Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование игровой деятельности в формировании количественных представлений у детей седьмого года жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Обзор психолого-педагогических исследований о
формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста. 7

2. Особенности формирования количественных
представлений у детей седьмого года жизни. 12

3. Методика организации и проведения игровых
упражнений и дидактических игр с детьми седьмого года жизни. 18

4. Возможности использования игровых упражнений и
дидактических игр в формировании количественных представлений у детей седьмого
года жизни  28

5. Правила педагогического руководства при
использовании игровых упражнений и дидактических игр в формировании
количественных представлений у детей седьмого года жизни. 34

Заключение. 43

Список литературы.. 44

  

Введение:

 

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский Актуальность проблемы исследования связана с усилением внимания к познавательному
развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических
представлений. Математика является универсальным методом познания окружающего и
предметного мира и ее роль в современных условиях постоянно возрастает. Математические
представления необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации,
информатизации и технологизации общества.

Важной ступенькой познания в дошкольном возрасте происходит первое элементарное
познание количества. У детей дошкольного возраста формируются элементарные представления о количестве. Взрослые
учат детей различным действиям с группами предметов
и с отдельными предметами, учитывая особенности
восприятия совокупностей, происходит обогащение
речи у детей конкретных слов, связанных с нечисловой характеристикой количеств и количественных отношений.

В условиях введения
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования
(ФГОС ДО) возникает ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию
детей, в том числе к формированию элементарных математических представлений.

Теоретическими
исследованиями в области формирования элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста в своё время занимались многие известные зарубежные
и отечественные психологи и педагоги: П.Я. Гальперин, М. Монтессори, В.В. Давыдов,
Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, А.И. Красило, Н.С. Лейтес, Л.А. Яблоков и другие.

Благодаря исследованиям
А.М. Леушиной в вопросе развития количественных представлений у детей дошкольного
возраста, методика их формирования получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое
обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений
в дошкольном возрасте в условиях целенаправленной образовательной деятельности.

Содержание элементарных
математических представлений, формируемых у детей седьмого года жизни, очень разнообразно.
Количественные представления занимают в нем особое место. Но часто в этом возрасте
дети не всегда понимают смысл вычислительной деятельности: для чего и как нужно
считать; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приблизительно,
а точно? В этом направлении современные исследователи отмечают важность использования
игровой деятельности в формировании количественных представлений у детей седьмого
года жизни. Такие авторы как Е.И. Щербакова, Е.В. Колесникова, А.А. Столяр, Л.С.
Метлина, В. В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, 3.А. Михайлова в своих работах предлагают
использовать игровые упражнения и дидактические игры.

Цель исследования — изучение возможностей использования
дидактических игр в формировании количественных представлений у детей седьмого года
жизни

На основании поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования о формировании
количественных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности формирования
количественных представлений у детей седьмого года жизни.

3. Изучить методику организации и проведения игровой деятельности с
детьми седьмого года жизни.

4. Рассмотреть возможности использования игровых упражнений и дидактических
игр в формировании количественных представлений у детей седьмого года жизни.

5. Сформулировать правила педагогического руководства при использовании
игровых упражнений и дидактических игр в формировании количественных представлений
у детей седьмого года жизни.

Курсовая работа относится к ПМ 02 Организация различных видов деятельности
и общения детей

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие количественных представлений
– это формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, отделения объектов
от группы, объединения и деления на множества, выполнения операций с множествами,
отношения числа к цифровому значению, определения места числа в числовом ряду и
т.д.

Количественные представления
начинают формироваться у детей с раннего возраста. На дошкольном этапе развития
ребенка их усвоение осуществляется на основе восприятия и понимания набора. Ребенок
еще не знаком с числами (а если и знаком, то неосознанно). Это дочисловой этап его
развития. Знакомство с множествами закладывает основу для формирования количественных
понятий и отношений.

В дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых детям в школе. Математика представляет собой сложную
науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском
саду. Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности
в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений.

Формирование начальных математических
знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение
давало не только непосредственный практический результат (формирование количественных
представлений, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий
эффект.

В ходе проведенного исследования
был предложен перечень дидактических игр, направленных на формирование количественных
представлений детей дошкольного возраста. Такие игры развивают интеллект, самостоятельность,
творчество, любознательность детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Обзор психолого-педагогических
исследований о формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических
представлений – это специально организованный процесс передачи и усвоения знаний,
приёмов и способов интеллектуальной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Ключевая его цель – не только подготовка к удачному овладению математикой в школе,
но и всестороннее развитие детей. Технология формирования элементарных математических
представлений у дошкольников связано со многими науками, в том числе и с психологией.

Вопросы развития у детей первых лет жизни
количественных представлений легли в основу работ великих педагогов, таких как:
Песталоцци, Ф. Фребель, К. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори и др. В первой половине
ХХ века формирование методических аспектов развития количественных представлений
у ребят дошкольного возраста протекало под воздействием ставшего популярным в начальной
школе монографического метода изучения арифметики. Его сторонники полагали, что
установление количественных представлений и овладение счетом обязано происходить
на основе целостного восприятия чисел (Ф. Блехер, Д. Волковский, В. Лай, К. Лебединцев
и др.)

Ф. Блехер, опираясь на известные ей данные
иностранных психологов о времени и сроках восприятия ребенком различных чисел, предлагала
обучать ребят разграничивать и выделять определения «много» и «один», формировать
у них представления о числах 1, 2, 3 на основе восприятия определенных предметных
совокупностей и нахождения их словом–числительным [4]. По ее мнению, создание у
детей дошкольного возраста количественных представлений обязано производиться как
попутно, используя все бесчисленные поводы, появляющиеся в жизни, так и в процессе
организации специальных дидактических игр [4].

Обучение понималось ими как упражняемость
в практических, игровых действиях, с применением наглядного материала, повторение
скопленного опыта в различии чисел, времени, пространства, мер.

Эта мысль обрела последующее развитие
в работах Р. Грина и В. Лаксона, рассматривающих в качестве базы развития абстрактного
понятия числа и освоения арифметических операций понимание дошкольниками количественных
отношений на конкретных множествах предметов [8].

Так, швейцарский психолог Ж. Пиаже полагает
большой ошибкой считать, что малыш усваивает представление числа и другие математические
определения непосредственно в обучении. По его мнению, данные понятия складываются
у ребёнка самостоятельно и спонтанно. По его мнению, овладение математическими понятиями
происходит на базе логических действий систематизации и сериации, которые малыш
выявляет сам и обучиться которым абсолютно невозможно. Они появляются достаточно
поздно, в 11-12 лет, т. Уже в школьном возрасте [21].

С иных позиций к решению рассматриваемой
проблемы подошла А.М. Леушина. Она отмечала, что «формирование понятия числа возможно
лишь на основе развития общего представления о множестве в процессе деятельности
детей, при условии многократного восприятия конкретных множеств различными анализаторами»
[13].

По мнению ученого, процесс
развития у дошкольников количественных представлений в своих общих чертах повторяет
этапы исторического формирования понятия о числе.

Предварительно люди обучились
практически устанавливать равномощность множеств, используя конкретные методы их
сопоставления (один к одному), в последующем качество равномощности стало разграничиваться
ими от качественных характеристик элементов множеств, что нашло отклик в использовании
опосредованных методов сопоставления (с помощью подручных предметов-эквивалентов,
а затем и пальцев рук). На основе дальнейшего абстрагирования общего свойства равномощных
множеств и возникли натуральные числа. Согласно количественной концепции натурального
числа, сторонником которой выступала А. Леушиной, число есть показатель силы множества
[13].

В основе развития понятия
числа лежит абстракция отождествления: «отношение эквивалентности множеств отождествляет
множества, относящиеся к одному классу эквивалентности по их численности», в результате
чего «абстрагируется их общее свойство, характеризующее этот класс» [13].

А. Леушина заложила основы
нынешней дидактической системы формирования математических представлений у дошкольников,
разработав программу, содержание, методы и приёмы работы с детьми.

Созданная А. Леушиной концепция
формирования количественных представлений была кардинально дополнена за счёт научно-теоретической
и методической разработки проблемы развития количественных представлений у дошкольников.

В восприятии количества и
в формировании счётной деятельности А. Леушина отделила шесть этапов [13].

При этом первые два этапа
представлены подготовительными. В этот период дошкольники оперируют с множествами,
не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один»,
«ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

Первый этап можно привязать со вторым и третьим годом жизни. Основная цель
этого этапа – знакомство со структурой множества. Главные способы – отбор отдельных
элементов в множестве и составление

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы