Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Теория игровых технологий 4
1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий 4
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности 7
1.3. Значение игры в обучении 11
1.4. Ограничения и недостатки использования игр в образовании 16
1.5. Теория и классификация образовательных игр 17
Выводы………………………………………………………………………………18
2. Применение игровых технологий на уроках математики 19
2.1. Примеры игр, используемых на уроках математики в начальной школе 19
2.2. Пример реализации игровых технологий на уроках математики в начальной школе 23
Выводы………………………………………………………………………………28
Заключение 29
Список использованной литературы 30

 

  

Введение:

 

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека.
Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:
 выполнять различные социальные роли;
 выражать разные гражданские позиции;
 организовывать или влиять на поступки других участников;
 устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
 решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.
В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.
В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.
Об актуальности данной работы можно судить по тому, насколько эффективна методика применения игровых технологий в начальной школе, которая оказывает серьезное воздействие на обучаемость младших школьников, поскольку в этом возрастном периоде игра в принципе для ребенка играет очень большое значение.
Цель работы: изучить процесс применения игровых технологий на уроках математики в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теорию игровых технологий
2. Изучить методологию применения игровых технологий на уроках математики.
Предмет исследования: применение игровых технологий
Объект исследования: применение игровых технологий на уроках математики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Большое место в жизни школьников, занимает игровая деятельность. Для ребенка, «игра – действительность, — писал К. Д. Ушинский, — и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание».
Игровая деятельность обучающихся проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре, которая вначале отражает предметную деятельность людей, а затем – человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. В этих словах А. С. Макаренко заключен большой педагогический смысл.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на уроках, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Теория игровых технологий
1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга

Под понятием «игровые педагогические технологии» подразумевается достаточно обширная группа методов и приемов, благодаря которым организуется педагогический процесс, включающий различные педагогические игры.
Игры, в общем, отличаются от педагогических игр определенным признаком — четкая поставленная цель в виде обучения с поставленными педагогическими результатами, с их обоснованностью и характерной учебно-познавательной направленностью.
Урок в виде игровой формы можно создать, используя игровые приемы и ситуации, основной целью которых является побуждение и стимуляция обучающихся к учебному процессу. [17]
Существуют основные направления, согласно которым реализуются игровые приемы и ситуации на уроке:
— постановка дидактической цели для учеников в виде задачи-игры;
— учебный процесс полностью подчинен правилам установленным игрой;
— средством игры является используемый учебный материал, при этом должен присутствовать соревновательный настрой, благодаря которому дидактическая игра становится игровой;
— успешно выполняется дидактическое задание, которое взаимосвязано с результатами игры [16].
Игровая технология может определить свое место и роль, а также сочетать в себе игровые и педагогические элементы только тогда, когда учитель точно понимает функцию и классификацию педагогической игры.
Первоочередным является классификация игр в основе, которой будет лежать вид деятельности, согласно которой они могут быть: физическими (двигательными), интеллектуальными (умственными), трудовыми, социальными и психологическими.
Исходя из характера педагогической деятельности, можно выделить несколько групп игр:
а) обучающих, тренировочных, контролирующих и обобщающих;
б) познавательных, воспитательных, развивающих;
в) репродуктивных, продуктивных, творческих;
г) коммуникативных, диагностических, профориентационных, психотехнических и др.
Педагогические игры имеют обширную типологию исходя из характера игровых методик. Приведем только те, которые имеют особую значимость, они могут быть: предметными, сюжетными, ролевыми, деловыми, имитационными и играми-драматизациями. Рассматривая предметную область игры можно выделить в любой школьной дисциплине.
Но самое главное, игровая технология и ее специфика может быть определена игровой средой: в игре могут быть задействованы предметы, либо отсутствовать, могут быть настольными, уличными, проводимые на местности, компьютерными с применением ТСО, а также с использованием различных средств передвижения [14].
Ниже представлены целевые ориентации:
•Дидактически ориентированные: расширяют кругозор, познавательную деятельность; применяют ЗУН в ходе практики; формируют определенные умения и навыки, необходимые в практике; развивают общеучебные умения и навыки; развивают трудовые навыки.
•Воспитательная направленность: воспитывают самостоятельность, волю; формируют определенные подходы, позицию, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки; воспитывают сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникативность [18].
•Развивающая направленность: развивает внимание, память, речь, мышление, способность к сравнению, сопоставлению, нахождение аналогий, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение в нахождении оптимальных решений; развитии мотиваций в учебной деятельности.
•Социализирующее направление: приобщать к общественным нормам и ценностям; адаптироваться в условиях среды; контролирование стресса, саморегуляции; обучение общению; психотерапии.
Среди концептуальных основ игровой технологии стоит выделить:
•В основе психологического механизма игрового процесса заложена фундаментальная потребность индивидуума — самовыражаться, самоутверждаться, самоопределяться, самореализовываться.
•Игра является формой в психогенном поведении, иными словами то, что присуще, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
•Игра является пространством «внутренней социализации» детей, средством благодаря которому можно усвоить социальные установки (Л.С.Выготский) [19].
•Игра является личностной свободой и свободой воображения иными словами «иллюзорной реализацией нереализуемого интереса» (А.Н.Леонтъев).
•Возраст человека никак не влияет на способность включения в игру, но при этом возрастные особенности накладывают свой отпечаток на игру.
•Развитие игр происходит за счет развития их содержания, в основе которого закладывается предметная деятельность к игре, отражая взаимоотношения людей, отношение к игровой деятельности в которых в основе содержания заложено подчинение общественным правилам и отношениям между людьми [12].
•Учитывая возрастную периодизацию ребенка (Д.Б.Эльконин) особую роль отводят ведущей деятельности, которая в зависимости от возрастных особенностей отличается содержанием. За счет каждого типа ведущей деятельности происходит развитие и формирование соответствующих психических новообразований.
Причем в других возрастных периодах, которые следуют после дошкольного, имеющие свои ведущие виды деятельности (в младшем школьном возрасте — преобладание учебной деятельности, в среднем — доминирование общественно полезной деятельности, в старшем школьном возрасте — преобладание учебно-профессиональной деятельности) не происходит вытеснение игры, а наоборот стараются включить ее в свою деятельность.
Ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка становится в период трехлетнего возраста, когда на передний план выходят человеческие отношения, они стараются рассмотреть явления жизни с внешней и внутренней стороны, при этом возникают переживания и само ориентация в жизни.
Начинается формирование воображения и символической функции сознания у детей, посредством чего происходит перенос свойств ряда вещей на другие формы, при этом ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, на фоне формирования навыков с культурным выражением ребенок интересуется уже коллективной деятельностью и общением [20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы