Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Основные характеристики недоразвития речи у детей 6
1.2. Понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи 12
1.3. Игра как метод коррекции речевых нарушений дошкольников 15
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ФФНР 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ полученных данных 26
2.3. Цикл логопедических занятий логопедической работы с детьми с ФФНР при использовании дидактических игр 34
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важное место среди задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста. За короткий промежуток времени дети овладевают разными звуковыми структурами слова родного языка. К 3 годам большинство детей усваивают сложный звуковой состав множества слов, а к старшему дошкольному возрасту практически все дошкольники способны произносить слова любой сложности.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение фонетико-фонематического строя речи представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Вопросами особенностей состояния звуковой структурой слов у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занимались много ученых и логопедов, среди которых З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.С. Жукова и др.
Так, А.Р. Лурия в своих исследованиях дает нейропсихологическое обоснование формирования звуко-слоговой структуры слов. Б.М. Теплов отмечает, что чувство ритма представляет основу для фонетико-фонематического развития. Н.С. Жукова в своих работах представляет периодизацию формирования звуковой структуры слов при нормальном развитии и у детей с общим недоразвитием речи.
Такие авторы, как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с различными нарушениями речи, в том числе и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Помочь в формировании и развитии речи ребенка может дидактическая игра. Сегодня в научно-педагогической и психолого-педагогической литературе, авторами которой являются такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, можно найти много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной и психолого-педагогической практике.
Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования игр в логопедической работе над преодолением фонетико-фонематических нарушений речи детей дошкольного возраста
Таким образом, целью данной работы является изучение особенности использования игр в логопедической работе над преодолением фонетико-фонематических нарушений речи детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные характеристики недоразвития речи детей.
2. Изучить особенности фонетико-фонематического недоразвития речи.
3. Определить роль игры в развитии речи дошкольников.
4. Организовать исследование особенностей уровня сформированности фонетико-фонематического строя речи у дошкольников.
5. Разработать логопедическую работу для воспитателей и логопедов по развитию фонетико-фонематического строя речи у дошкольников с ФФН с помощью использования игр.
Гипотеза исследования: для логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо использовать метод игры по преодолению речевых нарушений дошкольников. Использование в логопедической работе с детьми с ФФН дидактических игр будет способствовать преодолению нарушений зкукопроизношения, фонематического восприятия и подготавливать детей к обучению грамоте.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (проведение исследования, тестирование).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основываясь на проведенном анализе психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что одним из наиболее трудных для коррекции среди разных нарушений речи и дошкольников считается нарушение фонетико-фонематической структуры слова. Такое нарушение зачастую выявляется при логопедическом обследовании ребенка с нарушениями речи.
Поскольку фонетико-фонематическое недоразвитие речи — системный дефект, рассмотренные выше последствия несформированности звуковой стороны речи усугубляются следствиями (первичными и последующими) недостаточного развития лексико-грамматического строя. Это значит, что такой ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, но и программой начального обучения в целом.
Изучая уровень звукопроизношения детей с ФФН, было определено, что они не имеют высоких показателей, им характерен средний уровень – 30%, уровень ниже среднего – 50, а низкий уровень – 20%. Тогда как у детей с нормой речевого развития был обнаружен высокий уровень – 60% и уровень выше среднего – 40%.
Исследуя фонематическое восприятие, было обнаружено, что в группе детей с ФФНР 30% дошкольников имеют средний уровень фонематического восприятия, 50% свойственен уровень ниже среднего, а 20% детей имеют низкий уровень. Что касается детей с нормой речевого развития, то у них низких баллов не обнаружено, и по 50% дошкольников находятся на высоком уровне и уровне выше среднего развития фонематического восприятия и слуха.
В связи с этим логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду. Он определяет основные направления и содержание работы с детьми по выявленным нарушениям звукопроизношения и фонематического восприятия, проводит систематическую коррекционную работу с детьми, а также координирует усилия педагогов и родителей, контролируя качество проводимой работы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1 Основные характеристики недоразвития речи у детей

Проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Основываясь на определениях этих исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова отмечают, что детям с ОНР присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [17].
Р.Е. Левина отмечает, что для появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год жизни детей. Среди исследователей по данной проблемы предлагается выделить следующие причины речевой патологии:
— наследственные причины, которые включают в себя умственную отсталость, психическое заболевание, резкое нарушение обмена веществ, либо же гормональное расстройство родителя;
— причины, вызванные осложнениями в процессе беременности, среди которых можно назвать вирусные заболевания, несовместимость крови матери и ребенка, угрозы выкидыша, разной степени ушиби живота, наличие продолжительного стресса у матери, или ее вредные привычки;
— особенность процесса родов, различные осложнения со стороны акушерского вмешательства, приводящие к травме мозга или асфиксии плода;
— послеродовой фактор в первые годы жизни ребенка, например, перенесение ребенком менингита или менингоэнцефалита, дизентирии, пневмонии и других заболеваний, ослабляющих детский организм;
— причины из среды обитания ребенка, которые могут быть представлены длительной психотравмирующей ситуацией, серьезными психическими травмами, двуязычием в семье, либо социально-бытовой запущенностью, неправильным воспитанием и т.п. [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы