Курсовая с практикой на тему «Использование игровых технологий в развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности развития фонематического восприятия 6
1.2 Причины нарушения фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Роль игр в развитии фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе: 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 30
2.1 Цель, задачи и методы исследования 30
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 36
2.3 Практические рекомендации по развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по второй главе: 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 50
Введение:
Актуальность. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи является одной из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в детском саду и семье.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на развитие всего речевого аппарата дошкольника и закладывает основы успешного обучения в школе.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать базу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.
Бесспорна связь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексической и грамматической стороной речи. Путем систематической работы по развитию фонематического слуха дошкольники воспринимают и различают суффиксы слов, приставки, общеупотребительные суффиксы, выделяют предлоги предложений и т. д., что так важно в развитии навыков чтения и письма. В овладении грамматической структурой родного языка дошкольник переходит от акцентирования внимания на звуковой форме морфем к акцентированию внимания на отдельных фонематических признаках. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.
Степень изученности. Многие исследователи подчеркивают роль развития у детей осознания фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в собственной и иностранной речи (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, М. М. Алексеева). От понимания, характеристики звуковой стороны речи, можно протянуть нить к пониманию речи в самом широком смысле слова — как осознанию явлений языка и речи у дошкольников, как условию формирования произвольности речи. .
Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших для специальной подготовки детей к грамоте.
Формирование фонематического восприятия очень важно, так как его не сформированность приводит к недостаткам в усвоении письма, т.е. к дисграфии, но и вызывает трудности в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия легче корректируется и звукопроизношение ребенка.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали положительную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Представляется, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия игры и игровых приемов они станут более привлекательными для детей и, следовательно, более эффективными.
Цель исследования – разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия у старших дошкольников.
Объектом исследования является развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.
Предметом исследования: игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи;
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
2. Ознакомиться с технологиями развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования;
3. Изучить роль игровых приёмов и методов в развитии фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести экспериментальное исследование использования игровых технологий в практике развития фонематического восприятия детей.
Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение; беседы; диагностические методы развития фонематического восприятия детьми дошкольного возраста, эксперимент, количественные методы обработки результатов.
Теоретической значимость исследования заключается в подборе специальных дидактических игр, которые будут направлены на формирование фонематических процессов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведённого исследования могут использоваться в педагогическом просвещении родителей, рекомендованы педагогам для использования в практике.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Речевая функция – одна из важнейших функций человека. Раннее выявление речевой патологии и ее своевременное устранение, и профилактика вторичных речевых и нервно-психических расстройств являются важнейшими задачами логопедов, педагогов, врачей и родителей детей. Дети с дефектами речи не могут успешно усваивать школьную программу. Широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его негативное влияние на усвоение чтения и письма позволяет найти эффективные пути преодоления этой речевой ошибки как одной из важнейших задач логопедии.
Проблема преодоления фонетического и фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией давно привлекает внимание специалистов различных областей научных знаний. Важность изучения фонематического фактора обусловлена тем, что в настоящее время у большей части детского населения отмечается задержка речевого развития в связи со звукоразличением, что отрицательно сказывается не только на устной (выразительной и выразительной), но и на письменной речи.
В логопедии принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Под фонематическим восприятием, или фонематическим слухом, что многие современные исследователи считают одним и тем же, принято понимать способность воспринимать и различать речевые звуки (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Способность воспринимать и различать звуки речи у детей формируется постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха можно понять значение отдельных слов. Вот почему фонематический слух называют семантическим.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение слушать чужую речь является одной из причин неправильного произношения. Ребенок должен приобрести способность сопоставлять свою речь с речью других и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале происходит на материале неречевых звуков.
Мониторинг показал возможность и необходимость специальной работы по развитию фонематического восприятия. Он обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культурой родного языка, что очень важно для речемыслительного развития и последующего обучения в школе.
Результаты экспериментальной работы подтвердили гипотезу о том, что развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет иметь место, если:
— будут разработаны критерии и показатели для определения уровня развития фонематического восприятия;
— будут разрабатываться и применяться игровые технологии, в том числе различные игры для развития у детей дифференцированной ориентировки в звуковом строе речи;
Проделанная работа позволяет утверждать, что наиболее эффективными методами развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом являются:
— игра слов;
— дидактические игры с игрушками на звукоподражания;
— игровые упражнения на развитие или уточнение движения артикуляционного аппарата, отработку определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.
— мобильные текстовые игры;
— игры — инсценировка;
-загадки, детские стишки, рассказы, песенки, сказки.
Технологию игры необходимо организовать таким образом, чтобы овладение звуковой стороной речи с самого начала было творческим, основанным на ориентировочной (поисковой) деятельности ребенка в окружающем мире и в словах, на языковых обобщениях. , экспериментируя со словом.
В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. В играх дети должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, прислушиваться к одинаковым звукам речи, звукосочетаниям, словам. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже они учатся различать слоги, а затем и фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей основных навыков звукового анализа. Эффективная коррекционная работа будет способствовать лучшему развитию дошкольников и более быстрому приобретению ими навыков, необходимых для дальнейшего развития, что мы и доказали в процессе коррекционной работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности развития фонематического восприятия
Старший дошкольный возраст — последний период дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новообразования. Это произвольность мыслительных процессов — внимания, памяти, восприятия и т.д. — и, как следствие, способность контролировать свое поведение и изменять свой образ самого себя, уверенность в себе и самооценку. Феномен волонтерства представляет собой решительное изменение деятельности ребенка, когда целью ребенка является не изменение окружающих его внешних предметов, а овладение собственным поведением [4 с.543].
Дети шестого года жизни обладают еще большими физическими и умственными способностями, чем дети старшей группы. Они осваивают основные движения. Физически ребенок стал еще сильнее. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным развитием. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит всестороннее развитие ребенка. Психическое, эстетическое, нравственное, т.е. чисто социальное, развитие набирает обороты.
На этом этапе жизни все стороны речи ребенка продолжают совершенствоваться. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и отчетливо воспроизводит слова, обладает необходимым для свободного общения словарным запасом, правильно использует многие грамматические формы и категории, его высказывания становятся более осмысленными, выразительными и точными [30 с. 19].
Общение развивается как деятельность. В старшем дошкольном возрасте появляется внеситуативно-личностная форма общения, для которой характерны потребность во взаимопонимании и сопереживании, а также личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает внеситуационные характеристики, общение становится внеситуативным делом; стабильные электоральные предпочтения.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых особенностей и потребностей. Иными словами, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая, действенная — практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что ребенок в старшем дошкольном возрасте переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последней. В этот период вместо познавательного общения ребенка и взрослого на первый план выходит личность, в основе которой лежит интерес к межличностным отношениям. Старший дошкольник в целом правильно осознает, что нравится и не нравится взрослым в его поведении, адекватно оценивает качество своих действий и индивидуальные особенности своей личности. К концу дошкольного возраста у детей появляется уверенность в себе. Его содержанием является состояние практических навыков и нравственных качеств ребенка, которые выражаются в послушании установленным в данном коллективе нормам поведения. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без колебаний и опасений включаться в воспитательную деятельность при подготовке к школе и т. д [31 c.44].
У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления искренней заботы о близких, действия, призванные защитить от беспокойства и печали. Ребенок осваивает в определенной степени умение сдерживать бурные, резкие проявления эмоций, дошкольник 5-6 лет умеет сдерживать слезы, скрывать страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков опыта через взгляды, мимику, жесты, позы, движения, интонации.
Конструирование, рисование, лепка – наиболее типичные занятия для дошкольника. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основное психологическое значение которых заключается в следующем: ребенок должен понимать, что он делает правильное, полезное для других дело. Приобретенные к пятилетнему возрасту навыки ухода за собой, опыт работы на природе, рукоделия позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут перейти от выполнения поручений к обычным обязанностям: уборке игровой площадки, поливанию цветов, чистке одежды и обуви. При выполнении таких заданий ребенок получит первые озарения о радости собственного труда, о работе, проделанной на общее благо [20 с.38].
Другая деятельность, элементы которой мы приобретаем в дошкольном детстве, — это учебная деятельность. Его главная особенность в том, что ребенок меняется, приобретает новые знания и навыки. В учебной деятельности главным является приобретение новых знаний.
Пять лет характеризуются расцветом фантазии. Воображение ребенка особенно ярко проявляется в игре, где он действует увлеченно. В то же время детям этого возраста непросто вообразить что-либо намеренно, подключив волю.
Ведущим видом деятельности является ролевая игра. В ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняющего свои социальные, общественные функции. Ребенок постарше, дошкольник, может сначала выбрать все предметы, которые ему нужны для игры в доктора, и только потом начинать игру, не хватая ни того, ни другого. Наряду с ролевой игрой, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: тайники, бирки, круговые ванночки и т.д. Формируется умение подчиняться правилам. в ролевом процессе, где каждая роль содержит скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.