Курсовая с практикой на тему Использование игровых приёмов как условия активизации речи старших дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические
основы активизации речи старших дошкольников С
ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ..7
1.1 Особенности формирования речи старших дошкольников. 7
1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста. 11
1.3 Влияние игровых приемов на развитие речи старших
дошкольников. 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная
работа по активизации речи старших дошкольников посредством игровЫХ ПРИЕМОВ.. 21
2.1 Диагностика начального уровня развития речи у
старших дошкольников. 21
2.2 Психолого-педагогическая работа по развитию речи старших
дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. 26
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования. 28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК использованных источников. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В условиях современной
реальности перед дошкольными образовательными организациями стоит системная
задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При
этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и
совершенствование речевой культуры детей дошкольного возраста.
Речевая
культура в общем понимании неотделима от мира мыслей: связность речи – это
связность мыслей. В речевой культуре ребенка отражается логика мышления, его
умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной
речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об
уровне его индивидуального речевого развития и общем уровне развития речевой
культуры.
Игра
представляет собой один из ведущих видов детской деятельности, является весьма
привлекательной для дошкольников. Источником для нее служат литературные
произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и
происходящие с ними разнообразные события.
Вышеуказанными
положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего
исследования.
Основная сущность применения
игровых приемов в дошкольном возрасте состоит в том, что дети отражают в них разнообразные
стороны жизни, характеристики взаимоотношений взрослых, конкретизируют
собственные знания об окружающем мире. Именно разнообразные по формату и
содержанию игры и игровые приемы являются наиболее характерными занятиями детей
дошкольного возраста и имеют существенное место в их жизни. Специфической
чертой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность
имеет при этом ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Постоянно,
находясь в игровой среде, дошкольники, коммуницируя друг с другом, вместе
разрешают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования и
развития речевой культуры у дошкольников является игра.
Речевая культура
дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и
планирования, практическая реализация которых обеспечивается монологической
контекстной речью и формой внутренней речи. Значительным направлением
формирования речевой культуры дошкольников является превращение ее в орудие
мышления. По этим причинам проблема речевого развития дошкольников является
довольно актуальной и значимой в прикладном отношении.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет
содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО
п.2.6).
Теоретико-методологическая
основа и степень изученности настоящей проблематики состоит в том, что в
посвященных развитию речи дошкольников в игровой деятельности исследованиях Е.
И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О.
И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь
при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на
занятиях. Также в опубликованных научных трудах Е. Ф. Лукиной, К. Н. Лещенко,
М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Т. А. Марковой, В. Н. Андросовой и других
исследованы самые различные аспекты вопроса о роли игровой деятельности как
ведущем средстве развития речевой культуры у дошкольников.
Проблема
настоящего исследования состоит в противоречии: с одной стороны, вопросам
речевой культуры дошкольников посвящен ряд исследований, с другой стороны не
конкретизированы педагогические условия развития речевой культуры дошкольников
посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования – теоретически
обосновать и опытно-экспериментально подтвердить влияние игровых приемов на
активизацию речи дошкольников.
Объект исследования: формирование и
развитие речи у старших дошкольников. Предмет исследования: педагогические
условия формирования речи старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой
игры.
Поставленная
цель обусловила формулирование следующих задач исследования: 1.
Проанализировать основные особенности формирования речевой культуры старших
дошкольников. 2. Определить ведущие психологические
особенности старшего дошкольного возраста. 3. Рассмотреть влияние игры на развитие
речи и педагогические условия формирования речевой культуры дошкольников
посредством игровых приемов. 4. Осуществить опытно-экспериментальную
работу по формированию речевой культуры дошкольников при помощи игровых приемов. 5. Проанализировать полученные
результаты.
Гипотеза: в основе нашего исследования
лежит предположение о том, что развитие речевой культуры детей посредством
игровой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих
психолого-педагогических условий:
1) если перед проведением игры будут
проведены тематические беседы, обсуждения, в том числе между воспитанниками;
2) если будет составлена картотека,
направленная на развитие речи старших дошкольников, при регулярном её
обновлении;
3) если будет осуществлено взаимодействие
с родителями, направленное на развитие речи дошкольников при помощи
использования игровых приемов.
База исследования: МБДОУ
детский сад № 22 «Звездочка». Методы исследования:
1) анализ
психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме
исследования;
2) целенаправленные
наблюдения;
3) педагогический
эксперимент;
4) количественный и
качественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы: Общий объем работы
составляет 41 страницу, включает 6 таблиц и 4 рисунка. Работа включает в себя
введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 51
источников и приложения.
Практическая
значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки
практической программы формирования и развития диалогической речи детей
дошкольного возраста с помощью комплексной программы игровых приемов.
Заключение:
Развитие речи имеет существенное значение во всем
многоаспектном процессе развития ребенка. Само обучение речи и развития речевой
культуры возможно рассматривать и как цель, и как практическое средство
овладения родным языком.
При этом освоение различных сторон речи служит важнейшим
условием формирования и дальнейшего развития диалогической речи, и одновременно
развитие диалогической речи способствует самостоятельному применению
дошкольников отдельных слов и синтаксических конструкций.
Нами было осуществлено экспериментальное исследование по
проблеме практического изучения влияния игровой деятельности и сюжетно-ролевых
игр на развитие речевой культуры у детей дошкольного периода.
Итоги исследования оценивались по основным критериям оценки уровней
развития речевого общения дошкольников: навыки овладения связной речью,
сформированность умений общения со взрослыми и сверстниками и т.д.
Настоящее исследование проходило в три этапа. На
констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня
сформированности речевых умений старших дошкольников в экспериментальной и
контрольной группе.
Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень
навыков речи у большинства дошкольников в двух группах довольно низок и требует
своего развития.
Итоги диагностики по первой методике, представляющей беседу,
обнаружили, что большинство старших дошкольников как экспериментальной, так и
контрольной групп в контакт с экспериментатором почти не вступают, не хотят
отвечать на вопросы.
Был сделан вывод, что большинство старших дошкольников в двух
группах не обладают сформированным умением поддерживать диалог. Характерными
чертами развития диалоговой речи у старших дошкольников были выделены такие — в
ходе беседы они достаточно односложно и весьма стереотипно отвечают на
поставленные вопросы, уровень их диалогических навыков довольно невысокий, т.е.
ответные и инициативные реплики дошкольников были немногословны и малочисленны.
Итоги диагностики по второй комплексной методике на оценку
уровня развития диалогической речи показали, что большинство старших
дошкольников вежливо общаются с педагогом, довольно легко вступают с ним в
беседу, рассказывают. Но при этом в группах исследования есть и такие ребята, у
которых в неполной мере сформированы навыки вежливо поприветствовать взрослых,
применяя принятые словесные выражения.
Для развития у старших дошкольников
экспериментальной группы диалоговой речи была апробирована в условиях
настоящего дошкольного учреждения программа с применением сюжетно-ролевых игр.
Данная
программа включала 14 занятий и была рассчитана на 3,5 месяца процесса
обучения, использовалась с регулярностью один раз в неделю в послеобеденное
время только лишь в экспериментальной группе старших дошкольников.
Это
программа давала практическую возможность включать дошкольников в игровую
деятельность, все занятия были педагогически обоснованы и системны,
основывались на ведущих педагогических принципах и методах обучения старших
дошкольников. В контрольной группе детей подобные занятия не проводились.
Кроме развития навыков диалоговой речи с помощью
применения на практике игровой деятельности и сюжетно-ролевых игр, данные
занятия программы способствовали комплексному развитию личности старшего
дошкольника, росту его коммуникативных возможностей, установлению контакта в
разнообразных ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
совершенствованию важнейших навыков понимания окружающих людей.
Анализ
полученных результатов на контрольном этапе настоящего исследования показывает
значительную прикладную эффективность реализации обозначенных выше
педагогических условий.
По
итогам заключительной диагностики в ходе совместной беседы было выявлено, что
большая часть старших дошкольников из экспериментальной группы довольно
свободно и непринужденно вступают в диалог. При этом их речь богата не только
простыми, но и довольно сложными предложениями; в диалоговой речи в основном
преобладают не только ответные реплики, но и активные инициативные реплики.
Как неоднократно
указывалось в настоящем исследовании, ведущим видом деятельности ребенка
дошкольного возраста является игра. При этом само содержание игровой
деятельности в целом и сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте
значительно обогащается — от разыгрывания простых бытовых сюжетов дошкольник
переходит к отражению различных отношений, начинают появляются
импровизированные сюжеты с творческими нешаблонными компонентами.
Результаты проведенной
работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая игра дает
возможность на практике обеспечить комплексное развитие речевой культуры и всех
ее компонентов у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, прикладная
значимость настоящего исследования заключается в доказательстве
результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития
речи дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические
основы активизации речи старших дошкольников
С ПОМОЩЬЮ игровЫХ ПРИЕМОВ 1.1 Особенности формирования речи старших дошкольников Современные исследования
свидетельствуют о том, что для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства необходимо, чтобы он мог свободно говорить, понимать речь, обращенную к
нему, уметь реагировать на сказанное. Всё это побуждает нас к комплексному
исследованию вопросов формирования и развития речевой культуры детей.
Теоретическим фундаментом работы являются исследования о закономерностях
речевого развития дошкольников, изложенные в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина
— об особенностях развития речевой культуры детей в дошкольном возрасте;
исследования А.М. Леушиной — об основной линии развития связной речи в
дошкольном детстве (переходе от исключительного господства ситуативной речи к
речи контекстной); исследования М.И. Лисиной о зависимости уровня речевого
развития от уровня развития общения; о методах развития связной речи и влиянии
речевого развития на умственное, нравственное воспитание дошкольников, которые
раскрыты в трудах А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.И. Залкинд и др.;
о возможностях развития творческой речевой деятельности, показанных в
исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца; об особенностях восприятия
детьми литературных произведений, представленных в трудах С.Л. Рубинштейна,
Б.М. Теплова, Л.М. Гурович, в исследованиях А.В. Запорожца — об особенностях
эстетического восприятия действительности [1,4, 7,12].
Речевая культура в общем
плане представляет собой один из видов коммуникативной деятельности индивида,
использование средств языка для общения с другими членами социума. При этом под
речевой культурой понимают, как процесс говорения (т.е. непосредственно речевую
деятельность), так и его итоговый результат (т.е. речевые произведения, которые
фиксируются памятью либо письмом) [2, с.4].
Под
связной речью в психолого-педагогической литературе понимают семантическое
развернутое высказывание (т.е. ряд логически сочетающихся предложений), которые
тем самым обеспечивают непосредственное общение и взаимопонимание между людьми.
Связность, как утверждал в своих исследованиях С. Л. Рубинштейн, представляет
собой некоторую адекватность речевого оформления мысли человека с позиций ее
понятности для слушателя либо читателя. Поэтому важнейшей чертой связной речи
представляется ее понятность для собеседника [36, с.114]. В этой связи следует
отметить, что человеческая речь может быть несвязной по двум основным причинам:
или потому, что данные связи не осознаются и не находятся в мысли говорящего
человека, или данные смысловые связи не определены должным образом в его речи.