Курсовая с практикой на тему «Использование графических выразительных средств (в газетных заголовках / в публицистических текстах)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения газетных заголовков 4
1.1. Основные
характеристики публицистического стиля. 5
1.2. Газетный
заголовок как объект лингвистического исследования. 7
1.3.
Особенности газетных заголовков. 8
1.4. Функции
газетного заголовка. 11
Выводы по
Главе 1. 15
ГЛАВА 2.
ГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ.. 16
2.1 Система
графических приемов. 16
2.1.
Графические выразительные средства в текстах заголовков. 18
Выводы по
Главе 2. 22
Заключение. 23
Список
использованной литературы.. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
Приложения.. 28
Введение:
Актуальность исследования. С развитием и
распространением средств массовой информации в современном мире
публицистическая продукция обретает особую роль. Пресса, как одно из средств
массовой информации, занимает важное место в культурной, общественной и
политической жизни страны, а, следовательно, и в жизни человека. В
периодической печати отражается современная действительность, а язык газетных
текстов выступает как социальная сила, средство формирования взглядов и управления
поведением людей. Следствием возрастающего воздействия языка публицистики на
общество явилось внимание исследователей к такому явлению как газетный текст и
газетный заголовок как компонент газетной информации и средство воздействия.
Интерес
к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования стал
проявляться уже в 60-е гг. XX века. Стоит отметить, что именно в это время
существенно усложняется структура газетного заголовка, а, следовательно, круг
его функций становится шире. Актуальность исследования
определяется текущими тенденциями в современной англоязычной прессе, появлением
в публицистике новых форм и структур, что влияет на языковое и графическое
оформление газетного заголовка публицистического текста.
Проблема исследования. Газетный
заголовок несет на себе основную информационную роль любой статьи, так как с
помощью правильно подобранного заглавия можно привлечь читателя к прочтению
статьи. Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с номером, получить
представление о содержании его материалов, выбрать самое главное и интересное.
От характера и правильного графического оформления заголовка, его яркости и
информативности зависит, главным образом, будет ли прочитана данная статья.
Однако в современных исследованиях мало внимания уделяется изучению графических
особенностей оформления заголовков, хотя представляется, что именно визуальная
форма подачи заголовка, которая реализуется на графическом уровне, способствует
оптимальному восприятию реципиентами заголовка газетного материала.
Цель исследования – выявить графические
выразительные средства в газетном заголовке публицистического текста.
Основные
задачи исследования. Рассмотреть подходы к дефиниции и определению языковых
особенностей газетного заголовка как объекта лингвистического исследования.
Описать функции газетных заголовков. Провести анализ графических выразительных
средств в газетном заголовке публицистического текста.
Объект
исследования – заголовочный комплекс публицистического текста.
Предметом исследования
является специфика использования графических выразительных средств в газетном
заголовке публицистического текста.
Научно-теоретической базой работы послужили
труда таких исследователей, как И. В. Арнольд,
Г. А. Вейхман, М. Н. Володина, И. Р. Гальперин, Л. А. Коробова, В. Г.
Костомаров, З. А. Лазарева и др. Методы исследования: общенаучные
методы познания (анализ, сравнение, обобщение) и специальные методы
лингвистического исследования (контекстуальный анализ,
функционально-стилистический анализ текста). Практическая
значимость состоит в возможности
применения основных положений работы на курсах по стилистике английского языка
при изучении выразительных языковых средств. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и
заключения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с
функционированием газетного заголовка в публицистическом жанре. Во второй главе
рассматриваются примеры использования графических выразительных средств в
газетных заголовках.
Заключение:
Обзор основных характеристик публицистического стиля
позволил установить, что это один из функциональных стилей, который охватывает большую
область общественных отношений: политических, экономических, культурных,
спортивных и др. Характеристика языковых особенностей публицистического стиля
показала, что основными особенностями языка СМИ
являются интертекстуальность, языковая игра, ирония, которые выполняют
информативную и воздействующую функции. Проблема исследования типов заголовков является не до
конца раскрытым феноменом в современной лингвистике. В современной
газетной статье заголовок выступает как совокупность различных графических и
лингвистических средств и приемов, которые дают читателю все нужные
предварительные сведения о содержании публикации и привлекают к ней должное
внимание.
