Курсовая с практикой на тему Использование физминуток на уроке в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗМИНУТОК НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Роль физической культуры в здоровьесбережении организма детей 5
1.2. Значение физминуток на уроке в начальной школе 7
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗМИНУТОК НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 12
2.1. Методы и организация исследования 12
2.2. Организационно-методические особенности использования физминуток на уроке 16
2.3. Анализ результатов и их обсуждение 20
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 32
Введение:
Актуальность темы. Известно, что формирование и сохранение здоровья школьников является стратегической задачей государства, так как от состояния здоровья подрастающего поколения зависит благосостояние страны [7, 19, 20].
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [3, 4, 5, 14].
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными нарушениями, что требует целенаправленной разработки здоровьесберегающих технологий для таких детей [10, 11, 12, 16].
В специальной научно-методической литературе отмечено, что оздоровительная направленность занятий физической культурой у младших школьников обеспечивает укрепление их здоровья, поддержание работоспособности, овладение жизненно важными двигательными действиями, развитие физических качеств, адаптацию организма к нагрузкам, а также снятие психоэмоционального напряжения [6, 8, 15, 22]. Применение физминуток занимает в этом процессе важное место.
Физминутки представляют собой несложные физические упражнения, которые направлены на нормализацию функционального состояния организма школьника, уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, профилактику переутомления учащихся [7,10, 21].
Важность научного поиска инновационных подходов к организации физминуток у детей в младшего школьного возраста указывают многие ученые. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – здоровьесбережение у детей начальной школы.
Предмет исследования – средства и методы физминуток у детей начальной школы.
Цель исследования – обоснование применения физминуток в начальной школе для укрепления здоровья и улучшения работоспособности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно применения физминуток в образовательном процессе младших школьников.
2. Оценить уровень физического здоровья и работоспособности детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность применения физминуток в начальной школе для улучшения функционального состояния и работоспособности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение физминуток во время образовательного процесса у детей младшего школьного возраста будет способствовать улучшению их функционального состояния и работоспособности.
Практическая значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных школ, спортивных школ для улучшения функционального состояния детей младшего школьного возраста и их работоспособности
Заключение:
Анализ и обобщение современных литературных источников показал, что актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм современного школьника. Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активизация здорового образа жизни, с другой.
Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности школьников, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, а также потребности во взаимоотношениях.
Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных и комплексных средств и методов повышения здоровья учащихся. Для большинства школьников, занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них.
Полученные результаты побудили нас к выработке путей улучшения соматического здоровья путем применения физминуток во время уроков у детей младшего школьного возраста.
2. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что у детей экспериментальной и контрольной группы наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, индекса Скибинского, индекса Руффье, что свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях системы внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста. Данное обстоятельство послужило основой разработки физкультминуток у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе.
3. Применение физминуток перед чалом и в течение учебного дня у детей младшего школьного возраста было направлено на совершенствование функциональных возможностей организма, повышение его работоспособности и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям, компенсацию недостатка двигательной активности, которая возникает в условиях современного ритма жизни. Программа физминуток включала дыхательные упражнения, упражнения для рук и глаз. Разработанная программа физминуток по укреплению здоровья позволила достичь весомых результатов ее улучшения у школьников, которая подтвердила свою эффективность и значимость.
По результатам итогового обследования установлено, что у детей экспериментальной группы конечные показатели пробы Штанге были достоверно выше, чем в контрольной группе на 6,1 с (p<0,05), жизненной емкости легких – на 99,81 мл (p<0,05), индекса Скибинского – на 3,89 усл. ед. (p<0,05). Конечные результаты индекса Руффье свидетельствуют о том, что у 65% детей экспериментальной и 30% контрольной группы наблюдалась хорошая физическая работоспособность, у 25% и 50% соответственно – удовлетворительная, у 10% и 20% – слабая.
Все это свидетельствует о значительном преимуществе использования физминуток в образовательном процессе младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗМИНУТОК НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Роль физической культуры в здоровьесбережении организма детей
Проблема сохранения здоровья населения становится особенно актуальной на современном этапе развития науки. Современные реалии во многих странах мира создают предпосылки, которые позволяют считать индивида наивысшей ценностью, а забота о его гармоничном развитии и раскрытии всех потенциальных возможностей является приоритетной задачей. Высокая интенсивность современного учебного процесса, снижение ежедневной физической активности, отсутствие сформированного адекватного отношения к здоровому образу жизни приводят к негативному влиянию на состояние физического и психического здоровья школьников [12, 15, 18].
Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активизация здорового образа жизни, с другой [1, 2].
Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности школьников, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, а также потребности во взаимоотношениях [6, 17].
Основными задачами физической культуры является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития школьников.
В учебно-воспитательной сфере физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в сочетании с физическим воспитанием школьников, с учетом их состояния здоровья, а также уровня физического и психического развития.
Физкультурно-оздоровительная деятельность является главным направлением внедрения физической культуры и призвана обеспечить развитие этой культуры, которое в свою очередь способствует развитию физических, морально-волевых, умственных способностей и профессионально-прикладных навыков школьников [19].
Физкультурно-оздоровительная деятельность предполагает комплексное решение таких педагогических задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Максимальное развитие двигательных качеств, работоспособности, обеспечивающих достижение высоких результатов, является актуальным направлением при интегрированной реализации задач воспитательного, оздоровительного и образовательного характера.
Важную роль в оптимизации данной ситуации играют повышение мотивации к внедрению средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе и к занятиям по физическому воспитанию, рекреации, выбору адекватных средств компенсации недостатка повседневной двигательной активности.
Современная образовательная система должна обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей школьников в получении профессионально значимой информации, познании, общении, социальном признании и личностном самовыражении.
Специалисты [19, 20] отмечают, что стратегической целью базового образования должно быть создание среды, которая будет способствовать физическому и нравственному воспитанию школьников, поддержанию и укреплению их уровня здоровья, воспитанию культуры здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, которые будут снижать негативное действие внешних и внутренних факторов среды, а также повышать стрессоустойчивость учащихся.
Мотивациями могут быть: ориентации на здоровье, на профилактику и лечение заболеваний, физическую рекреацию и приятное времяпрепровождение, на здоровый образ жизни, на получение положительных эмоций, на развитие двигательных способностей и красивую фигуру, на возможность личных достижений и удовлетворения своего честолюбия, на воспитание характера и своей социальной позиции к самосовершенствованию.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы [2]. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
1.2. Значение физминуток на уроке в начальной школе
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, которые являются для школ первоочередным документом, учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и оказания общего воздействия.
Физминутки представляют собой несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, которое может привести к переутомлению учащихся. В связи с этим задачами физминуток являются: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников; необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку; активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала [7, 21].
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам («Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» ) физминутки классифицируются таким образом:
— для улучшения мозгового кровообращения;
— для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
— для снятия утомления с туловища;
— для снятия утомления с мелких мышц кисти;
— для мобилизации внимания;
— для снятия утомления с глаз.
Физминутки, которые включает учитель в ходе урока, помогут разнообразить его, дают возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. С одной стороны, они способствуют усвоению изученного материала, с другой — снимают напряжение и усталость. Полезно проводить физкультминутки в игровой форме, поскольку в этом случае младший школьник, выполняя упражнения, получает возможность закрепить знания (содержание физкультминуток, как правило, связано с содержанием конкретной учебной темы) и ощутить радость успеха, почувствовать уверенность в собственных силах.
По направленности физминутки бывают разные:
— для снятия мышечного напряжения;
— формирования и закрепления коммуникативных навыков;
— развития правильного дыхания, развития голоса, речи;
— воспитания определенных черт характера, волевых качеств;
— развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
— развития творческих способностей;
— упражнения на релаксацию.
Специалисты из разных областей сходятся во мнении, что продолжительность активного внимания ребенка в начальной школе составляет в среднем 15—20 минут. После 30—35 минут непрерывных занятий работоспособность резко снижается: интенсивность работы уменьшается на 37 %, а качество — на 50 %, при этом более 50 % учащихся начинают отвлекаться.
При начальных признаках утомления учащихся на уроке педагог должен организовать активный отдых, переключить класс на другие виды деятельности, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. Для этого на 15—20-й минуте от начала урока применяются физкультминутки. Иногда целесообразнее проводить физкультминутки 2 раза за один урок (в начале учебного года, в последние дни четверти, на последних уроках — особенно в конце недели, в 1 классе).
Продолжительность такой смены деятельности — от одной до трех минут. Как и ко всем здоровьесберегающим технологиям к физкультминуткам выдвигаются определенные требования. Упражнения должны задействовать те группы мышц, которые испытывали наибольшую нагрузку, чтобы снять статическое напряжение. Это потягивания, наклоны, приседания, повороты, бег на месте, прыжки и т. д. Комплекс упражнений должен состоять из 2—3 упражнений, повторяющихся несколько раз. Упражнения должны быть доступны и интересны детям, носить игровой характер [1].
Замена комплекса упражнений для физкультминуток должна проводиться как можно чаще. Содержание упражнений зависит от условий проведения урока и его содержания (например, после письменных заданий акцент следует делать на упражнения, которые задействуют мышцы кистей рук).
Во время контрольных и практических работ, а также на уроках труда, физкультуры физкультминутки не проводятся в силу специфики занятий. Выделяют несколько форм проведения физкультминуток:
1. Оздоровительные, общеразвивающие упражнения: танцевальные (такие физкультминутки лучше проводить под знакомую детскую музыку). физкультурно-спортивные (каждое упражнение направлено на расслабление определенной группы мышц, выполняются под счет и под контролем учителя), гимнастика для глаз (специальные упражнения для расслабления мышц глаз с целью снять напряжение зрительного анализатора), двигательно-речевые (дети коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют движения в соответствии с содержанием текста).
2. Когнитивные (познавательные): дидактические игры с движениями, которые способствуют развитию познавательных процессов.
3. Креативные (творческие): гимнастика для ума, оригинальные движения, пантомимическая гимнастика [7, 13].
4. Танцевальные.
5. В форме психофизической гимнастики.
Наиболее распространенными являются два вида физкультминуток: гимнастика для глаз и двигательно-речевые физкультминутки. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью способствует реализации задачи повышения двигательной активности, положительно влияет на настроение детей и их эмоциональное состояние, стимулирует детей к учению, позволяет поддерживать постоянный контакт между учителем и учащимися. На уроках гуманитарной направленности рекомендуется использовать физкультминутки комплексного характера, воздействующие на весь организм.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность. Это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Физкультминутки помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, переключить внимание, чтобы способствовать лучшей концентрации на изучаемом предмете.
Свежий воздух — это то, что способствует усилению положительного эффекта от физкультминуток. Проводить их лучше всего в предварительно проветренном помещении. Ученики начальной школы очень любят физкультминутки. Им придутся по душе и стихотворения и прибаутки, знакомые еще с детского сада.
Оптимально, если каждый урок разбавлен таким подвижным перерывом. Причем в зависимости от интенсивности и напряженности урока следует применять физкультминутки, посвященные работе с разными частями тела: руки, ноги, спина, шея, глаза
Таким образом, анализ литературы показал, что актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Комплексное использование средств, методов и форм физического воспитания содействует эмоциональному, физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, укреплению здоровья.