Курсовая с практикой на тему Использование групповых и коллективных игр в совместной деятельности по математическому развитию дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития математических представлений на основе игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 4
1.1 Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС 4
1.2 Роль игровой деятельности в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 8
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию математических представлений посредством игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 15
2.1 Диагностика уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Содержание работы по развитию математических представлений посредством дидактических игр в старшем дошкольном возрасте 19
2.3 Оценка эффективности работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 36
Введение:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является развитие математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста своевременна и актуальна.
Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе. Математическое развитие является одним из компонентов развития целостной картины мира ребенка.
Анализируя различные исследования в областях психологии и педагогики (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) можно сделать вывод о том, что благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские другие компоненты общих способностей. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова показано как задатки индивида становятся способностями в процессе обучения.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает интерес к счету, числу, продолжает формироваться умение воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам; дети продолжают осваивать приемы наложения и приложения; осмысливать сущность взаимно-однозначного соответствия двух множеств объектов (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.)
Объект исследования – процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игры как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить возможности игровой деятельности в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей старшего дошкольного возраста математических представлений в игровой деятельности будет более результативным, если включить игры математического содержания в совместную деятельность взрослого и детей в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности математического развития детей 6-7 лет.
2. Определить роль дидактических игр в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
3. Продиагностировать уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста и реализовать содержание работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
4. Оценить результативность работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Выводы, которые можно сделать при исследовании, еще подтвердило выдвинутую нами гипотезу:
Дошкольное детство — это наиболее благополучный и благоприятный возраст для развития математических представлений, которые включают в себя и знания о математических представлениях у детей.
Констатирующий этап эксперимента показывает нам, подтверждает и дополняет те данные, которые нам демонстрируют научные исследователи педагоги и психологи в данной области. Дошкольники 6-7 лет нуждаются в психолого-педагогической помощи по развитию математических представлений, но при создании необходимых педагогических условий.
Проделанная нами работа нами работа по развитию математических представлений у детей 6-7 лет имела положительный отклик в исследуемой группе. У детей повысилась познавательная мотивация, что отмечали и другие педагоги, работающие с детьми данной группы. Педагоги ДОО также оценили положительную динамику, в общем развитии детей. Для того чтобы убедиться в эффективности проведённых нами мероприятий, мы перешли к следующему этапу. В следующем параграфе будет осуществлен контрольный этап эксперимента, направленный на выявление динамики уровня математических представлений у детей 6-7 лет
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития математических представлений у детей 6-7 лет. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента. При сравнении данных мы увидели положительную динамику, таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития математических представлений на основе игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.1 Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Развитие математических представлений подразумевает и специфическую математическую терминологию, куда обязательно входят центральные определения: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство [9].
А.А. Столяр полагал, что развертывание математических представлений у дошкольников находится на предматематическом уровне, но итогом процесса подготовки на этом уровне является общее умственное развитие, эволюция базовых специфических познавательных и умственных умений, важным для дальнейшего усвоения математического содержания [29].
Любое математическое понятие складывается и структурируется поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические определения тесно объединены между собой. В дошкольном возрасте базовые математические определения вводятся описательно. Каждое понятие усвоено наглядно, через визуальное и практическое восприятие конкретных объектов [26].
По мнению Г.А. Репина, «представление всегда несет в себе свойства абстрактности в силу своей природы, нематериальности» [13].