Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование игровых технологий как средство формирования логических УУД учащихся начальной школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
основы использования игровых технологий в обучении младших школьников. 5

1.1. Сущность игровых
технологий. 5

1.2. Особенности и виды
игровых технологий. 7

Глава 2. Особенности
формирования логических УУД учащихся начальной школы  12

2.1. Характеристика
логических УУД.. 12

2.2.
Психолого-педагогические особенности развития младших школьников. 17

Глава 3. Практическая работа
по использованию игровых технологий как средство формирования логических УУД
учащихся начальной школы. 24

3.1. Диагностика уровня
сформированности логических УУД учащихся начальной школы.. 24

3.2. Методические
рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы
посредством. 26

Заключение. 30

Список литературы. 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту
целью основного и среднего общего образования является развитие личности,
которая будет уметь самостоятельно ставить цели, планировать пути их
достижения, готовая к самоанализу и саморазвитию. Одним из требований стандарта
является формирование различных универсальных учебных действий (УУД) у
учащихся. В этот перечень также входят логические универсальные учебные
действия.

Одним из средств, формирующих умение развивать мотивы
познавательной деятельности, а также логические УУД, является использование на
уроках игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.

Разработкой игровых технологий, их методологических
основ, выяснением их социальной природы, значения для развития обучаемого в
отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, А.С. Макаренко, Сухомлинский В.А., Газман О.С., Беспалько В.П.,
Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И., Артемьева О.А., Борзова Е.В..
Коваленко В.Г. и др.

Объект исследования: использование игровых технологий в обучении младших
школьников.

Предмет исследования: использование игровых технологий как средства
формирования логических УУД учащихся начальной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать использование игровых
технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы и
основе опытного исследования разработать методические рекомендации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность
игровых технологий.

2. Выявить особенности
и виды игровых технологий.

3. Проанализировать особенности
развития логических УУД у младших школьников.

4. Изучить понятие
логических УУД младших школьников по ФГОС НОО.

5. Представить
результаты диагностики уровня сформированности логических УУД учащихся
начальной школы.

6. Разработать методические
рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы
посредством.

Методы исследования:
анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме
исследования, синтез, систематизация, классификация, аналогия, констатирующий
эксперимент.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игра – это особый вид деятельности, в
основе которого лежит взаимодействие индивида с конкретными людьми или
коллективом в целом на основе творческой, логической или иной деятельности,
способствующей закреплению или совершенствованию компетентности человека, его
личностных творческих способностей.

Следует
отметить, что игры на сегодняшний день выходят на новый, высокий уровень,
используются по-разному и эффективно. Все они несут познавательную, развивающую
и эмоционально-творческую ценность для детей и подростков, что является важным
аспектом при их обучении в школе, поэтому педагогу необходимо знать и выполнять
дидактические требования к играм.

На
сегодняшний день особенно важно предоставить для учащегося как можно больше
определенного предметного знания и умения в условиях отдельных предметов,
снабдить его такими универсальными способами действий, которые поспособствуют
его развитию и совершенствованию в постоянно изменяющемся социуме, данное
положение закреплено в ФГОС.

Возраст
младших школьников – это наиболее благоприятный период для развития каждого
познавательного универсального учебного действия, потому что все типы
деятельности, включая и образовательную деятельность, в данном возрасте
содействуют становлению познавательной области. Все процессы внимания, памяти,
воображения, восприятия получают характер наибольшей произвольности, учащийся
учится способам самоуправления. Кроме того, в ментальном плане усваивается
классификация, сравнение, аналитико-синтетическая деятельности, моделирующие
действия, которые становятся условий формирования познавательного универсального
действия в дальнейшем.

Формирование
логических универсальных учебных действий является важной частью
психолого-педагогического процесса. Формирование логических универсальных
действий у школьников способствует развитию их познавательной активности и
продуктивных мыслительных процессов. Логические универсальные действия
эффективно формируются и развиваются, если процесс их формирования отвечает
следующим методологическим требованиям: учет возрастных особенностей
психического развития младших школьников; системность и последовательность;
преемственность и преемственность в методике формирования логических
универсальных действий в учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в
возрасте от 9 до 10 лет, 8 мальчиков, 12 девочек. С целью диагностики уровня
сформированности познавательных логических универсальных учебных действий,
используется авторская методика Э.Ф. Замбацявичене «Методика исследования
словесно-логического мышления».

Анализ результатов исследования показал, что
большинство учащихся нуждаются в повышении уровня логических УУД. В этой связи
необходима работа, направленная на формирование логических УУД у учащихся
начальной школы.

Были разработаны методические рекомендации по
формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых
технологий.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования игровых
технологий в обучении младших школьников

1.1. Сущность игровых технологий

Попытки обобщить
понятие «игровой деятельности» делал в девятнадцатом веке ученый из Германии К.
Гросс. По его мнению, игровая деятельность способствует развитию разных
инстинктов для будущей борьбы за существование («теория профилактики»), и что
сама игра является своеобразий поведенческой школой.

Польский педагог Януш Корчак полностью поддержал
позицию немецкого ученого К. Гросса. Он считал, что «игра – это возможность
найти себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена
генетика прошлого, как и в народном досуге – песни, танцы, фольклор» [14].

Еще в восемнадцатом веке известные педагоги Ж.Ж. Руссо
и И.Г. Песталоцци отмечали, что необходимо формировать способности и умения
детей на основании законов природы, на основе деятельности, к которой стремятся
все дети [21].

Основной идеей педагогической системы Ф. Фребеля
является теория игры. По мнению Ф. Фребеля, «детская игра – это «зеркало жизни»
и «свободное проявление внутреннего мира. Игра является мостом от внутреннего
мира к природе» [2].

Следует заметить, что игровая деятельность сегодня
имеет большое значение в развитии и воспитании личности, так как дает каждому
ребенку возможность почувствовать себя субъектом определенного вида
деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности.

Игра, по словам О.С. Газмана, всегда предстает как бы
в двух временных измерениях. В первом случае она направлена в настоящее, где
дает личности сиюминутную радость удовлетворения ее действительных
потребностей. В другом – в будущем, поскольку в нем либо моделируются, либо
прогнозируются различные жизненные ситуации, либо закрепляются знания, умения и
навыки, необходимые человеку для выполнения различных функций (общественной,
управленческой, профессиональной, и др.) [5].

С точки зрения А.С. Макаренко доминирующая роль игры
состоит в том, что важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний,
непосредственно связанных с игровыми действиями, поскольку воспроизводимые
ребенком ситуации воображаемы, а переживаемые им чувства реальны. «В игре нет
более серьезных людей, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и
глубоко переживают, иногда страдают» [15].

В период с девятнадцатого по двадцатый век
значительный вклад в формирование и становление теории игр внесли
педагоги-ученые такие как: Е.А. Покровский, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, В.Н.
Харузина, Г.С. Виноградова, А.Н. Соболева, П.В. Иванова. Особая ценность
исследований этих педагогов состоит в первозданном характере их материалов,
извлеченных из глубин народной жизни, в которые вошли описания всех игр,
когда-либо попадавших в поле зрения наблюдателей.

К концу двадцатого века появились новые представления
об играх, авторами которых были Л.В. Былеева и В.М. Григорьев, С.К. Якуб, А.В.
Кенеман. Эти антологии носили фактологический характер, благодаря чему
организация воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях была
более успешной [23].

Благодаря игре и игрушкам, развитие различных
элементов и видов человеческой деятельности для ребенка происходит более
успешно. Именно поэтому Л.С. Выготский утверждал, что мало играющий ребенок
развивается медленнее, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего
возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на
голову выше самого себя» [4].

Поэтому игра является методом познания окружающей
действительности. Она возникает благодаря внутренним силам и позволяет ребенку
в короткие сроки овладеть оригинальными основами человеческой культуры, ведь
игра привлекает ребенка своим огромным разнообразием ситуаций, которые помогают
ему проявить свою оригинальность, индивидуальность, изобретательность,
находчивость и, самое главное, креативность. Так, отечественный писатель
Василий Белов в своей книге высказал следующую мысль: «Каждый ребенок хочет играть,
то есть жить творчески» [17]. Известный российский психолог Л.С. Выготский,
рассматривая роль игры для психического развития ребенка, утверждает, что в
связи с переходом ребенка в школу игра не только не должна исчезнуть, а
наоборот, должна стать основным видом его деятельности. «В школьном возрасте, —
отмечал он, — игра не умирает, а проникает по отношению к действительности. Она
имеет свое внутреннее продолжение в школьном образовании и работе…»  [4].

В.И. Зверева утверждает, что игра – это система
конкретных действий в специально смоделированной ситуации [10].

На основе изученных научных литературных источников по
проблеме игровой деятельности и игры можно окончательно остановиться на
следующем понятии. Игра – это особый вид деятельности, в основе которого лежит
взаимодействие индивида с конкретными людьми или коллективом в целом на основе
творческой, логической или иной деятельности, способствующей закреплению или
совершенствованию компетентности человека, его личностных творческих
способностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы