Курсовая с практикой на тему Использование дидактических (сюжетно-ролевых) игр в процессе логопедической (воспитательной) работы в детском саду для детей с алалией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты использования сюжетно-ролевых игр в процессе
логопедической (воспитательной) работы для дошкольников с алалией. 5
1.1.
Понятие и сущность алалии. 5
1.2.
Возможность коррекции алалии посредством сюжетно-ролевых игр. 10
Глава
2. Практическое использование сюжетно-ролевых игр в процессе логопедической
(воспитательной) работы с детьми с алалией в условиях дошкольного образования. 14
2.1.
Анализ уровня речевого развития детей с алалией. 14
2.2.
Сюжетно-ролевые игры, направленные на коррекцию детей дошкольного возраста с
алалией. 17
Заключение. 23
Приложение. 27
Введение:
Дети дошкольного возраста с нарушениями речи составляют
самую большую группу детей с отклонениями в развитии. Дошкольники, имеющие
нарушения речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками,
характер которых с годами усложняется и напрямую зависит от состояния речи. Эти
трудности, социализация и формирование таких личностных компонентов, как
самооценка, саморегуляция, самоконтроль у детей с нарушениями речи, формируются
с опозданием. В то же время трудности в общении со взрослыми вызывают задержку
в развитии когнитивных функций, мотивации и эмоционально-волевой сферы. Таким
образом, актуальность нашего исследования оправдана, поскольку актуальность
проблемы развития коммуникативных навыков ребенка определяется еще и ФГОС
дошкольного образования, в котором ставится задача реализации программы,
которая должна обеспечивать полноценное развитие ребенка по всем основным
направлениям образования, в том числе в сфере социального общения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением речи
должна строиться с учетом описанных ранее трудностей и включать отдельные
направления развития тех навыков, которые обеспечат полноценное межличностное
взаимодействие в детстве и успешную социализацию в будущем. Старших
дошкольников начинают интересовать новые для детей личные морально-этические
отношения и нормы межличностных отношений; общение со сверстниками становится
для них потребностью. А отсутствие такого положительного опыта может привести к
спонтанному возникновению отрицательных, социально неприемлемых форм поведения
у детей, к конфликтам между сверстниками.
Одним из методов коррекции двигательной алалии является
использование ролевых игр на этапе речевой активации, а также на последующих
этапах работы. Этот метод считается эффективным, так как подходит для маленьких
детей. Создав атмосферу непринужденной игры, включающую интересы конкретного
ребенка, логопед может надолго удерживать его внимание, используя все
необходимые задания для стимуляции речевой деятельности.
Таким образом, объектом исследования является алалия, а его
предметом — использование сюжетно-ролевых игр в процессе логопедической (воспитательной)
работы для детей с алалией в условиях дошкольного образования.
Цель исследования – проанализировать возможности
использование сюжетно-ролевых игр в процессе логопедической (воспитательной)
работы в для детей с алалией в условиях дошкольного образования.
Задачи исследования:
¾ изучить понятие и сущность алалии;
¾ рассмотреть возможности коррекции алалии
посредством дидактических (сюжетно-ролевых) игр;
¾ проанализировать уровень речевого развития детей
с алалией;
¾ составить программу дидактических
(сюжетно-ролевых) игр для коррекции алалии.
Гипотеза исследования: применение дидактических
(сюжетно-ролевых) игр позволяет более эффективно проводить занятия по коррекции
алалии.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в детальном изучении алалии и возможности ее коррекции посредством сюжетно-ролевых
игр. В курсовой работе разработан комплекс игр, которые можно использовать на
логопедических занятиях для коррекции алалии.
При написании работы были использованы методы анализа,
синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и описания.
Заключение:
Таким образом, реализация коммуникативного подхода к оценке
речевого развития дошкольников с алалией позволила выявить качественные
особенности речевого развития детей:
¾ преобладание субъектно-объектного отношения к
партнеру по общению, неспособность развивать партнерский диалог со сверстником;
¾ незрелость мотивационно-ориентированной сферы
общения, ситуативного общения, что ограничивает круг коммуникативных задач,
решаемых детьми, коммуникативных действий и используемых средств общения.
Отметим, что алалия является препятствием для формирования
полноценного общения в обществе, у детей с алалией снижается потребность в
общении как со взрослыми, так и со сверстниками. У детей с алалией наибольшие
трудности с организацией речевого поведения; эти трудности негативно
сказываются на построении отношений со сверстниками и взрослыми. Дети с
нарушениями речи не всегда понимают обращенную к ним речь собеседника; им
сложно правильно отреагировать и построить ответ; трудности возникают при
оценке смысловой цепочки речевого общения. В результате у детей с алалией
возникают серьезные трудности с использованием речи как средства общения.
Для формирования речи у дошкольников с алалией планировалось
проведение занятий в подгруппах и ролевых игр. Речевой материал подбирался с
учетом лексической тематики и коррекционных заданий каждого этапа обучения.
Логопедические
условия развития речи дошкольников в процессе формирования игровой
деятельности:
1. Научить
ребёнка использовать в игре слова, в соответствии с лексической темой.
2. Обращать
внимание на правильность произношения слов в игре.
3. Закреплять
умения организовывать и выполнять игровые действия с использованием диалога,
распространённых предложений.
4. Закреплять
умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли.
5. Закреплять
умение согласовывать слова в предложении, исключать аграмматизмы в речи.
6. Закреплять
умение пользоваться средствами языка в соответствии с игровой ситуацией и
задачами высказывания.
Педагогические
условия организации развития речи в процессе сюжетно-ролевых игр:
1. Обогащение
представлений детей о том или ином явлении, событии, и активное участие в игре
значимого взрослого.
2. Логопед
должен играть вместе с детьми, то есть встать на позицию «играющего партнера».
Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные
ситуации, привлекая их к активному участию.
3. Логопед
должен, организуя игры вновь и вновь, развертывать игру таким образом, чтобы
дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
4. Логопеду
необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка,
как на осуществление игрового действия,
так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
5. Эффективным
методом развития сюжета игры являются игрушки-самоделки из бумаги, картона,
сделанные детьми.
В Приложении
представлены игры и упражнения наиболее эффективные при коррекции алалии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты использования сюжетно-ролевых
игр в процессе логопедической (воспитательной) работы для дошкольников с
алалией
1.1. Понятие и сущность
алалии
Большинство речевых расстройств вызвано поражением речевых
частей мозга и центральной нервной системы. Одно из таких нарушений — алалия.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и
изначально сохраненным интеллектом. Эту проблему можно назвать одной из самых
коварных, ведь распознать этот дефект не так-то просто. В основном родители не
замечают, что с ребенком что-то не так, а после того, как симптомы приобрели
ярко выраженный характер, начинается беспокойство и родители начинают обращаться
к врачам.
Чем раньше будет обнаружено это нарушение и начата работа,
тем лучше и быстрее будут результаты всего процесса исправления. Так, например,
в возрасте около 5-7 лет коррекция алалии у детей довольно проблематична и не
всегда эффективна. Многие люди считают, что единственным признаком алалии
является то, что дети полностью не могут говорить, но это не так. На самом деле
малыши просто не разговаривают как сверстники, даже малейшее отклонение в
речевом развитии может указывать на это заболевание [5].
Алалия не может появиться сама по себе, чаще всего она
появляется из-за повреждения речевых центров мозга [12]. В зависимости от того, какой центр коры
головного мозга был поврежден, различают 3 типа алалии: сенсорную, моторную и
смешанную.
Моторная алалия. В этом случае ребенок полностью понимает
речь (выразительная речь), но самостоятельно (выразительная речь) не может
выразить собственные чувства или эмоции. Это появляется из-за плохого владения
языком, незнания элементарных понятий или небольшого словарного запаса.
Моторная алалия может иметь различные симптомы, как речевые,
так и не речевые (неврологические, психологические). Неврологические симптомы
при этой форме алалии представлены, прежде всего, двигательными нарушениями,
плохой координацией и плохим развитием мелкой моторики. Детям с двигательной
алалией сложно овладеть даже элементарными навыками ухода за собой (шнуровка
обуви, застегивание пуговиц) и выполнения мелких двигательных операций
(складывание пазлов, мозаики).
Изучив литературу по данной проблеме, можно сказать, что у
детей с моторной формой алалии нарушены внимание, память, восприятие. Такие
дети могут быть гиперактивными или, наоборот, заторможенными и малоподвижными.
Дети с моторной алалией характеризуются повышенной утомляемостью, снижением
работоспособности и речевым негативизмом. Двигательная алалия у детей приводит
к тому, что из-за речевой недостаточности интеллектуальное развитие ребенка
страдает вторично. Однако по мере развития речь постепенно приходит в норму.
При моторной алалии наблюдается выраженная диссоциация между
впечатляющей и выразительной речью. Понимание речи сохраняется, однако
собственная речь вообще не развивается или развивается с грубыми отклонениями.
Этапы формирования речевых навыков (а именно: напевание, лепет, слова, фразы,
связная речь) затягиваются, а сами речевые реакции сильно упрощаются.
Несмотря на то, что ребенок с двигательной алалией
теоретически способен выполнять артикуляционные движения, у него есть грубые
нарушения звукового произношения. Часто в этом случае возникают путаницы и
настойчивые замены артикуляторных спорных фонем, что неизбежно приводит к
невозможности воспроизведения звукового образа слова.
Лексика в мот