Курсовая с практикой на тему Использование динамической наглядности на уроках математики в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе 5
1.1 Анализ понятия «Динамическая наглядность» 5
1.2 Сущность динамической наглядности 6
1.3 Возрастные особенности младших школьников, влияющих на использование динамической наглядности на уроках математики 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Методические аспекты использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе 18
2.1 Анализ опыта учителей по использованию динамической наглядности на уроках математики в начальной школе 18
2.2 Комплекс заданий, упражнений с использованием динамической наглядности на уроках математики 21
2.3 Методические рекомендации учителям начальной школы по использованию динамической наглядности на уроках математики 26
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность темы. На сегодняшний день в России актуальным является вопрос о модерниза¬ции образования. Под процессом модернизации понимается создание необходимых учебных условий для улучшения качества учебно-воспитательного процесса. Главной стратегией модернизации является компетент¬ностный подход, а целью образования – формирование личности, которая способна быть субъектом обучения. Поэтому современные образовательные структуры находятся в постоянном поиске эффективных форм, методов и технологий, которые бы могли дать возможность младшим школьникам самостоятельно добывать знания и пе¬реносить их на более сложный материал, реализуя свой творческий потенциал в из¬менившихся и проблемных ситуациях.
Актуальность исследования обусловлена в необходимости преодоления сегодняшнего расхождения между объективно необходимым, декларируемым государственными стандартами образования, и фактическим уровнем преподавания начального курса математики. Также существует несоответствие между постоянно растущими требованиями к ученику начальной школы и низким уровнем подготовки младших школьников.
На сегодня многие ученые посвящают свои исследования преподаванию математики в начальном курсе математики. Вопросам использования динамической наглядности в общеобразовательной школе посвящены многочисленные работы С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже.
Степень разработанности темы. Также исследование научно-методической литературы и анализ использования динамической наглядности в школьном курсе математики показал, что вопросам использования динамической наглядности в области математики не уделяется должного внимания. Это и определило актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования: изучить теоретический и практический аспект использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: педагогический процесс обучения школьников средствами динамической наглядности.
Предмет исследования: методическая система обучения учащихся математике в начальной школе под средствами динамической наглядности.
Проблема исследования состоит в изучении необходимости внедрения в образование современных подходов в методике подачи учебного материала, поскольку во все сферы жизни безвозвратно входят современные технологии.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс изучения школьниками математики в школе будет эффективным, если разработана теория методической системы обучения школьников, используя средства динамической наглядности.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Дать понятие «динамической наглядности», а также определить его сущность;
3. Изучить теоретические и практические аспекты использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе;
4. Сформировать рекомендации по использованию динамической наглядности на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы;
— практические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет 34 страницы.
Заключение:
На основе проведенного исследования, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе.
Также необходимо подытожить изученный материал, согласно поставленных ранее задач курсовой работы:
1. Динамическая наглядность в математике – это фиксация образа преобразования математического объекта в зависимости от изменения точки зрения, или изменения положения объекта восприятия. Возможности динамической наглядности значительно больше, чем у других методов обучения в начальной школе.
Динамическая наглядность в обучении младших школьников является неотъемлемым элементом, поскольку она развивает:
— наглядно-образное мышление;
— образную и ассоциативную память.
Происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. В мнемической деятельности эффективными являются произвольное и непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание остается, главным образом, механическим: оно осуществляется с помощью повторений.
2. Динамическая наглядность на уроках математики в начальных классах – это эффективное средство наглядности, которое способ¬ствует:
— развитию интереса к предмету;
— возбуждению внимания и активизации познавательной деятельности учащихся.
С помощью таких технологий учитель:
— развивает логическое мышление младших школьников;
— добивается более высокого уровня усвоения математических понятий;
— их использование экономит время на уроке, повышает его методическую емкость и продуктивную плотность.
3. Использование мультимедийной презентации на уроках математики в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников это:
— изображение;
— анимация;
— звук;
— графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования динамической наглядности на уроках математики в начальной школе
1.1 Анализ понятия «Динамическая наглядность»
Наглядность должна формировать понимание изменения формы объекта или его элементов в зависимости от изменения точки зрения. Одной из задач наглядности на втором, наиболее долговременном этапе – сформировать умение прогнозировать пространственные соотношения предварительно не воспринимаемых объектов. Поэтому наглядность должна быть динамичной.
Динамичность наглядности – это фиксация образа преобразования математического объекта в зависимости от изменения точки зрения, или изменения положения объекта восприятия. Возможности динамической наглядности значительно возрастают. Общепринятое объемно-конструктивное построение формы демонстрирует только приемы создания абстрактного образа [1].
Динамическая наглядность раскрывает принцип видоизменения за счет качественного анализа структуры пространства. Воспринимая единичный предмет или явление, ребенок может осознать его как случай из общего. Этот переход от единичного к общему, по мнению С.Л. Рубинштейна, происходит внутри восприятия [3].
Таким образом, динамическая наглядность, содержащая конструкцию одного объемно-пространственного объекта, но с разных точек зрения демонстрирует не только модель существования предмета или математического явления, а и их происхождение.
В современной практике обучения математике не уделяется должного внимания динамической наглядности. Стоить отметить то, что наблюдая за предметом или явлением из одной точки зрения невозможно получить полной исчерпывающей информации. Для их досконального изучения нужно получить как можно больше разнообразной информации. Например, при изучении графических математических изображений (фигур) одним из эффективных вариантов является изображения разрезов объекта восприятия. Метод позволяет увидеть объект изнутри, ощутить внутреннее пространство, и толщину стенок объекта [2].
С. Л. Рубинштейн считал, что объект в процессе мышления включается в новые связи в силу чего выступает в новых качествах, фиксируемых в новых понятиях. С объекта словно «исчерпывается» новое содержание, он словно возвращается каждый раз другой своей стороной и в нем проявляются все новые свойства [3].
Ж. Пиаже отмечает, что, не влияя на объект и не превращая его, субъект не сможет понять природу объекта и останется на уровне простых описаний.
Пытаясь изучать математические объекты все глубже надо предложить детям разнообразную наглядность, а не только стандартное изображение (рисунок) из одного классического положения.
Таким образом, динамическая наглядность, содержащая разрезы математических объектов или явлений предлагает новую трактовку пространства и будет способствовать эффективному развитию пространственных представлений, что в свою очередь значительно улучшит уровень работы.