Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания английского языка

Курсовая с практикой на тему Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. ИКТ в образовательном процессе в современной школе 5
1. 1 Активные и интерактивные формы и методы обучения 5
1.2 Учебная мотивация младших школьников 14
1.3 Мультимедийные технологии как основа ИКТ на уроках английского языка 18
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Использование компьютерных игр в обучении английскому языку 22
2.1 Методическая обусловленность использования обучающих игр на уроках иностранного языка 22
2.2 Особенности применения компьютерных игр при обучении английскому языку в начальной школе 27
Выводы по Главе 1 31
Заключение 33
Литература 35
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41

 

  

Введение:

 

Изучение иностранного языка невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии.
Актуальность данной работы заключается в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной способностью и активным вовлечением младших школьников в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и навыков разговорной речи и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетентности среди школьников. Они способствует адаптации к современным социальным условиям, поскольку обществу нужны люди, которые быстро ориентируются в современном мире, самостоятельны и инициативны, добиваются успеха в своей деятельности. В основе любого нововведения лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из основных задач современного образовательного процесса. Образовательная деятельность в начальной школе требует использования определенных технологий, которые обеспечивают решение этой проблемы. Это инновационные формы обучения: ИКТ, технологии критического мышления.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – процесс использования ИКТ на уроках английского языка в современной начальной школе.
Основная цель – выявить возможности информационно-коммуникационных технологий в повышении мотивации учения.
В связи с постановкой цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть активные и интерактивные формы и методы обучения на современном этапе;
2. проанализировать учебную мотивацию младших школьников;
3. рассмотреть сущность мультимедийных технологий и возможности их использования на уроках английского языка;
4. проанализировать особенности использования компьютерных игр в процессе обучения английскому языку в начальной школе.
Теоретической и практической базой исследования послужили труды ученых и педагогов, которые активно занимаются разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий: Полат Е.С., Дмитреева Е.И., Новиков С. В, Цветкова Л.А.
Методы исследования, использованные в данной работе: описательный метод, метод анализа информации; обобщение полученных результатов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, выводы, заключение и литературу.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основная цель курсовой работы «Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учения» – выявить возможности информационно-коммуникационных технологий в повышении мотивации учения.
В связи с постановкой цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность и особенности применения активных и интерактивных форм и методов обучения на современном этапе образовательного процесса. Благодаря такой деятельности у младших школьников развиваются общеучебные навыки: социальные, коммуникативные, мыслительные. Также развиваются исследовательские навыки. Одной из основных особенностей младшего школьного возраста является тот факт, что у детей, пришедших в школу, разный уровень подготовки к обучению, неодинаковый социальный опыт и психофизическое развитие. Задача основного начального образования – помощь в развитии способностей каждого ребенка и создание условий для индивидуального выражения младшего школьника.
2. Проанализирована учебная мотивация младших школьников, которая возникает в результате умелого и грамотного применения учителем современных форм и методов обучения. Формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников выступает целью начального этапа изучения иностранного языка, на котором очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков для овладения иностранным языком. Самое важное – это удовлетворение деятельностью, которая благоприятно влияет на мотивы и способы обучения, а также на то, чтобы ученики могли общаться с учителем, с одноклассниками, создавать благоприятные отношения в своей деятельности.

3. Рассмотрена сущность мультимедийных технологий и возможности их использования на уроках английского языка. Мультимедийные технологии обогащают процесс восприятия учебной информации, позволяют сделать обучение более эффективным. При использовании интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе доля изучаемого материала может достигать 75% [Бухвало 2001]. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным, мотивированным и эффективным.
4. Проведен анализ особенностей использования компьютерных игр в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Под компьютерной обучающей игрой следует понимать вид деятельности, используемый в учебном процессе с конкретной дидактической целью. Для компьютерной обучающей игры характерна определённая структура в виде набора правил, ролей, игровых действий.
На уроке английского языка компьютерная обучающая игра позволяет решить целый комплекс важных методических задач. Игра обеспечивает имитацию естественной ситуации общения, смену различных форм работы, создаёт условия для многократного повторения и запоминания учащимися языкового материала, тренирует учащихся в выборе необходимого речевого образца, выводя тем самым к ситуативной спонтанной речи.
В результате чего можно сделать вывод, что компьютер является незаменимым помощником для изучения и освоения учебного материала посредством игры. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков и мотивации к обучению иностранным языкам. Именно поэтому, как считают многие педагоги, компьютерные и интерактивные технологии на уроках в школе могут помочь учащимся стать более активными и заинтересованными.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ИКТ в образовательном процессе в современной школе
1. 1 Активные и интерактивные формы и методы обучения

