Курсовая с практикой на тему Использование групповой формы работы на уроке математике в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 6
1.1. Содержание, планирование и
специфика построения урока математики. 6
1.2. Основные формы работы с младшими
школьниками на уроке математики 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 20
2.1. Методика обучения решению
текстовых задач. 20
2.2. Практические условия реализации
групповой формы обучения решению текстовых задач на уроках математики. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание математики играет важнейшую
роль во всей системе образования. Математика представляет собой не только базовую
для естественных наук и экономики дисциплину, но и становится важнейшей
составляющей полноценного интеллектуального развития школьников.
Начальный курс математики реализуется
с помощью целесообразно подобранных задач. Особое значение в этой системе приобретают
текстовые задачи. Их основополагающая роль состоит в том, чтобы сформировать у детей
целый комплекс знаний, важных в повседневной жизни, а на их базе — умения и
навыки, способные помочь в решении постоянно возникающих проблем.
Однако, чтобы решить проблему, требуется
сначала понять ее суть, а кроме этого, сформулировать задачу в словесной,
текстовой форме, создать математическую модель поставленной проблемы, подобрать
наиболее эффективные методы и способы достижения математической цели. В
процессе решения задач дети не только изучают необходимые математические
действия, но и знакомятся с ценными фактами смежных отраслей знания. Благодаря
тому, что решить текстовую задачу обычно можно разными способами, важным фактором
математической обученности школьника становится умение определить наиболее
рациональный и эффективный способ совершения этого действия. Поэтому так важно
обеспечить обучающимся возможность работать с задачей в самом широком смысле
слова.
Современная методика обучения предполагает
использование обширной совокупности разнообразных средств для разрешения
конкретных дидактических проблем. Уже при планировании уроков учитель должен
продумать систему методов и приемов, которыми он будет пользоваться, разработать
наиболее эффективное сочетание различных форм организации работы школьников и средств
обучения.
В отечественной педагогике основной
целью начальной школы обычно считают реализацию классно-урочной формы обучения.
При этом уровень успешности обучения в классе у разных учеников может быть
различным, что подтверждают исследования психологов и наблюдения учителей и
методистов. Причинами такого деления могут стать как социальное окружение, так
и психические, физиологические характеристики самих учащихся, психологические факторы,
возникающие в процессе межличностных отношений школьников и т.п. В каждом
конкретном случае нужно рассматривать причины в индивидуальном порядке. Из-за
наличия подобных различий в восприятии материала и для обеспечения наибольшей полноты
обучения всего класса учитель должен построить учебно-воспитательный процесс
таким образом, чтобы каждый ученик мог вести полноценную познавательную
деятельность. Одной из форм достижения этой важнейшей цели является реализация
групповой формы работы.
Объект данного исследования — процесс
обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования — групповая форма
работа учащихся младших классов на уроках математики в процессе решения
текстовых задач.
Целью работы — на основе изучения теоретических
концепций построения форм и методов работы на уроках математики
проанализировать сущностную роль групповой формы обучения младших школьников решению
текстовых задач.
Гипотеза исследования: систематическое
применение групповой формы работы с учащимися на уроках математики позволяет
повысить уровень их умения решать текстовые задачи.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть содержание и
специфические особенности построения урока математики в начальной школе;
2) Изучить методику работы в
различных формах на уроках математики, выявить наиболее эффективные;
3) Исследовать методики обучения
детей решению текстовых задач для выявления наиболее значимых черт данного
процесса;
4) Проанализировать систему занятий,
проводимых в групповой форме с включением в процесс обучения математике решения
текстовых задач.
В ходе исследования применялись
следующие методы:
анализ научной и методической литературы
по теме работы;
изучение, анализ и обобщение практического
опыта преподавания математики в начальной школе;
педагогическое наблюдение;
анализ учебной документации младших
школьников.
В качестве теоретической основы
исследования использовались труды известных педагогов (Истоминой Н.Б., Лавриненко
Т.А и др.), рассматривающие такие понятия, как «урок», «формы работы на уроках
математики в начальной школе», «уровень сформированности умений младших
школьников», «текстовая задача», а также изучившие и разработавшие
основополагающие методики работы над текстовыми задачами в младших классах.
Практическая значимость работы
состоит в систематизации теоретического материала, а также анализе основных
характеристик групповой формы работы, что может быть использовано как в
процессе подготовки студентов педагогических специальностей, так и при
планировании и разработке форм работы на уроках математики в начальной школе.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенного исследования
можно прийти к следующим выводам:
В настоящее время обучение учащихся начальной школы
решению текстовых задач является одним из значимых направлений образовательного
процесса, что связано с тесной зависимостью текстовых задач как с
теоретической, так и с практической стороной познания.
Для полноценного раскрытия понятия текстовой задачи и изучения
с ее помощью различных жизненных ситуаций младшим школьникам предлагаются самые
различные виды заданий данной категории. Решение же этих задач не должно быть
случайным или хаотичным, а должно происходить последовательно, по плану.
Обучение решению текстовых задач происходит в двух
направлениях: с одной стороны, через выработку общего умения решать текстовые
задачи, с другой стороны, через приобретение умения решать задачи определенного
типа. В начальной школе чаще всего реализуется первое направление [12, 41-44].
Педагоги должны понимать, что любой научный факт,
каким бы занимательным не казался он сам по себе, будет восприниматься младшим
школьником лучше, если будет сопровождаться пояснением на примере применения в
повседневной жизни. Текстовые задачи помогают просто и наглядно
продемонстрировать эту связь теоретического и практического поля.
Текстовые задачи обязательно должны включаться в
начальный курс математики, поскольку способны решить триединую задачу:
способствовать усвоению математических знаний, формировать позитивные личностные
качества учащихся, развивать психические процессы в их сознании [14, 45-46].
В зависимости от возраста учащихся на каждом уроке
математики предлагается решить типовые текстовые задачи (например, нахождение
целого и части; умножение и деление суммы на число; задачи с пропорциональными
величинами и т.д.), в результате чего отрабатываются достаточно прочных умений
и навыков школьников, помогающие им в дальнейшем обучении при решении нетиповых
математических ситуаций.
Вместе с тем необходимо учитывать, что не у всех учащихся
младших классов процесс обучения решению задач проходит одинаково легко. Проблемы
в усвоении учебного материала могут возникать под воздействием факторов как
личностного, так и социального характера.
Для работы над задачей на уроках могут использоваться различные
методы обучения и формы работы. Однако, как демонстрируют исследования
психологов и педагогов, а также непосредственное наблюдение педагогического
процесса, один и тот же метод обучения может быть неодинаково эффективен при
работе с целым классом.
Одни формы обучения позволяют раскрыться
индивидуальному потенциалу учащегося, другие способствуют формированию
полноценной коммуникации и взаимообучению школьников.
Применение групповой формы работы с младшими школьниками
на уроке математики при решении текстовых задач обеспечивает не только усиленное
и эффективное усвоение материала, но позволяет сочетать методы групповой работы
с классом с индивидуальной работой учеников. При этом не утрачивается внимание
к индивидуальным аспектам познания детей (как при работе со всем классом), но
стимулируется обогащение коммуникативного опыта, поскольку ученики получают
возможность взаимодействовать как друг с другом, так и с учителем. Несмотря на
то, что групповую форму обучения нельзя считать панацеей, единственно
необходимой для качественного усвоения знаний, можно констатировать, что ее использование
при решении текстовых задач на уроках математики действительно позволяет
повысить уровень соответствующих умений у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Содержание, планирование и специфика построения урока
математики
Наиболее распространенной формой
организации учебно-воспитательной работы со школьниками в образовательном
учреждении является урок, содержание которого раскрывается в дидактике. Приведем
некоторые определения понятия «урок», сформулированные в специализированной
литературе.
Урок — это динамичная и вариативная
форма организации учебного процесса, при которой учитель занимается в рамках
точно установленного времени, а состав учащихся строго определен составом
класса. Занятия ведутся по утвержденному расписанию с использованием
разнообразных методы и средства обучения с целью решения задач обучения,
развития и воспитания [11].
Также урок можно рассматривать как форму
организации образовательной деятельности в школе, при которой учитель работает
с учащимися в рамках отведенного времени с постоянным составом учеников (с
классом), по утвержденному расписанию, используя различные методы для
достижения поставленных им и перед ним дидактических задач в рамках
разработанной и утвержденной учебной программы [10].
Кроме того, урок – это такая форма
организации обучения, целью которой является овладение учениками предлагаемыми знаниями,
умениями и навыками. Такая форма характерна для классно-урочной системы
обучения, где класс — относительно постоянная единица учебного коллектива [9].
Понимание урока в современной школе
несколько трансформировалось в пользу требований новой социальной и культурной
реальности. Сейчас это в первую очередь организованное преподавателем духовное
общение группы, содержанием которого является научное знание, целью – усвоение
этого знания, а конечным результатом – развитие интеллекта каждого субъекта коммуникации
на уроке (в том числе учителя).
Соотнеся рассмотренные определения
понятия «урок», можно выделить основные его характеристики:
— урок является регламентированным отрезком
учебно-воспитательного процесса, ограниченным заданным временным промежутком;
— целью урока является достижение заранее
поставленной дидактической задачи и последовательное решение сопутствующих проблем;
— содержание урока должно
определяться целями и задачами процесса познания, а также общедидактическими
требованиями, предъявляемыми к уроку на каждом уровне образования;
— средства и методы обучения выбираются
педагогом для наиболее полного достижения целей урока;
— организация учебной работы учителя
и учеников на уроке планируется (а иногда и корректируется) с учетом
особенностей детей, включенных в обучаемый коллектив.
Необходимо отметить, что общепринятое
понимание урока вполне можно распространить и на урок математики в начальной
школе. Однако кроме перечисленных качеств урок математики должен обладать
следующими чертами:
— продолжительность 40 минут;
— подчиненность одной из значимых
дидактических задач: подготовка к пониманию и усвоению новых знаний, запланированных
программой, знакомство с новым материалом, повторение и укрепление ранее полученных
знаний;
— содержание в уроке математики в
начальной школе всех разделов начального курса математики, среди которых можно
выделить: нумерация целых неотрицательных чисел, арифметические действия,
величины, текстовые задачи, алгебраический и геометрический материал;
— в качестве средств обучения в
настоящее время используются как традиционные инструменты, такие как учебники,
тетради на печатной основе, так и современные технические средства, например, интерактивная
доска, мультимедийная аппаратура, что повышает наглядность и эффективность
проводимого занятия. Методы обучения математике в младшей школе зависят от
целей конкретного урока и подразделяются на догматические, проблемные и
деятельностные;
— в ходе урока учитель может
корректировать его план, если этого требует задача повышения эффективности
усвоения материала учащимися.
Наиболее значимы среди перечисленных
характеристик занятия его цели: образовательные, воспитательные и общеразвивающие.
Реализации этих целей должен быть подчинен выбор всех прочих элементов урока. К
образовательным целям урока математики можно отнести формирование
математических знаний, умений и навыков, предусмотренных утвержденной учебной
программой. Однако, вспоминая о комплексном характере математического знания,
нельзя забывать о смежном изучении общенаучной проблематики, что позволяет
более рационально организовать процесс познания учеников младших классов. Через
реализацию этого принципа более эффективно и целостно осуществляются единые цели
воспитания и развития личности ребенка.
Программы математических дисциплин в
младшей школе предусматривают комплексность в решении воспитательных и
развивающих задач. Для усиления позитивного воздействия на обучающихся педагог
обязан тщательно анализировать соответствующие возможности математики и обдумывать,
моделировать ход каждого урока.
Выбор наиболее эффективных для
данного коллектива учащихся методов обучения — одна из самых сложных
методических и методологических проблем. Выбор методов не будет правильным и
полным, если они не будут соответствовать хотя бы одному из условий, а именно:
— методы обучения должны
соответствовать целям урока (обучающей, воспитывающей и развивающей);
— метод обучения должен быть
согласован с особенностями содержания изучаемого материала;
— метод обучения рассматривается
сквозь призму индивидуальных и общих особенностей обучающихся; учитываются уровень
развития мышления, наличествующий уровень знаний и умений, укорененность
навыков учебного труда, общий уровень воспитания учащихся, уровень достигнутой
ими самостоятельности и пр.;
— выбор метода обучения невозможен
без учета технической и дидактической оснащенности кабинета, в котором
планируется занятие;
— при выборе метода обучения необходимым
условием является соответствие эргономических условий требованиям эффективности
обучения и восприятия материала (оптимальное время проведения урока, количество
учеников в классе – максимальное и фактическое и т.д.);
— избранный метод обучения должен
соответствовать индивидуальным качествам учителя – его характеру, уровню
знаний, стилю ведения занятий и т.д.
Рассматривая урок с точки зрения
логики образовательного процесса, мы с неизбежностью приближаемся к понятию «структура
урока».
Анализируя структуру урока математики
в младших классах, необходимо выделить основные этапы его прохождения:
— Знакомство учащихся с целью урока.
— Представление нового материала.
— Закрепление материала: на уровне воспроизведения