Курсовая с практикой на тему Использование элементов развивающей системы Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова при изучении курса «Окружающий мир»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся на уроках курса «Окружающий мир» 6
1.1. Особенности системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова 6
1.2. Источники развития познавательного интереса и способы его активизации у младших школьников 11
Выводы по главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование использования внеклассной работы по предмету «Окружающий мир» 26
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 26
2.2. Содержание внеклассной работы по предмету «Окружающий мир» в младших классах 29
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 44
Выводы по главе 45
Заключение 46
Список литературы 48
Введение:
Каждый год новые первоклассники начинают новую для них школьную жизнь, полную удивительных открытий. Но вопрос в том, кто и как делает эти открытия? Интересно ли ученику на уроке, если он занимается только репродуктивной деятельностью, если ему все рассказывает и показывает учитель? Почему по традиционной системе к концу начальной школы дети практически полностью теряют интерес к учебе? Как на одном уроке соединить учебный материал с развитием познавательных способностей учащихся, их умением учиться? Как найти долговременные стимулы к труду? Как повлиять на безразличных детей? Как лучше совместить методы и приемы во время объяснения нового материала? Как сохранить эмоциональное благополучие и оптимизм детей, их положительное отношение к обучению? Как на уроке организовать деятельность ученика так, чтобы он сам сформулировал проблему, которая у него возникла, после того, как он понял, что он чего-то не знает?
Демократизация и гуманизация общества, новые задачи, которые ставит жизнь, обусловливают необходимость качественных изменений в организации учебного процесса в целом и познавательной деятельности в частности. В начале XXI века требования к общеобразовательному процессу постоянно растут и методический аппарат обучения должен соответствовать этим требованиям. Однако существует ряд проблем, связанных с внедрением современных достижений психодидактики в школьную практику.
Условием успеха в развитии мышления является, высокая познавательная активность учеников. Эффективное усвоение знаний предусматривает такую организацию познавательной деятельности учеников, при которой учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий каждого ребенка. Поиски методов обучения, которые бы активизировали влияние на процесс обучения, приводят к повышению актуальности развивающих и проблемных методов, самостоятельной работы, творческих заданий. При этом психологически обоснованной выглядит такая организация урока, при которой дети учатся не по принуждению, но с желанием и с внутренними потребностями.
Активно-познавательная и практическая деятельность учащихся – одна из главных забот учителя начальных классов. Традиционный методический аппарат обучения не всегда обеспечивает эффективное формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что вызывает необходимость его совершенствования, дальнейшей разработки методических подходов к решению этого неотложного вопроса. Задача современного учителя – найти такие формы обучения, которые сделали бы урок интересным, повысили интерес учеников к изучению предметов, активизировали бы их познавательную деятельность и сняли напряжение.
Устойчивый познавательный интерес является основой всей учебно-воспитательной работы с детьми, залогом развития творческой активности и наращивание культуры учебной деятельности. В начальной школе важно пробудить познавательную активность учащихся, что станет фундаментом развития творческой активности личности. Эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий. Такой подход обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей, потому как активизирует творческую и познавательную деятельность.
В 30-х годах выдающимся психологом Л. С. Выготским была выдвинута идея о возможности построения системы обучения, которая не просто опиралась бы на случайные способности ребенка, а формировала бы и развивала их (формула Л. С. Выготского: «Обучение должно тянуть за собой развитие»).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования познавательной активности младших школьников исследовались многими учеными. Так, вопрос познавательной активности и познавательного интереса исследовали такие ученые, как B. C. Данюшенков, В. И. Лозовая, И. Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г. И. Щукина, Г. Ц. Молонов и др. Психологические аспекты обучения младших школьников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в работах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленского, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина, Н.И. Поливановой, С.Л. Рубинштейна, и др.
Цель исследования: обобщение и систематизация психо-дидактических основ использования элементов развивающей системы Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова при изучении курса «Окружающий мир».
Для достижения этой цели мы попытались решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности развивающей системы Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова
1) выяснить теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся;
2) обосновать психо-дидактические основы внеклассной работы на уроках естественного цикла;
3) создать методические рекомендации по организации внеклассной работы учащихся по предмету «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс изучения курса «Окружающий мир» в общеобразовательных учебных заведениях.
Предмет исследования: организация внеклассной работы по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования:
— Теоретические (метод системного анализа, синтеза, сравнения), которые позволили выяснить и уточнить основные понятия исследования, сделать теоретический анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы;
— Эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы), которые были направлены на обоснование эффективности методики организации познавательной деятельности учащихся на внеклассных занятиях по курсу «Окружающий мир».
Заключение:
Анализируя работу в школе по системе развивающего обучения, можно сделать выводы:
1. Потребительские мотивы, с которыми дети приходят в школу, меняются на познавательные, содержательные. Формируются основы научного мышления, интеллектуальные и личностные способности, которых раньше у ребенка не было. Ученики овладевают главными учебными действиями: действием целеполагания, анализа, моделирования, контроля и оценки.
2. Трудности, которые возникают у детей с низким уровнем интеллектуальных способностей, постепенно преодолеваются в групповой работе. Наиболее пассивные ученики включаются в работу в группах по желанию, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей по команде. Групповая работа повышает у учащихся положительное отношение к учебе, желание посещать школу не теряется.
3. Улучшаются отношения между одноклассниками, возрастает уверенность учащихся в собственных возможностях, повышается чувство собственного достоинства. Таким образом, создается необходимая психологическая основа дальнейшего развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
Высокая активность, уверенность детей, отсутствие боязни в преодолении трудностей, желание помочь, выручить, высокая познавательная деятельность, устойчивый познавательный интерес. Система дает возможность развивать интерес, логическое, абстрактное, образное, критическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание.
Педагоги, как и дети, находятся в постоянном поиске и открытиях. Система дает широкие возможности для проявления, развития и реализации творчества, дает открытие себя в себе (для себя) и себя для других, и при этом еще происходит взаимообогащение друг друга (ученик – ученик, учитель – ученик, ученик – учитель).
Анализируя и сравнивая наличие и качество знаний о свойствах природы в контрольной и экспериментальной группах, можно отметить, что в последней больше детей обладают знаниями в соответствии с программой, имеют конкретные и достаточно полные представления про эстетические свойства природы (высокий уровень эколого-эстетических знаний в ЭГ увеличился на 11 %, в КГ на 1%).
Позитивные изменения произошли и в умении дать оценку явлениям. Анализ детских высказываний, суждений доказал, что большинство детей овладели способностью правильно подбирать соответствующие речевые выражения для характеристики эстетических свойств природы. В экспериментальной группе дети продемонстрировали умение давать адекватную оценку содержанию произведений искусства, понимать художественный образ природы. Более глубокими, полными стали представления детей о сезонных изменениях в природе, о чем свидетельствуют детские рассказы, рисунки. Значительно изменился интерес и к художественно-речевой деятельности. Дети экспериментальной группы проявляли фантазию, творчески применяли и комбинировали свои умения, реализуя собственные замыслы в составлении сказок, стихов на темы природы.
Таким образом, процесс формирования у учеников начальных классов ценностного отношения к природным объектам осуществлялся поэтапно: от получения эстетических впечатлений, усвоения эталонов эстетического в природе в процессе непосредственного общения с ней, через освоение художественного образа природы в искусстве к эколого-эстетической деятельности, в которой происходит реализация ценностного отношения к природе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся на уроках курса «Окружающий мир»
1.1. Особенности системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Идея развивающего обучения (РО) принадлежит Д. Б. Эльконину. Научные фундаментальные психолого-педагогические исследования по осуществлению этой идеи начались в 60-х годах прошлого века в рамках отечественной психологической школы.
Они велись в Харьковском университете, Харьковском институте, в Институте общей и педагогической психологии АПН под руководством известных ученых В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина., в результате чего психологами, методистами и учителями была разработана концепция развивающего обучения [27; C. 46-51].
В общем виде она такова: в младшем школьном возрасте через специально построенное обучение (на основе теоретических знаний и теоретического мышления) у ребенка могут быть сформированы определенные способности в отношении личного самосовершенствования, личного саморазвития, самопознания.
Авторы данной концепции сознательно ориентировались на фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать личную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Поэтому различие РО от других видов и форм обучения в том, что ученик – не объект педагогического воздействия учителя, а субъект личной учебной деятельности, человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средства расширения границ известного, доступного [28; C. 15].