Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование элементов проблемного обучения на уроках в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Современная технология проблемного обучения 6
1.2. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения 12
ГЛАВА 2 . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Способы создания проблемных ситуаций в практике обучения 20
2.2. Реализация элементов проблемного обучения на уроках в начальной школе………………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Сегодня обществу нужны люди, способные принимать самостоятельные решения, готовые к самообразованию к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Работая в школах, учителя сталкиваются с такими проблемами, как: низкий уровень интеллектуального развития учеников; низкое педагогическое и психологическое образование родителей учащихся; недостаток материальных ресурсов.
Перед современным обществом возникла проблема с поиском такой технологии образования, которая позволила бы организовать обучение таким образом, чтобы ученики были не только объектом обучения, пассивно воспринимающего учебную информацию, но и являлись активными действующими лицами, занимались самопознанием и решением критических познавательных задач.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие навыков мышления высокого уровня. Если обучение приводит к развитию творческих способностей, его можно считать развивающим обучением, то есть обучением, где учитель, основываясь на знании закономерностей развития мышления, специальных педагогических средств, проводит целенаправленную работу по формированию познавательных способностей и познавательных потребностей своих учеников в изучении фундаментальных наук. Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в образовательном процессе, необходимо выполнить условия ее реализации. Проблемное обучение целесообразно применять:
— когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
— когда ученики готовятся к проблемным исследованиям по теме и решают задачи по развитию самостоятельности мышления, формированию исследовательских умений, творческому подходу к делу, поскольку для более слабых учеников этот метод сложен,
— когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, так как это требует больших затрат времени.
Применение технологии проблемного обучения на практике позволяет создать у детей способность самостоятельно мыслить, получать и применять знания в процессе обучения.
Человеческая жизнь постоянно ставит перед ними насущные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что на самом деле еще много неизвестного, скрытого. Поэтому нам нужно более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений.
Успех интеллектуального развития ученика достигается в основном в классе, когда учитель остается один со своими учениками. А его способность «и заполнять сосуд, и зажигать факел», а также способность организовывать систематическую познавательную деятельность зависит от степени заинтересованности учеников в обучении, уровня знаний, готовности к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуального развития, что доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных навыков невозможно без проблемного обучения. Значительный вклад в раскрытие проблем интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Ю. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.
По результатам анализа многочисленных исследований в области педагогики мы видим, что большинство практикующих учителей осознают ценность проблемного обучения и его функций. Однако четкого понимания о конкретных способах реализации проблемного обучения и его главной связи — проблемных ситуациях у учителей нет. Именно это и обусловило выбор темы курсовой работы «Использование элементов проблемного обучения на уроках в начальной школе».
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования: проблемная ситуация в образовании как фактор актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность применения проблемного обучения в начальной школе.
В соответствии с целью исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать технологию проблемного обучения.
2. Теоретически обосновать эффективность применения проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
3. Раскрыть пути и способы создания проблемных ситуаций при обучении младших школьников.
4. Выявить возможность применения проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Для решения поставленных задач нами применялись теоретические методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; изучение педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников из 30 наименований. Курсовая работа представлена на 40 страницах, объем основного текста 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты теоретического исследования при написании курсовой работы дают нам возможность сформулировать выводы по использованию элементов проблемного обучения на уроках в начальной школе.
1. Применение технологии проблемного обучения на практике позволяет создать у детей способность самостоятельно мыслить, получать и применять знания в процессе обучения. Во время проблемного обучения учащиеся становятся активными участниками процесса поиска решений, а не просто запоминают этапы получения результата.
Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемную ситуацию и организуя деятельность учащихся по решению образовательных задач, обеспечивает наилучшее сочетание их индивидуальной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов.
2. Преимущества проблемного обучения. С использованием проблемных ситуаций на уроках роль учителя в образовательном процессе существенно меняется. Он осмысленно идет на творческое сотрудничество со школьниками в решении образовательных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений и столкновение точек зрения. Преподаватель и ученики становятся равноправными участниками совместной образовательной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учеников более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; основное внимание уделяется комплексному использованию знаний. Также важно, чтобы проблемы решались на уроках, учеников учат думать, искать решение, и это является одним из средств формирования мышления.
Проблемные ситуации позволяют создать логичное объяснение нового материала, который отражает логику соответствующей науки, которая дидактически преломляется по отношению к уровню мышления учащихся определенного возраста. Систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предвидеть противоречия, которые могут возникнуть в умах учащихся в процессе обучения. Чтобы возникла проблемная ситуация, необходимо выявить противоречие, оно обычно вызывает интерес у учеников, стимулирует предыдущие знания, направлено на поиск неизвестного и тем самым активизирует умственную деятельность учеников, давая учителю возможность управлять ей. Именно в проблемной ситуации возникает осознание противоречий, на которые сознательно указывает учитель.
2. В работе мы раскрыли пути и способы создания проблемных ситуаций при обучении младших школьников. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различны точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)
4. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически по всем предметам на разных этапах урока: во время объяснения, закрепления и контроля. Проблемное обучение целесообразно применять:
— когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
— когда ученики готовятся к проблемным исследованиям по теме и решают задачи по развитию самостоятельности мышления, формированию исследовательских умений, творческому подходу к делу, поскольку для более слабых учеников этот метод сложен (его преодолевает дифференциация уровня проблемы);
— когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, так как это требует больших затрат времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Современная технология проблемного обучения

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения приобрели актуальность со второй половины 1950-х и 1960-х годов в научно-педагогической и методической литературе, обосновывая богатый потенциал решения образовательных проблем и выявляя способы организации проблемного обучения [6]. Будущее образования тесно связано с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения огромна: усвоение не только результатов научных знаний, но и способ получения этих результатов; оно включает в себя формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей (в дополнение к овладению знаниями и формированию навыкам).
Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и лучших педагогических практик. Проблема называется обучением, поскольку организация учебного процесса основана на принципе проблемного и системного решения образовательных проблем, характерных для данного обучения.
Проблемная ситуация и проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Задача обучения понимается как отражение логико-психологических противоречий процесса ассимиляции, определяющих направление ментального поиска, пробуждающих интерес к изучению природы неизвестного и ведущих к усвоению новых концепций или нового способа действия. Есть две основные функции задач обучения:
1. Направление умственного поиска, то есть деятельность ученика по поиску решения проблем.
2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов, деятельности, приобретение учеником знаний.
Для учителя это инструмент: контроль познавательной активности ученика; формирование его умственных способностей. В деятельности ученика служит стимулом для мышления, а процесс его решения — способ превращения знаний в убеждения.
Проблемная ситуация — средство проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность в упражнениях и создающий внутренние условия для активного изучения новых знаний и способов работы.
Проблемная ситуация может быть разной. Содержание неизвестного о проблемной ситуации делится: неизвестная цель, неизвестный объект деятельности; неизвестный способ деятельности; неизвестные условия для выполнения действий.
Методологические особенности: непреднамеренность; постановка задачи; эвристический разговор; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; научно-исследовательская лаборатория; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный эксперимент; решение задач.
Особенность проблемных методов заключается в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учеников, заключающейся в нахождении и решении сложных вопросов, требующих обновления знаний, анализа, умений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы