Введение в логопедию. Курсовая работа Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5

1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме 5

1.2 Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9

1.3 Особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 19

2.1 Методика обследования речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 19

2.2 Описание результатов обследования 21

2.3 Логопедическая работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 2 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 3 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 4 40

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. У детей частота фонетико-фонематического недоразвития речи, прежде всего, связана с частотой пе-ринатальной патологии (поражением нервной системы плода у новорож-денного).

С каждым годом все большее количество детей не готово к обучению грамоте в школе из-за недостаточного уровня речевого развития. Откло-нения в речевом развитии детей снижают уровень обучаемости, что отра-жается в трудностях овладения операциями письма и чтения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с раз-личными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и раз-личать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошколь-ным учреждением.

Каждая форма нарушения речи, в том числе и ФФНР, требует спе-цифических приемов логопедической работы по коррекции нарушений. Очень важно установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение старших дошкольников с фонетико-фонематических недоразвитием состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Решить данную задачу позволяют раз-личные игры в логопедической работе.

Изучением особенностей овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР занимались В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чирки-на и др. Однако, несмотря на теоретическую разработанность, методиче-ский аспект проблемы освещен недостаточно, что обусловливает актуаль-ность исследования.

Противоречие исследования состоит в том, что несмотря на теоре-тическую разработанность, методический аспект проблемы освещен недо-статочно.

Проблема исследования: какова специфика использования игр в ло-гопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недо-развитием речи.

Цель исследования ‒ описать особенности использования игр в ло-гопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недо-развитием речи.

Объект исследования ‒ дети с фонетико-фонематическим недораз-витием речи.

Предмет исследования ‒ игра как средство логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: использование игры в логопедической ра-боте способствует коррекции фонетико-фонематического недоразвития ре-чи.

Задачи исследования:

1. Описать развитие фонетико-фонематической стороны речи в нор-ме.

2. Дать характеристику речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

3. Рассмотреть особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

4. Провести исследование особенностей речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

5. Разработать систему логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

База исследования: ___________________________________________.

Практическая значимость исследования состоит в том, что со-бранный материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута цель дан-ной работы: описаны особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачами исследования были определены следующие:

1. Описать развитие фонетико-фонематической стороны речи в нор-ме. В результате решения данной задачи позволило сделать вывод, что процесс формирования фонетико-фонематической стороны речи у до-школьников имеет онтогенетический характер. Нарушение речи в целом и фонетико-фонематическое недоразвитие речи в частности у детей с влечет за собой нарушение в развитии познавательной, интеллектуальной и воле-вой сферах.

2. Дать характеристику речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Было установлено, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушенными являются звукопроиз-ношение и слуховое восприятие, которое имеет вторичный характер. Не-внятная речь дошкольников с ФФНР ограничивает их возможности в раз-витии четкого слухового восприятия и контроля, что, в свою очередь, усу-губляет нарушения звукопроизношения.

Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое наруше-ние фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекцион-ному воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная лого-педическая работа должна быть комплексной.

3. Рассмотреть особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. Было установлено, что различные иг-ры являются эффективным средством коррекции речи дошкольников с ФФНР.

4. Провести исследование особенностей речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В исследовании принимали участие 5 де-тей старшего дошкольного возраст (6-7 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для исследования состояния звукопроизношения бы-ла использована методика В.А. Киселевой. В процессе обследования при изолированном произношении и в спонтанной речи оценивалось: количе-ство нарушенных звуков (групп звуков); наличие замен; искажений; отсут-ствие звука.

В результате диагностики были выделены две группы детей: 2 балла набрали дети, у которых: нарушены 2 звука (2 группы звуков) по типу за-мен – 1 дошкольник с ФФНР; нарушены 3-4 звука (3-4 группы звуков) по типу искажений и замен – 2 дошкольник с ФФНР; 1 балл набрали дети, у которых нарушены более 4 групп звуков по типу искажений и замен – 2 дошкольника с ФФНР.

Проведенная диагностика речи дошкольников с ФФНР показало, что у этих детей отмечаются нарушения звукопроизношения: свистящие звуки; шипящие звуки заменяются на свистящие звуки; сонорные звуки отсут-ствуют или заменяются на более легкие; смягчение согласных звуков, обу-словленное напряжением средней части спинки языка.

5. Разработать систему логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. С целью коррекции ФФНР у дошкольников была разработана система логопедической работы с до-школьниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в основе которых лежит принцип комплексности.

Разработанную систему следует рассматривать как первую и обяза-тельную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. Предлагаемые приемы оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи де-тям дошкольного возраста с ФФНР целесообразно использовать при обу-чении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобра-зовательного назначения.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме

На ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит формированию фонематического слуха – способности раз-личать звуки речи, узнавать их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного фонематического восприятия – специфического речевого действия, которое направлено на переработку воспринятой рече-вой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов) [18].

Структура процесса восприятия различных модальностей, в т.ч. и фонематического, является многоуровневой и содержит сенсорный, пер-цептивный и смысловой уровни [4; 6]. На сенсорном уровне (6-8 мес.) происходит слуховой анализ услышанных речевых сигналов, в результате чего становится возможной дифференциация звуков речи по их физиче-ским, акустическими признаками, их повторение на имитационном уровне. Именно благодаря формированию сенсорного уровня фонематического восприятия у ребенка появляется лепет, который состоит из звуков, услы-шанных от близких взрослых. С 8 мес. у ребенка формируется элементар-ное понимание речи, основанное на восприятии, выделении, запоминании и последующем узнавании отдельных ритмико-интонационных образова-ний [18; 21].

На перцептивном уровне (9-10 мес.) вследствие роста речевого опыта ребенка через его общения с родителями осуществляется выделение кон-стантных полезных признаков фонем (осознание положения органов арти-куляционного аппарата при произношении определенного звука в различ-ных фонетических позициях) и их обобщения, что позволяет стабилизиро-вать звуковой состав речи, а, следовательно, в дальнейшем узнавать фоне-мные образы слов в речи взрослых.

На смысловом уровне (с 1 г. 8 мес.) устанавливается взаимосвязь между звуковыми образами слов и соответствующими предметами, дей-ствиями, явлениями, то есть осуществляется понимание значения целых слов, в результате чего происходит значительный рост в развитии импрес-сивной речи [18].

К двум годам ребенок в нормальном онтогенезе хорошо различает на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне разви-тия у него фонематического слуха. В словах появляются устойчивые зву-ковые замены, обусловленные недостаточной сформированности артику-ляционной базы звуков (то есть неправильным положением органов рече-вой-двигательного аппарата). С 2,5 до 3,5-4 лет у детей формируются фо-нематические представления, соответствующие собственному звукопроиз-ношению, а с 4-5 лет ребенок дифференцирует все звуки речи, как на слух, так и в произношении, то есть его фонематическое представление является уже полностью сформированными и соответствующим языковым нормам [3; 9].

Параллельно с развитием фонематического восприятия у ребенка формируется фонетический слух, то есть умение воспринимать и анализи-ровать составную структуру речи [11]. Благодаря фонетическому слуху ребенок узнает фонему в различных фонетических позициях, выделяет из разных составляющих цепочек, у детей формируются практические звуко-вые и морфологические обобщения. Фонетический слух оценивает также искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе формируют речевой слух, который определяет правильность услышанной речи и контролирует собственное.

После четырех лет у детей начинают появляться первичные навыки фонематического анализа звукового состава слова, что является важным условием освоения в дальнейшем письменной речью [23]. Сначала эти навыки формируются с опорой на слуховое восприятие слова, а потом происходят уже не во внешнем, а во внутреннем плане, без привлечения опоры на собственное слуховое восприятие. С 5 лет и на протяжении обу-чения в начальных классах у детей формируются и закрепляются умения различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, осуществлять частичный и полный звуковой анализ слов, находить близ-кие по звучанию слова, объяснять значения слов-паронимов, не допускать ошибок в их написании.

При формировании правильного произношения слов большое вни-мание следует уделять развитию навыков частичного и полного звукового анализа. Звуковой анализ – это умственные и речевые действия, направ-ленные на определение количества и последовательности звуков в слове. Полноценный звуковой анализ становится возможным лишь при условии сформированности слухового контроля на фонологическом уровне. Прежде всего это связано с тем, что слуховой контроль обеспечивает фор-мирование фонематических представлений (адекватных языковым нор-мам), с другой же стороны, контроль приводит выявления любых допу-щенных ошибок и их исправления самой же ребенком без помощи взрос-лого. Следует отметить, что при сформированности четких, устойчивых фонематических представлений правильный звуковой анализ становится возможным даже у детей с дефектным звукопроизношением. Это особенно важно учитывать, когда по объективным причинам процесс коррекции звукопроизносительной стороны речи не завершился к началу школьного обучения. Имеются в виду дети с дизартрией, ринолалией, моторной ала-лией и тому подобное.

Приведем примеры упражнений по формированию навыков частич-ного звукового анализа: 1. Выделение звука из ряда гласных, согласных, определение его места в ряду: А, В, И. Инструкция: слышишь ли ты звук А? Где он стоит? (Постепенно увеличивают количество звуков). 2. Выделе-ние ударного и безударного гласного с позиции начала, середины и конца слова. 3. Выделение согласного с позиции начала, конца и середины слова. Отметим, что щелевые звуки легче выделяются с позиции начала слова, взрывные – с позиции конца слова. 4. Определение общего звука в словах. 5. Определение места звука в слове: – где находится звук «О» в слове – «веретено»? [13, с. 192].

Формирование начальных навыков частичного звукового анализа и синтеза способствует формированию правильного звукопроизношения. Фонематический синтез – мыслительная операция, благодаря которой от-дельные звуки речи соединяются в слова.

На основном этапе развития фонематического анализа (4-6 л.) про-исходит сосредоточение внимания и осознания места конкретных звуков в словах, что реализуется в контроле точности произношения слов, морфем (корней, суффиксов, приставок), которые входят в состав слова и грамма-тических окончаний. Данный этап состоит из следующих элементов:

1) Речевые действия и операции: выбор конкретных фонем и звуко-комплексов (морфем); дифференциация фонем и звукокомплексов для обо-значения морфем и грамматических окончаний, стоящих в разных позици-ях (начало, середина, конец слова); целостное содержание слов;

2) Умственные действия: сравнения слов, различающихся нескольки-ми звуками, стоящих в конце (суффиксы, грамматические окончания, па-ронимы), в начале (префиксы, предлоги, паронимы) и в середине слова (паронимы); анализ звуков и звукокомплексов разного уровня сложности.

На заключительном этапе развития фонематического анализа, во время которого происходит развитие фонематического синтеза (длится до 7 лет), сосредоточение внимания и осознания (контроль) последовательно-сти звуков в слове, что выражается в контроле точности произношения слов, морфем (корней, суффиксов, приставок), входящих в состав слова и грамматических окончаний. Составляющие данного этапа: речевые дей-ствия и операции; целостное содержание слов; осознанный выбор фонем, которые стоят в разных позициях в слове; установление фонем в четко вы-раженных последовательностях; умственные действия; анализ и синтез звуков в словах и слогах.

Таким образом, фонетико-фонематическое развитие речи имеет онто-генетический характер. К концу дошкольного возраста у детей формиру-ются все фонематические процессы.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Основные характеристики недоразвития речи у детей 6
1.2. Понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи 12
1.3. Игра как метод коррекции речевых нарушений дошкольников 15
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ФФНР 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ полученных данных 26
2.3. Цикл логопедических занятий логопедической работы с детьми с ФФНР при использовании дидактических игр 34
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важное место среди задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста. За короткий промежуток времени дети овладевают разными звуковыми структурами слова родного языка. К 3 годам большинство детей усваивают сложный звуковой состав множества слов, а к старшему дошкольному возрасту практически все дошкольники способны произносить слова любой сложности.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение фонетико-фонематического строя речи представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Вопросами особенностей состояния звуковой структурой слов у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занимались много ученых и логопедов, среди которых З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.С. Жукова и др.
Так, А.Р. Лурия в своих исследованиях дает нейропсихологическое обоснование формирования звуко-слоговой структуры слов. Б.М. Теплов отмечает, что чувство ритма представляет основу для фонетико-фонематического развития. Н.С. Жукова в своих работах представляет периодизацию формирования звуковой структуры слов при нормальном развитии и у детей с общим недоразвитием речи.
Такие авторы, как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с различными нарушениями речи, в том числе и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Помочь в формировании и развитии речи ребенка может дидактическая игра. Сегодня в научно-педагогической и психолого-педагогической литературе, авторами которой являются такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, можно найти много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной и психолого-педагогической практике.
Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования игр в логопедической работе над преодолением фонетико-фонематических нарушений речи детей дошкольного возраста
Таким образом, целью данной работы является изучение особенности использования игр в логопедической работе над преодолением фонетико-фонематических нарушений речи детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные характеристики недоразвития речи детей.
2. Изучить особенности фонетико-фонематического недоразвития речи.
3. Определить роль игры в развитии речи дошкольников.
4. Организовать исследование особенностей уровня сформированности фонетико-фонематического строя речи у дошкольников.
5. Разработать логопедическую работу для воспитателей и логопедов по развитию фонетико-фонематического строя речи у дошкольников с ФФН с помощью использования игр.
Гипотеза исследования: для логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо использовать метод игры по преодолению речевых нарушений дошкольников. Использование в логопедической работе с детьми с ФФН дидактических игр будет способствовать преодолению нарушений зкукопроизношения, фонематического восприятия и подготавливать детей к обучению грамоте.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (проведение исследования, тестирование).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основываясь на проведенном анализе психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что одним из наиболее трудных для коррекции среди разных нарушений речи и дошкольников считается нарушение фонетико-фонематической структуры слова. Такое нарушение зачастую выявляется при логопедическом обследовании ребенка с нарушениями речи.
Поскольку фонетико-фонематическое недоразвитие речи — системный дефект, рассмотренные выше последствия несформированности звуковой стороны речи усугубляются следствиями (первичными и последующими) недостаточного развития лексико-грамматического строя. Это значит, что такой ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, но и программой начального обучения в целом.
Изучая уровень звукопроизношения детей с ФФН, было определено, что они не имеют высоких показателей, им характерен средний уровень – 30%, уровень ниже среднего – 50, а низкий уровень – 20%. Тогда как у детей с нормой речевого развития был обнаружен высокий уровень – 60% и уровень выше среднего – 40%.
Исследуя фонематическое восприятие, было обнаружено, что в группе детей с ФФНР 30% дошкольников имеют средний уровень фонематического восприятия, 50% свойственен уровень ниже среднего, а 20% детей имеют низкий уровень. Что касается детей с нормой речевого развития, то у них низких баллов не обнаружено, и по 50% дошкольников находятся на высоком уровне и уровне выше среднего развития фонематического восприятия и слуха.
В связи с этим логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду. Он определяет основные направления и содержание работы с детьми по выявленным нарушениям звукопроизношения и фонематического восприятия, проводит систематическую коррекционную работу с детьми, а также координирует усилия педагогов и родителей, контролируя качество проводимой работы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1 Основные характеристики недоразвития речи у детей

Проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Основываясь на определениях этих исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова отмечают, что детям с ОНР присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [17].
Р.Е. Левина отмечает, что для появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год жизни детей. Среди исследователей по данной проблемы предлагается выделить следующие причины речевой патологии:
— наследственные причины, которые включают в себя умственную отсталость, психическое заболевание, резкое нарушение обмена веществ, либо же гормональное расстройство родителя;
— причины, вызванные осложнениями в процессе беременности, среди которых можно назвать вирусные заболевания, несовместимость крови матери и ребенка, угрозы выкидыша, разной степени ушиби живота, наличие продолжительного стресса у матери, или ее вредные привычки;
— особенность процесса родов, различные осложнения со стороны акушерского вмешательства, приводящие к травме мозга или асфиксии плода;
— послеродовой фактор в первые годы жизни ребенка, например, перенесение ребенком менингита или менингоэнцефалита, дизентирии, пневмонии и других заболеваний, ослабляющих детский организм;
— причины из среды обитания ребенка, которые могут быть представлены длительной психотравмирующей ситуацией, серьезными психическими травмами, двуязычием в семье, либо социально-бытовой запущенностью, неправильным воспитанием и т.п. [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы