКТ позволяет развивать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, на практике овладевать способами работы и обмена информацией с помощью современных технических средств.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательной среде ДОО позволяют по-новому организовывать и осуществлять работу с родителями воспитанников.
Использование на родительских собраниях мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию собравшихся видеоролики о жизни детей в детском саду, презентации по организации питания, работе, проводимой педагогами с целью подготовки воспитанников к обучению в школе. На сегодняшний день многие ДОО имеют сайт, который постоянно обновляется и пополняется разнообразным материалом [14, 61-63].
Таким образом, в наш век быстроразвивающихся технологий и дошкольному образованию оставаться на старом уровне нельзя, но с помощью старых знаний нового образования не построить, поэтому возникает необходимость развиваться, учиться, постигать новое. Однако следует отметить стремление педагогов ДОО идти в ногу со временем, работать и творить в режиме развития, изучать возможности информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации, принципиально иначе подходить к оценке возникающих проблем в организации воспитательно-образовательной деятельности.