Курсовая с практикой на тему Использование электронных образовательных ресурсов при обучении астрономии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования
электронных образовательных ресурсов в образовании. 5
1.1. Понятие электронного образовательного
ресурса. 5
1.2. Виды электронных образовательных
ресурсов в образовании. 8
Глава 2. Методические основы использования электронных образовательных
ресурсов при обучении астрономии. 12
2.1. Анализ электронных образовательных
ресурсов по астрономии. 12
2.2. Разработка урока астрономии с
использованием электронных
образовательных ресурсов по теме «Солнечная система». 20
2.3. Методические рекомендации по
использованию электронных образовательных ресурсов при обучении астрономии. 29
Заключение. 33
Список литературы. 34
Приложение. 38
Приложение 1. 38
Введение:
Современная Российская
школа характеризуется рядом нововведений, среди которых переход на новые
Федеральные государственные стандарты образования. Одна из задач школьного
обучения — формирование глубоких и прочных знаний основ
естественно-математических наук и научного мировоззрения учащихся.
Астрономия занимает
важное место в системе естественнонаучного образования. Е.П. Левитан, А.Ю.
Румянцев, Н.В. Шаронова выделяют особую значимость астрономии в формировании
научного мировоззрения школьников.
С 2017-2018 учебного года
астрономия вернулась в российские школы обязательным предметом федерального
компонента. Обеспечение современного качества астрономического образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям ФГОС ООО
становится как ни когда актуальным.
Вопросами совершенствования
школьного астрономического образования, занимались Б.А. Волынский, Ю.И. Дик, А.В.
Засов, И.А. Иродова, В.Ф. Карташев, Д.Г. Кикин, Е.В. Кондакова, Р.В. Куницкий, Г.А.
Лейкин, А.Н. Леонов, М.Е. Набоков, Г.Г. Никифоров, В.Т. Оськина, А.А. Пинский, В.В.
Пономарев, П.И. Попов, А.Ю. Румянцев, Ю.А. Скляров, Е.К. Страут, Н.Е. Шатовская,
В.Ф. Шилов, В.А. Шишаков, Т.М. Шульгина, А.А. Фадеева и другие.
Согласно ФГОС ООО, в
российских школах должно быть реализовано единое информационное пространство. В
этой связи проблема применения электронных образовательных ресурсов в сфере
образования вызывает повышенный интерес в теории и практике отечественной
педагогической науки.
Дидактические вопросы
информатизации обучения нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова,
Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические в исследованиях Б.С.
Гершунского, И.Г. Захаровой, В.А. Красильниковой, Е.И. Машбица, М.В. Моисеевой,
Е.С. Полат, О.И. Пащенко.
Объект исследования –
использование электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования – использование
электронных образовательных ресурсов при обучении астрономии.
Цель исследования –
теоретические обосновать, разработать методические рекомендации по использованию
электронных образовательных ресурсов при обучении астрономии и разработать урок
астрономии с использованием электронных
образовательных ресурсов по теме «Солнечная система».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие электронного образовательного ресурса.
2. Изучить виды электронных образовательных ресурсов в
образовании.
3. Сделать анализ электронных образовательных ресурсов по
астрономии.
4. Разработать урок астрономии с использованием электронных образовательных ресурсов по теме
«Солнечная система» .
5. Представить методические рекомендации по использованию
электронных образовательных ресурсов при обучении астрономии.
Методы исследования:
анализ и изучение учебной и педагогической литературы по теме исследования,
синтез, систематизация, классификация, обобщение.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Электронный
образовательный ресурс – это средство обучения, представленное в электронной
форме или на электронном носителе, которое может объединять разные виды
информации и создаваться с помощью различного программного обеспечения.
В современной
образовательной системе электронные образовательные ресурсы классифицируют по
разным основаниям. Одновременно любой электронный образовательный ресурс можно
отнести к разным видам в соответствии с проявлением конкретного признака.
Однако, в независимости от вида, к которому относится конкретный
образовательный ресурс, каждому современному электронному образовательному
ресурсу присущи общие черты: мультимедийность, интерактивность, и
производительность.
Разработанный урок с
использованием различных электронных образовательных ресурсов по теме
«Солнечная система» может быть использован в образовательном процесс по
астрономии. Задача учителя заключается в том, чтобы разрозненные представления
о солнечной системе, которые есть у учащихся, привести в систему точных знаний.
Применение наглядности в электронных образовательных ресурсах способствует
выработке у учащихся ассоциативных и пространственных представлений и формируют
прочные знания.
Использование электронных
образовательных ресурсов на уроках астрономии позволяет существенно повысить
эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить
возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся. Кроме того,
вместе с обеспечением наглядности материалы электронного образовательного
ресурса помогают упорядочить знания. Учащимся наглядно представляется логика
изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.
Таким образом, цель,
поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования электронных
образовательных ресурсов в образовании
1.1. Понятие электронного образовательного ресурса
В педагогической
литературе существуют очень разные подходы к определению электронного
образовательного ресурса (ЭОР) – это свидетельствует о его многогранности и
комплексном представлении.
Понятие «электронный
образовательный ресурс» интерпретируется многими исследователями и практиками.
Проведя анализ различных источников информации и литературы, мы выделили
следующие определения.
Авторы национального
проекта «Образование» (И.М. Реморенко, А.В. Пронин) электронным образовательным
ресурсом именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются
электронные устройства [26].
Согласно ГОСТ Р
53620-2009 электронный образовательный ресурс – это ресурс, представленный в
электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание
и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя
данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования
в процессе обучения [9].
А.А. Телегин, склоняется
к тому, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целостная
система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного
материала [31]. Такая система предполагает его активное освоение обучаемыми с целью
формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной
научной области.
И.В. Роберт, Т.А. Лавина
понимают под ЭОР совокупность научно-педагогической, учебно-методической,
нормативно-правовой, инструктивно-технологической информации, представленной в
электронных форматах, а также программных средств и систем образовательного назначения
[18, 27].
В.А. Осин и И.И. Калина
электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для
воспроизведения которых используются электронные устройства [23].
К основным инновационным
качествам электронных образовательных ресурсов относятся [24, 30]:
1. Комплексность.
Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса [14]:
¾ получение информации;
¾ практические занятия;
¾ контроль достижений.
При работе с обычными
средствами обучения обеспечивается только получение информации.
2. Интерактивность,
которая обеспечивает острое расширение возможностей самостоятельной работы за
счет использования активно — деятельностных форм обучения.
3. Возможность обучения
вне учреждения, в том числе дистанционно. Важными следствиями активного
использования ЭОР нового поколения в дошкольном образовании становиться [29,
32]:
¾ переход от репродуктивного процесса обучения к активно —
деятельностному;
¾ поддержка разнообразия методик и организационных форм
обучения;
¾ выстраивание индивидуальных образовательных траекторий
изучения в соответствии с возможностями и образовательными потребностями
обучающихся;
¾ стимулирование успешного обучения всех категорий,
обучающихся;
¾ реализация компетентностного подхода к изучению дисциплин,
активное использование ее прикладной составляющей.