Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование элементов социально-психологического тренинга в работе педагога дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ.. 5

1.1. Гуманизм
как ключевая составляющая психолого-педагогической работы.. 5

1.2. Основные
пути решения этических дилемм в работе с подростками. 12

ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 20

2.1. Ключевые
характеристики психологического портрета подростка. 20

2.2. Ход
социально-педагогического тренинга. 24

2.3. Анализ
консультаций. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33

 



 

  

Введение:

 

Латинское слово «коллективус» переводят
по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В
современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое:
под коллективом понимается любая организованная группа людей (например,
окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив»
в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников
(учеников), отличающееся рядом важных признаков.

Изучением проблем, связанных с деятельностью
социальных групп школьников, занимались такие исследователи, как А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, А.М. Алексюк, И.А. Зязюн, Л.В.
Кондрашова. В то же время вопрос непосредственного влияния социальной группы на
формирование личности школьника, в частности, в аспекте влияния работы школы на
объединение учащихся в сплоченный детский коллектив нуждается в дополнительном
исследовании, что обусловило актуальность избранной темы.

Объектом
исследования
является проблема отношений между подростками
в процессе работы
учреждения дополнительного
образования.

Предмет
исследования
– роль социально-педагогических тренингов в
формировании взаимоотношений подростков со сверстниками в процессе работы
учреждения дополнительного образования.

Цель
исследования
– разработка и проверка эффективности
социально-педагогического тренинга, 
направленного на преодоление личностных проблем учащихся, в процессе
работы
учреждения дополнительного
образования.

Цель исследования обусловила необходимость
выполнения таких задач:

1. Выявить особенности работы с учащимися в
процессе работы
учреждения дополнительного
образования;

2. Охарактеризовать коллектив как социальную
группу;

3. Изучить и описать существующие способы проведения учебно-педагогического
тренинга
в процессе работы
учреждения дополнительного
образования;

4. Разработать и экспериментально проверить
эффективность проведения
учебно-педагогического тренинга
в процессе работы
учреждения дополнительного образования.

Теоретическую основу исследования составили
положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по
проблемам формирования взаимоотношений подростков со сверстниками (А.С.
Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Зязюн, В. А. Кан-Калик, А. М.
Леонтьев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский).

Методы
исследования.
Для решения цели и заданий исследования,
использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ
специальной литературы, посвященной проблемам формирования взаимоотношений
подростков со сверстниками, обобщение, систематизация), а также методы
эмпирического исследования (наблюдение).

Практическая значимость исследования состоит в
возможности использования его результатов в работе по формированию
взаимоотношений подростков со сверстниками путем проведения
социально-педагогических тренингов, в дальнейших специализированных
исследованиях, посвященных проблеме.

База исследования: школа № 1 г. Ульяновска. Участие в экспериментальной деятельности приняли 40 учащихся в
возрасте от 7 до 10 лет, разделенные на две группы – экспериментальную и
контрольную.

Структура исследования обусловлена его целями и
задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка
использованной литературы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель нашего исследования состояла в разработке
и экспериментальной апробации эффективности проведения
социально-педагогического тренинга в формировании межличностных отношений
подростков со сверстниками.

Отмечено, что в сферу деятельности педагога
дополнительного образования входит, помимо основных педагогических, оказание
еще и психологических, социально-медицинских, юридических услуг. Современный
педагог дополнительного образования консультирует родителей, ведет с ними
просветительскую и культурно-массовую работу, проводит перманентную работу по
психологической диагностике, представляет интересы ребенка в правовых
инстанциях.

Коллектив является основной формой
взаимодействия школьников, в частности, учеников одного класса. Однако не
всегда коллектив бывает сплоченным; также возможно объединение детей в
коллектив, который базируется на негативных моральных установках. Поэтому
внимание педагога должно быть приковано к проблеме формирования ученического
коллектива.

Межличностные
отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы
относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и
организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых
основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с
решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и
наличием у ее участников единой цели.

Основными
показателями социально-психологического климата коллектива являются стремление
к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность,
контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих
показателей.

Сплоченность
— один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень
приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными —
уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью
привлекательности группы для ее членов.

Ответственность
— контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации
правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим
климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или
неудачу совместной деятельности. Контактность и открытость — определяют
степень развития личных взаимоотношений учащихся, уровень психологической
близости между ними.

В переходном
возрасте дети включены в различные виды социальной деятельности. Это
значительно расширяет их сферу общения подростков и увеличивает возможности
усвоения новых жизненных ценностей и ориентиров. Таким образом, формируются
важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков.

Потребность в
самоутверждении настолько велика в этом возрасте, что ради самоопределения
подросток готов на неординарные поступки: может поступиться своими взглядами и
убеждениями, совершить действия, которые не соответствуют его моральным
установкам

Положительное влияние на коллектив отводится и
ученическому самоуправлению. Педагоги должны заниматься укреплением его
авторитета среди школьной аудитории, осуществлять частые обращения, адресатами
которых будут члены самоуправления учеников, проводить с ними совещания. Такие
условия способствуют тому, что учащиеся прислушиваются ко мнению представителей
самоуправления. Впрочем, помимо работы органов самоуправления, необходимо также
выполнение каждым учащимся конкретной, хотя бы небольшой работы, направленной
на общее благо, позволяющей ему проявиться при этом в качестве участника коллектива.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Механизмы психолого-педагогической
работы с подростками

 

1.1. Гуманизм как ключевая составляющая психолого-педагогической работы

 

Тренинг социально-психологический — область
практической психологии, ориентированная на использование активных методов
групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении»[1].

Свою позицию по этому определению высказывают
Д. С. Петросян, Н. П. Фаткина. «В целом ряде работ отечественных психологов
психологический тренинг рассматривается как один из активных методов обучения.
Обучение — действительно, один из важнейших элементов тренинга. Однако, на наш
взгляд, их нельзя отождествлять. Обучение не является ключевой характеристикой
психологического тренинга, полностью раскрывающей его сущность»[2].

Новым, по сравнению с предыдущими, следует
считать технологический подход к тренингу. Достаточно четко он выражен у Е. В.
Сидоренко: «Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной
концепции реальности в интерактивной форме» и далее: «технологический подход
подразумевает целенаправленность и тематичность в создании концепции тренинга,
его плана, правах, инструкций и алгоритмов»[3].

В этом же плане высказывается В. А. Плешаков:
«Тренинг как психолого-педагогическая технология групповой работы — это
упорядоченная и задачно-структурированная совокупность активных методов
групповой работы (деловых, организационно-деятельностных, ролевых и
психологических игр, заданий и упражнений, психотехник и рефлепрактик,
групповых дискуссий и т. д.), логично и тематически подобранных согласно
поставленной цели и обеспечивающих заранее запланированных и корректно
диагностируемых результатов для человека, группы и организации в процессе групповой
динамики»[4].

В
условиях быстрой смены различных технологий современная модель
профессионального роста педагога дополнительного образования предполагает
осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
способность увидеть свой труд в целом. Педагогам XXI в. целесообразно быстро и
конструктивно в информационном обществе приводить свою деятельность в
соответствие с новыми ценностными ориентациями. Педагогу сегодня требуется
овладевать новыми методиками обучения и воспитания, технологиями различных
видов и форм деятельности, апробировать различные воспитательные системы и
осваивать программы личностного развития обучающихся (воспитанников).

Особенно
данные задачи актуальны для педагога дополнительного образования (ПДО),
реализующего свой творческий потенциал в системе дополнительного образования
(внешкольной деятельности, например досуговой или летнего отдыха и
оздоровления) и во внеурочной деятельности детей. Этот полисферный комплекс
задач требует от педагога дополнительного образования, прежде всего, большой
самоотдачи, творческой инициативы, хорошего позитивного настроения и
психолого-педагогической культуры.

Педагог
дополнительного образования детей — один из важнейших специалистов,
непосредственно занимающихся развитием талантов и способностей школьников,
включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность, реализуя
дополнительные образовательные программы различной направленности. Как
показывает практика, из-за острого дефицита педагогических кадров с
соответствующей профессиональной подготовкой система дополнительного
образования детей в значительной мере пополняется людьми, не имеющими
педагогического образования и опыта работы с детьми, хотя и являющимися
высококвалифицированными специалистами по тому или иному профилю (артисты,
музыканты, профессиональные танцоры, спортсмены и т. п.). Межличностные и
межгрупповые отношения в учреждении дополнительного образования детей строятся
на основе творческого взаимодействия детей и взрослых. Организация этого
процесса требует от педагогов специальной подготовки.

В
настоящее время в системе высшего образования еще не отработана подготовка
педагога дополнительного образования детей. В результате работники, занятые в
сфере дополнительного образования детей, в отличие от других педагогических
специальностей, до сих пор не имеют возможности получить базовое высшее
образование. Их профессиональная подготовка ограничена лишь средним специальным
образованием. В это же время участие в разработке авторских образовательных
программ, выбор способа решения дидактических и воспитательных задач в учебной практике
дополнительного образования детей обычно предоставляется самому педагогу. Такая
творческая задача под силу не каждому по ряду объективных причин, связанных с
уровнем педагогического мастерства.

Безусловно, интегральное качество – педагогическое мастерство – понятие
отнюдь не новое. Так, педагогическая энциклопедия определяет мастерство как высоко
и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому
педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – мастер своего
дела это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо
знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически
разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве
владеющий методикой обучения и воспитания. Одним из показателей педагогического
мастерства является



[1]
Психология: Словарь / Под
общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Политиздат, 1990. – С. 410.

[2] Петросян Д. С., Фаткина Н. П.
Организационное поведение. Новые направления теории: Учебное пособие / Под ред.
проф. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 182.

[3] Сидоренко Е. В. Технология
создания тренинга от замысла к результату. – СПб.: Речь, 2007. – С. 116.

[4]
Плешаков В. А. О тренинге как
психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования:
Сборник научных статей. Вып. 34 / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. –
М.: МГПУ МОСПИ, 2009.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы