Курсовая с практикой на тему Использование художественного слова на занятиях по изо.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Сущность педагогического процесса в дошкольном учреждении 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 11
ГЛАВА 2. РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО 16
2.1 Роль художественного слова в развитии ребенка 16
2.2 Особенности работы воспитателя со сказками 19
2.3. Особенности работы с загадками 22
2.4. Методическая разработка 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Введение:
В рамках данной работы рассмотрим вопрос об использовании художественного слова на занятиях по ИЗО. Данная тема отражена в специальной методической литературе крайне слабо.
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом.
Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.
Есть возможность использования и художественного слова на занятиях ИЗО это не только прочтение литературного произведения детям с целью побудить их отразить на бумаге свои чувства, услышанный сюжет или же представляемые ими образы персонажей услышанного художественного текста. Возможно использовать и «обратный ход», когда литературное произведение позволяет знакомить дошкольников с теорией изобразительного искусство, помогает разобраться в жанровой специфике или же облегчает процесс запоминания предметов творчества и их назначения.
В рамках данной работы мы сделаем акцент именно на втором направлении, т.е. когда произведения художественной литературы «помогают» освоить дошкольникам программу по ИЗО. Исходя из того, что данный подход будет весьма интересен с методической точки зрения и крайне слабо освещен в специальной литературе, то тема актуально для исследования.
Цель работы – изучить методические возможности использования художественного слова на занятиях по ИЗО.
Объект исследования – обучение дошкольников на занятиях ИЗО.
Предмет исследования – процесс использования художественного слова на занятиях по ИЗО для решения методических задач по курсу.
Задачи работы:
— изучить возможности использования на занятиях ИЗО художественных произведений малых жанров (на примере загадок),
— рассмотреть методические возможности применения сказок на занятиях ИЗО для ознакомления детей с теорией живописи,
— описать методические приемы использования художественного слова на занятиях по ИЗО на конкретных примерах (методические разработки).
Методы исследования:
— анализ научной и методической литературы по исследуемой теме,
— обобщение имеющегося опыта обучения по курсу ИЗО,
— синтез.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из:
— введения,
— двух глав основной части,
— заключения,
— списка литературы, которая использовалась при подготовке и написания настоящей работы.
Заключение:
Таким образом, педагогический процесс, представленный в дошкольном учреждении представляет собой конкретный и целенаправленный процесс, целью которого является всестороннее развитие ребенка. Обязательное условие всего педагогического процесса – это его целостность и системность. Целостность заключается в наличии отдельных компонентов и закономерностей, которые не могут существовать изолированно друг от друга, а. значит, должны работать в едином комплексе. Также это касается взаимодействия воспитателями и ребенка. Их действия должны быть полностью согласованы. Чтобы достичь этого воспитателю, как руководителю учебного процесса, необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики ребенка дошкольного возраста.
Обучать детей дошкольного возраста, необходимо не отрываясь от их основной деятельности, то есть игры. Кроме этого, в этот возрастной период активно развивается мышление, что также необходимо учитывать воспитателю. Ребенок уже не просто запоминает отдельные слова, а и пытается понять их причину. А, значит, воспитатель может использовать в своей работе творческие задания. Также у детей активно развивается речь. Чтобы стимулировать этот процесс ребенок должен много говорить, учится высказывать свои мысли. Очень хорошо в этом вопросе помогает сочинение сказок.
Стоит отметить, что сказка прочно вошла в жизнь каждого человека, а особенно ребенка. Сказки способствует всестороннему развитию ребенка, помогает формировать положительные черты характера, стимулирует к творчеству. Кроме этого, пересказывая и сочиняя сказки у детей развивается воображение и речь.
Сказка прочно вошла в жизнь каждого человека, а особенно важное значение она занимает в жизни ребенка. Дети познают мир по сказкам, учатся сочувствовать, переживать, узнают, что такое добро и что такое зло. Более того, сказка способствует формированию положительных черт характера. Дети воспринимают сказку, как часть реального мира. Поэтому все события, происходящие в них, воспринимают со всей серьезностью, верят в них и считают частью своей жизни.
Дети настолько любят сказки, что стараются пересказать их. А это, в свою очередь, способствует развитию речи. Если ребенка стимулировать к пересказу, разговаривать о героях, менять им характер, придумывать новые сюжетные линии, то у ребенка также будут формироваться творческие способности и развиваться мышление. А от того, насколько развито мышление, зависит комплексное развитие ребенка.
Однако заставить ребенка сразу сочинять сказку практически невозможно. Скорее всего у него не получится, он столкнется с трудностями, которые не будет знать, как преодолеть. И в результате вообще перестанет фантазировать и сочинять, что негативно сказывается на формировании творческих способностей ребенка. Чтобы такого не произошло, а сказки принесли больший эффект в общем развитии ребенка его нужно учить сочинять сказки. Для этого в современной педагогике используется множество методов и приемов. Изучение их позволит сделать работу со сказками в детском саду более продуктивной.
Особенности работы воспитателя при использовании такого метода обучения, как сочинение сказки заключается в правильном построении системы занятий и использовании специальных методов и приемов. Не стоит сразу ребенка заставлять сочинять сказки. Дети должны прийти к этому умению постепенно.
В частности, изначально сказку нужно просто прочитать, затем проговорить с детьми основные моменты. После этого попробовать ее пересказать, придумать продолжение. Только на следующем этапе можно детям предложить опорные слова и попросить придумать сказку, охарактеризовать героев, поменять им характер, решить проблемные вопросы героев различными способами. И только после этого ребенку можно предложить сочинить сказку самостоятельно.
При комплексном и систематическом подходе ребенок начнет с легкостью и удовольствием сочинять сказки. Их сюжеты и поворотные линии могут быть примитивными. Но задача воспитателя всячески поощрять творческие способности и воображение ребенка.
Также в процессе обучения педагогами предложен целый комплекс эффективных методик и приемов, которые помогают не только развить навык сочинения сказок, но и способствуют всестороннему развитию ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность педагогического процесса в дошкольном учреждении
Первой проблемой первостепенной важности для современной педагогики является постоянная разработка и не заканчивающееся совершенствование научной и обоснованной системы современной педагогической деятельности в важных интересах осуществления общего целостного педагогического процесса. В современной педагогической научной и исследовательской литературе уже сформировались некоторые особенные определения понятия современного педагогического процесса [2, с. 150].
Итак, педагогический процесс – это специфическое специально и узко организованное, четко целенаправленное и полное взаимодействие педагогов, учителей и воспитанников, учеников, направленное на быстрое решение общих развивающих и образовательных новых задач [5, с. 98].
Несколько иначе формулирует определение современному педагогическому процессу Е.Г. Речицкая, рассматривая его уже не только как целенаправленный узкий процесс, но и, что важно, содержательно насыщенный, включающий организационно оформленное общее взаимодействие современной педагогической деятельности всех взрослых и качественного самоизменения детей, происходящее в результате их полной и активной жизнедеятельности и происходящей при конкретной ведущей и общей направляющей роли педагога [10, с. 45].
А.П. Панфилова так определяет современный педагогический процесс. По ее мнению, это не что иное, как «развивающее полное взаимодействие воспитателей и всех воспитуемых, которое направленно на достижение конкретной и заданной цели и приводит к заранее четко намеченному изменению конкретного состояния, преобразованию определенных свойств и качеств всех воспитуемых» [8, с. 49]. Получается, что главная и важная особенность абсолютно всего педагогического процесса – это есть его внутренняя и полная целостность.
Целостность – это особое синтетическое особое качество современного педагогического процесса, которое характеризуется высшим уровнем своего развития. Это результат специальных сознательных особых стимулирующих действий и деятельностей различных субъектов, которые в нем участвует. Итак, целостность современного педагогического процесса обычно указывает на их полную внутренне связанную конкретную совокупность многих различных процессов. В нем, безусловно, неразрывно слиты такие процессы, как общее обучение, конкретное образование, полное воспитание, всестороннее развитие и четкое формирование. Полное обеспечение их единства, созданное на основе общей целостности, и составляет всю сущность всего общего педагогического процесса. Самые сложные взаимные отношения внутри современного педагогического процесса обычно выражаются:
— в полном единстве и полной самостоятельности всех процессов, которые его образуют;
— в общей целостности и важной соподчиненности всех входящих в него процессов;
— в наличии чего-то конкретного общего и полном сохранении своего специфического [15, с. 45].
В современный целостный педагогический процесс входят и само обучение, и всестороннее воспитание, и конкретное образование, и общее развитие, и четкое формирование. Они могут реализовывать свои главные (то есть доминирующие) функции, в то же время как иные, в этом конкретном случае, будут реализовать только лишь сопутствующие функции. В частности, современный процесс общего обучения, выполняя свою главную функцию в ходе обучения, немыслим без других сопутствующих ему функций, таких как воспитание, развитие и образование.
Другой важной сущностной характеристикой современного педагогического процесса и является тесное взаимодействие всех педагогов и конкретных воспитанников или учеников на основе важного содержания образования и с использованием самых разнообразных современных педагогических средств. А отсюда выходит, что основными компонентами системы, в которой и непосредственно протекает современный педагогический процесс, будут и все педагоги, и конкретные воспитуемые, и общие условия воспитания [9, с. 101].
Современный педагогический процесс кроме этого включает в себя различные компоненты. А именно целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Итак, целевой педагогический компонент включает все свое многообразие целей и поставленных задач современной педагогической деятельности. Начиная от генеральной, главной цели, то есть полного всестороннего и гармонического развития конкретной личности – до самых конкретных поставленных задач отдельных узких уроков, развития важных определенных качеств конкретной личности.
Содержательный педагогический компонент, как правило, несет в себе и конкретные образовательные, и общие мировоззренческие идеи, а также различные ценности.
Деятельностный педагогический компонент включает в себя организацию всего современного педагогического процесса, а также всевозможные различные виды и уровни полного взаимодействия, как всех педагогов, так и конкретных воспитанников. Этот педагогический компонент очень даже часто называют в современной педагогической литературе именно организационным или организационно-управленческим.
Следующим идет результативный педагогический компонент. Он отражает, как правило, не только всю эффективность его обычного протекания, но отдельное достижение цели по самому обучению, а также всестороннему воспитанию или гармоничному развитию учащихся.
Все педагогические современные процессы, как правило, имеют своеобразный повторяющийся и циклический характер. В активном развитии всех современных педагогических процессов обычно можно обнаружить определенные этапы. Этап – это важная последовательность развития всего процесса.
Итак, главные этапы современного педагогического процесса:
— подготовительный;
— основной;
— заключительный [11, с. 59].
В том конкретном случае, если весь общий процесс проходит все три названные выше этапа, то он считается полностью завершенным.
На первом подготовительном этапе, как правило, определяются и формируются четкие и конкретные четкие задачи, а также определенные условия, в которых и будет протекать весь педагогический процесс; здесь же прогнозируются возможные достижения, а также полностью проектируется итоговый документ всего анализируемого подготовительного этапа. Он представляет собой план, в котором конкретно, точно и ясно определены конкретные цели, определенные задачи и четкие действия по достижению поставленной цели.
Следующий основной этап осуществления современного педагогического процесса, как правило, включает следующие взаимосвязанные важные элементы. А именно, подготовку и разъяснение поставленных целей и конкретных задач деятельности; четкое взаимодействие всех педагогов и конкретных учеников; планомерное использование всех намеченных методов, конкретных средств и ясных форм современного педагогического процесса, процесс создания благоприятных условий; а также полное осуществление самых разнообразных мер для качественного стимулирования учебной деятельности младших школьников; важное обеспечение связи современного педагогического процесса с другими и иными процессами. На этом важном этапе особенно важно помнить, что современный педагогический процесс в своей значительной степени является системой саморегулирующейся, так как практическое занятие в ней учителя и учеников обладают своей собственной волей и четкой свободой выбора. Существующая оперативная обратная связь, как правило, способствует четкому своевременному введению многих корректирующих существующих поправок, что и делает современный педагогический процесс более мягким, гибким и четко управляемым.
Заключительный этап представляет собой своеобразный анализ всех достигнутых результатов. Это наиболее сложный этап, поскольку именно в этой части педагогического процесса делается заключение вообще о конкретной целесообразности и общей продуктивности всего проведенного общего педагогического процесса.
Очень многие современные педагоги-новаторы делают промежуточные анализы на всех этапах педагогического процесса. Это позволяет вовремя изменить тактику поведения и преподавания, изменить техники и методики. Кроме этого, такая практика способствует личностному и профессиональному развитию педагога и учащихся. Поскольку последние в этом случае максимально приближаются к педагогическому процессу, становятся активными его участниками [6, с. 95].
В любом педагогическом процессе есть определенные движущиеся силы. Ими выступают определенные противоречия конкретного объективного и четкого субъективного характера. Что же это значит?
Под объективными противоречиями понимается несоответствие всех реальных возможностей учеников тем требованиям, которые предъявляются к ним в ходе всего педагогического процесса. Противоречие проявляется в несоответствии деятельной природой ребенка и социально-психологическими особенностями его жизни.
В современно отечественной педагогике достаточно подробно раскрываются все закономерности общего педагогического процесса. Эти вопросами занимались такие ученые, как М.Н. Данилов, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и другие. На основании их исследований можно вывести следующие закономерности общего педагогического процесса.
1. Закономерность полной динамики всего педагогического процесса. Она, как правило, заключается в понимании того, что все новые достижения в обучении базируется на предыдущих достижениях.
2. Закономерность всестороннего развития личности. В целом уровень развития каждой личности зависит от нескольких факторов, который включает в себя и наследственность. Но воспитательная и учебная среда играет в этом не меньшую роль. Также развитие личности зависит от включения в учебно-воспитательный процесс и способов применения педагогических технологий.
Закономерность полного управления всем учебно-воспитательным процессом. Здесь уместно говорить о факторах, от которых зависит педагогическое воздействие на ребенка. Их всего два. Это интенсивность обратных связей между всеми учениками и учителями и величина, характер и обоснованность корректирующих возможных воздействий на всех учеников.
Закономерность полного единства чувственного, логического и практики в общем педагогическом процессе. В этом случае исследователи говорят о том, от чего зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса. Итак, на него влияют интенсивность и качество чувственного восприятия, логическое осмысление воспринятого и практическое применение осмысленного.
Закономерность полного единства внешней (то есть педагогической) и внутренней (то есть познавательной) деятельности. Суть этой закономерности гласит, что эффективность всего педагогического процесса четко обусловлена качеством педагогической деятельности и качеством всей собственной учебно-воспитательной деятельности самих воспитанников [4, с. 108].
Таким образом, педагогическая деятельность представляет собой конкретный целенаправленный процесс, который способствует развитию личности ребенка в самых разных сферах деятельности. Главной его особенностью является целостность. Только в этом случае он сможет реализовать свои основные функции. Кроме этого, педагогический процесс подразумевает единство педагога и ребенка, их взаимодействие.
Педагогический процесс также включает в себя несколько компонентов и закономерностей, которые дополняют друг друга и не могут существовать изолированно.