Заголовок,
являясь частью текста, даёт представление о тексте статьи еще до ее прочтения,
и несёт информацию о содержании произведения. В современной лингвистической
науке существуют много определений термина «заголовок», которые достаточно
однотипны. Учёными-исследователями замечено, что заголовки могут давать и
ошибочное представление о тексте.
Изучение графических экспрессивных средств,
используемых в заголовках современных англоязычных СМИ позволил сделать вывод,
что такие приемы, как выделение жирным шрифтом ключевых слов, — использование
рисунков, схем, графиков, — использование элементов параграфемики,
использование прописных букв для выделения ключевых слов, знаки препинания используются
авторами статей на графическом уровне с целью оказания манипулятивного
воздействия.
Таким образом, заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации,
поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при
знакомстве с полосой. Заголовок несет определенную информацию о содержании
публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску,
возбуждать читательский интерес, привлекать внимание. Заглавие способно выражать содержание текста, которое представляет цепь
тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения газетных заголовков 1.1. Основные характеристики
публицистического стиля
В
данной работе в качестве объекта исследования выступает заголовочный комплекс,
используемый в публицистическом стиле. Исходя из того, что анализируемые
заголовки используются в составе публицистических текстов, представляется
целесообразным рассмотреть основные параметры данного функционального жанра,
поскольку заголовкам газетного текста как одной из составляющих текста, будут
присущи те же черты, что и публицистике, в общем. Рассмотрим традиционные и
современные подходы к дефиниции и выделению основных языковых характеристик анализируемого
стиля.
Изучением
особенностей публицистического стиля занимались такие исследователи, как В.А.
Кухаренко, Т.А. Знаменская, М.Н. Кожина и др. Далее систематизируем
типологические черты жанра публицистики, которые выделяли ученые. По
убеждению В. А. Кухаренко, публицистический стиль — это стиль, известный своей
прагматической функцией, направленной на убеждение читателя в чем-либо, его задача
— повлиять на читателя и сформировать у него определенное мнение о повествуемом
предмете, совпадающее с мнением автора. В тексте данного стиля отчетливо видна
активная аргументация своей позиции по отношению к проблеме и высокая степень
субъективности, отражающая личные чувства автора и его эмоции, касательно
описываемой проблемы [Кухаренко 1986: 61]. В текстах публицистического стиля на
лексическом уровне будут широко использоваться личные местоимения, прямые
обращения, эмоционально-оценочная лексика, синтаксические конструкции,
направленные на призыв к действию.
Современные
исследователи соглашаются с таким подходом, и развивая эту идею дальше Т.А.
Знаменская отмечает, что для реализации воздействующей цели авторы
публицистических текстов активно используют различные экспрессивные средства
языка [Знаменская 2002: 89], что относится к языковым особенностям оформления
текста публицистического стиля. М.Н.
Кожина выделяет в публицистическом стиле такие языковые черты, как
информационность, воздействие на читателей, экспрессивность, намеренная
выразительность, открытая оценочность речи, призывность, простота и
доступность, массовый характер, а также собирательность, как выражение «духа
коллективизма», подчеркнутая документально-фактологическая точность,
сдержанность, официальность и обобщенный характер изложения [Кожина 1993:
56–59].
З.
А. Лазарева определяет публицистический стиль как стиль языка, используемый для
написания публичных речей и публицистических работ, адресованных широкой
аудитории и освещающих важные события из жизни общества и сферы политики, а
также общие вопросы культурного и морального характера [Лазарева 1993: 8]. Такая
коммуникативная установка публицистического стиля влияет на выбор
лингвистических средств, которые используются для привлечения внимания
аудитории. Так, на языковом уровне публицистический
стиль отличается красноречивостью и широким использованием стилистических
средств выразительности и фигур речи. При этом какие-то авторы предпочитают
многословность, а какие-то наоборот склонны к лаконичности [Карамышева 2019:
1000–1004].
И.Р.
Гальперин понимается под публицистическим стилем разновидность функционального
стиля языка, который оказывает воздействие на реципиента и имеет целью убедить
его в правильности транслируемой информации и вызвать желаемую реакцию
[Гальперин 1981: 56–57]. Таким
образом, публицистический стиль используется для написания статей, которые
ориентированы на широкую читательскую аудиторию, и транслируют информацию,
которая расширяет представление реципиентов о мире. Публицистический стиль
характеризуется на языковом уровне экспрессией и выразительностью.