Российское общее обязательное образование осуществляется в условиях системных изменений, главными аспектами которого являются реформирование гражданского общества, совершенствование рыночной экономики, укрепление региональных структур, фрикционные подвижки в сфере занятости, в частности диверсификация спроса на рабочую силу от производственной сферы в сферу услуг и сервиса. Всё это возможно лишь при коренном изменении процессов обучения в преподавании общественных и экономических дисциплин в школах, техникумах и колледжах. Эффективность такого обучения зависит полностью от познавательной активности обучающихся, но также и важно качество содержательной составляющей данного процесса. Кроме того, учителям следует обращать внимание на то, как будет усваиваться учебный материал. Виды усвоения могут быть разными: индивидуальными или коллективными, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [Об особенностях введения Федерального государственного…2012].
В школьном образовании одной из наиболее часто используемых классификаций методов активного обучения считается схема, которая была предложена А. М. Смолкиным [Смолкин 1981]. В соответствии с ней в активном обучении, в том числе выделяются не имитационные и имитационные методы. Последние включают формы проведения занятий, учебно-познавательный процесс в которых построен на имитации различных ситуаций. Имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые. К игровым методам относят деловые игры, игровое проектирование и др. Под обучающей игрой следует понимать вид деятельности, используемый в учебной деятельности с конкретной дидактической целью. Для обучающей игры характерна определённая структура в виде набора правил, ролей, игровых действий.
На уроке английского языка обучающая игра позволяет решить целый комплекс важных методических задач. Игра обеспечивает имитацию естественной ситуации общения, смену различных форм работы, создаёт условия для многократного повторения и запоминания учащимися языкового материала, тренирует учащихся в выборе необходимого речевого образца, выводя тем самым к ситуативной спонтанной речи [Смолкин 1981].
Место и время обучающей игры на уроке учителем выбирается самостоятельно, при этом педагогу нужно подбирать игру с учётом актуальной дидактической цели. Необходимо готовить не только дидактический материал, но и продумать различные нюансы организации самой игры, а также механизм перехода от игры к последующей учебной деятельности.
Существующие типы обучающих игр, применяемых на уроках иностранного языка, представлены двумя разновидностями: подготовительные и творческие игры. Подготовительные игры направлены на формирование языковых навыков, они представлены играми по развитию фонетических, орфографических, грамматических и лексических навыков. Творческие игры предназначены для развития речевых навыков, умения быстро реагировать, придумывать и использовать те или иные конструкции. К творческим относят сюжетно-ролевые игры, в основе которых лежит конкретная ситуация — жизненная, деловая или иная. При подборе грамматических игр нужно учесть тот момент, что морфологические явления могут отрабатываться по той же технологии, что и слова. Например, для отработки местоимений или неправильных форм глагола можно также использовать игру с мячом. Игру можно провести в том же варианте, что и с лексикой (дети в кругу бросают друг другу по очереди мяч) или в варианте, когда выбирается ведущий (чаще всего им выступает учитель). Ведущий кидает мяч остальным, предлагая назвать какую-то форму по связи с тем, что он произносит (например, отрицательную форму названного глагола, притяжательное местоимение для некоторого личного, порядковое числительное и др.) В таком варианте игры нет проигравших, игра заканчивается тогда, когда названы все нужные формы.
Для отработки синтаксических конструкций нужно использовать игры, где в задачу учащихся будет входить или повторять отрабатываемый грамматический образец или составлять своё предложение по имеющемуся образцу [Бабанский 1985]
— Игра «Снежный ком» позволяет обеспечить многократное повторение исходной фразы, а также отработать способы обогащения предложения второстепенными членами.
Ведущий (учитель или ученик) произносит короткую фразу, например «I like», игрок должен повторить её, добавив какое-то слово от себя — «I like music». Следующий игрок также добавляет одно слово — «I like classical music», за ним ещё один ученик — «I like to listen to classical music» и т. д., до тех пор, пока хватит фантазии. Выигравшим считается последний игрок, сделавший самое длинное предложение. Обеспечить составление предложения по базовой модели может игра «Крестики-нолики».
На доске чертится таблица для игры, класс делится на две команды — команда крестиков и команда ноликов. Учитель пишет на доске над таблицей исходную фразу (например, при отработки герундия «I like reading»), каждая команда должна по очереди правильно составить фразу по образцу, тогда она получает право поставить в таблице свой знак и попробовать выиграть.
— Игра «Шапка» вопросов предназначена для отработки различных типов вопросов.
Ученики пишут записки с вопросами (на знание текста; вопросы, ответы на которые они не знают, но хотели бы узнать; вопросы по выяснению мнения своих одноклассников и др.) и бросают их в «шапку». Затем учащиеся по очереди подходят к «шапке», вынимают вопрос и отвечают на него. После ответа идёт обсуждение вопроса и ответа (насколько они были интересными и полными).
В игре может быть поставлены какие-то дополнительные условия — пишем только общие вопросы (разделительные, альтернативные и др.), избегаем использовать в вопросе некоторые слова, ограничиваем число участников (но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами — отвечают через суфлера) и др. Вариантом игры может стать игра с заворачиваемой бумажкой. На самом верху листочка первый участник пишет вопрос, потом загибает часть листа, чтобы спрятать вопрос и на завёрнутой части пишет первую часть вопроса. Затем он передаёт этот листок другому участнику, который должен ответить на вопрос, ориентируясь только на видимую ему часть вопроса. Свой ответ он пишет ниже и тоже подгибает листочек, спрятав ответ. Дальше он сам пишет вопрос, прячет его, записывает его часть и передаёт следующему участнику, и так пока не закончится листочек. В конце лист разворачивается и ведущий читает полные вопросы и полученные на них ответы. Игра получается достаточно забавной, т.к. ответы идут вслепую, и могут быть достаточно смешными.
Мы можем отметить, что существует огромное разнообразие фонетических, орфографических, лексических и грамматических игр, которые позволяют не только сделать урок более занимательным, но и в весёлой непринуждённой форме отработать языковые явления, вызывающие у учеников трудности. Кроме того, игровая форма заданий позволяет сделать незаметной необходимость монотонного повторения однообразных языковых и речевых единиц.
К неигровым относят анализ конкретных ситуаций, например, кейс-стадии, решение ситуационных задач и другие [Бабанский 1985, с.30]. Так, при проведении практического занятия в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)» можно применить универсальный и весьма эффективный метод «мозгового штурма». Ученики среднего и младшего звена самостоятельно чётко и однозначно формулируют проблемы управленческой деятельности, по которым необходимо принять оптимальное решение. С этой целью организуется семинар, на котором участники разделяются на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». В обеих группах назначаются руководители, их роль довольно велика, в которой они выступают дирижерами «синтетического мозга». От эрудиции, такта руководителя, его умения «завести» членов группы зависит очень многое. Отдается предпочтение озарениям и фантазиям перед систематическим мышлением, поощряются комбинации и новые применения уже выполненных предложений, высказывания участников фиксируются на бумаге [Организация образовательного процесса…2012]. Данная методика не заменяет талант, знания или опыт обучающихся, она лишь преумножает их мысли. Создается атмосфера эмоциональной приподнятости при коллективном мышлении, которая способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.
В процессе учебной деятельности, самореализации учащихся осуществляется через различные методы и приемы. В современной науке большое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации личности. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием. Приоритетная роль в нем отводится взаимодействию, развитию коммуникативных способностей личности, реализации социального опыта людей, обучению и сотрудничеству в области образования между участниками образовательного процесса [Ефременко 2007]. Следует отметить, что дисциплины гуманитарного цикла в последние годы все чаще преподаются использованием интерактивных методов обучения. В рамках такого предмета, как «Иностранный язык (английский)» можно проводить несколько видов из арсенала интерактивных методов: тренинговое занятие, деловую игру, дискуссию. Например, можно предложить следующие игровые ситуации:
1. Вы сидите в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина. Предложите ей свое место.
2. Представьте, что вы на приеме у врача. Назовите свое имя и возраст. Постарайтесь описать, что вас беспокоит.
3. В вашем классе новый ученик. Познакомьтесь с ним, покажите ему школу и свой класс.
4. Вы пришли к другу на День Рождения. Поздравьте его, вручите подарок.
5. На свой День Рождения вы пригласили друзей. Расскажите маме, что они любят, а что нет.
6. Поговорите по телефону со своим другом и пригласите его на прогулку.
7. Опишите внешность своего лучшего друга.
8. Англичане любят говорить о погоде. Представьте, что вы англичанин и говорите со своим другом о погоде.
9. Ваш товарищ заболел, вы пришли навестить его.
10. Вы пришли в магазин за хлебом и маслом.
11. Вы пришли в кафе. Попросите чашечку чая, кофе или стакан сока и поблагодарите официанта.
12. Предложите своему другу чашку чая и пирожное.
13. Спросите у прохожего, сколько времени и поблагодарите его.
14. Представьте, что вы встретили иностранца, который говорит по-английски. Объясните ему, как пройти в кинотеатр.
15. Представьте, что вы встретили иностранца, который говорит по-английски. Ответьте на его вопросы (вопросы написаны учителем на доске).
16. Поговорите с иностранцем о любимой книге или фильме.
17. Расскажите о своем животном и спросите у друга о его питомце.
Интерактивные методы совершенствуют коммуникативные навыки, вырабатывают конструктивное поведение в конфликтной ситуации, так как специальности сферы «человек-человек» предполагают активное взаимодействие. Довольно часто умение общаться, знание психологических основ, умение осуществлять выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации является такой же важной компетенцией наряду с профессиональными навыками [Ефременко 2007].
Учебный процесс, опирающийся на внедрение интерактивных форм обучения, организуется с учётом включенности в процесс познания всех участников группы без исключения. В совместной деятельности каждый участник делится своими познаниями, внося в общее дело свой личный вклад. В процессе совместной работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, а интерактивное обучение представляет собой диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимися и учителем, а также между самими обучающимися. В последние годы в практике школьного обучения стал более широко использоваться кейс-метод. Кейс-стади – это метод анализа конкретной ситуации, где «анализ ситуации» составляет суть деятельности обучающихся при решении кейса [Абдуллоева 2009]. Поэтому обучающий потенциал кейс-метода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности, а также действий и методов работы, которые необходимы обучающимся для нахождения оптимального решения учебной проблемы. На занятиях используется как письменное, так и устное решение задач. На современном этапе в образовательном процессе необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому учитель совместно с учениками создаёт видео-кейсы. Кейс-метод помогает развивать следующие компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные умения. В структуре кейс-метода присутствуют споры, дискуссии, аргументации, которые довольно сильно тренируют участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
В современных условиях возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных личностях, способных реализовывать широкий спектр производственных функций [Абдуллоева 2009]. В этой связи отметим, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование современного учебно-воспитательного процесса.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые предпосылки для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новых ситуациях, находить собственные творческие подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, таким образом, оказывая существенное влияние на развитие школьников младшего звена.
Очевидно, что в настоящее время средства современных ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, атак же современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных. К ним относятся телевидение, радиовещание, компьютеры, звуковая и видеотехника, электронные носители информации, программные комплексы, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы в цифровую и обратно. Многие учителя использует в обучении компьютеры последних поколений, интерактивные доски и современное программное обеспечение [Бабанский 1985].
Информационные технологии предоставляют возможность:
1.сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
2.вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
3.значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения. На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность проблемы применения средств современных ИКТ в учебных целях. Основная причина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения компьютеров в целях обучения и массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоятельности. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их. умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Применение средств ИКТ на уроках — эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной [Гальскова 2009].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы