Курсовая с практикой на тему Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников старшего возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ.. 5
1.1. Развитие звукопроизношения у
детей в онтогенезе. 5
1.2. Проявление нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. 9
2.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 14
2.1. Организация и содержание
констатирующего эксперимента. 14
2.2. Особенности организации работы
по коррекции нарушений звукопроизношения
с помощью дидактических игр…………………………………………………………………16
2.3. Результаты исследования на
контрольном этапе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………29
Введение:
Речевая функция является основополагающим
компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в
дальнейшем зависит успешность общения. Осуществление нормальных социальных
контактов также становится опорным звеном для расширения представлений об
окружающей жизни, регулирует поведение человека, может помочь спланировать
соответственное участие в различных формах коллективной деятельности. Наиболее
важные ступени в овладении речью приходятся именно на детский возраст –
дошкольный и школьный периоды.
Выбранная нами речевая патология имеет
различные причины. Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой
тенденции роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями
звукопроизношения. Усиление эффективности коррекционной работы по устранению
дефектов речи у дошкольников с нарушениями звукопроизношения становится на
сегодняшний день одной из актуальных проблем логопедии.
В специальной литературе, посвящённой рассмотрению
вопроса нарушений звукопроизношения, указывается, что у детей одновременно с
речевой патологией наблюдается большое количество неречевых симптомов, а именно
нарушение двигательных функций (Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В.
Серебрякова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская). Расстройство моторики при нарушении
звукопроизношения носит обширный характер. Несмотря на то, что у дошкольников с
лёгкой степенью выраженности патологии отсутствуют явные параличи и парезы, их
двигательная сфера характеризуется общей неловкостью, недостаточной
координированностью.
Перед логопедом стоит важная задача –
устранить нарушения речи незамедлительно, чтобы ребёнок чувствовал себя
полноценным членом общества, не испытывал дискомфорта при вхождении в
коммуникацию и в дальнейшем, не испытывал трудности в обучении в школе. В
психолого-педагогической литературе отмечается, что эффективное развитие
дошкольника происходит в условиях игры, так как игра на данном возрастном этапе
является ведущим видом деятельности. Для детей игра – это приоритетный труд.
Без игры нет и не может быть всестороннего развития ребёнка.
Современное развитие коррекционной
педагогики, логопедии, неоднородность и многосторонность проявлений нарушений звукопроизношения
у детей определяют не только комплексный подход к построению коррекционной
программы, но и внедрение инновационных мероприятий в работу с детьми с данной
речевой патологией.
Цель данной работы: изучить особенности
логопедической работы по преодолению нарушений формирования звукопроизношения у
детей при помощи дидактических игр.
Задачи:
1) изучить развитие звукопроизношения у
детей в онтогенезе;
2) проанализировать проявления нарушений
звукопроизношения у детей;
3) исследовать нарушения звукопроизношения
у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дидактические игры в
работе по коррекции нарушений звукопроизношения.
Предмет исследования: использование
дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы;
2) эксперимент, на основе использования методик
обследования звукопроизношения О.А. Безруковой, Ю.О. Филатовой, Л.И. Беляковой,
О.Б. Иншаковой;
3) статистическая обработка данных.
Структура исследования: курсовая работа
состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и
списка использованных источников.
Заключение:
Одним из наиболее распространенных
нарушений речи в детском возрасте является нарушение звукопроизношения, которая
имеет тенденцию к значительному увеличению. В настоящее время остро стоит
вопрос поиска новых средств и методов коррекции данного нарушения. Важно
создать эффективную методику коррекции не только самой речи, но и
артикуляционной, мануальной моторики у детей.
Методология исследования была адаптирована
к целям нашего исследования и включала в себя:
– изучение правильного произношения;
– изучение фонематического восприятия и
дифференциации звуков речи.
Проведенная работа позволила выявить и
сравнить симптомы нарушений фонематических функций и двигательной подвижности у
дошкольников с нарушением звукопроизношения на констатирующем и контрольном
этапах экспериментальной работы.
Анализ экспериментальных данных позволяет
утверждать, что для детей характерны нарушения дифференциации звуков, трудности
в звуковом анализе слова, отсутствие формирования фонематического синтеза.
Нами была проведена логопедическая работа
по коррекции звукопроизношения у дошкольников. Целью этой программы являлась коррекция
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели включало решение следующих
задач:
– совершенствование новых навыков в
области речевой деятельности;
– совершенствование опыта, устранение
стереотипов общения; развитие интереса к речевой деятельности;
– развитие способности адекватно и полно
воспринимать и оценивать свою деятельность и деятельность других.
На основании проведенной работы по
проведению логопедических тренингов с целью коррекции звукопроизношения у
дошкольников можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей
наблюдается положительная динамика в состоянии звукопроизношения. Продолжая
работу по предлагаемому плану можно значительно улучшить речевые показатели детей
и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе Исследователи определили, что
«речевая деятельность – это специфическая психологическая деятельность
человека, направленная на использование усвоенного языка с целью коммуникации» [11,
57]. Эта дефиниция означает, что речевая деятельность обеспечивает, с одной
стороны, усвоение языка индивидуумом, а с другой – использование языка в актах
коммуникации. Данное определение позволяет многим ученым выделить
соответственно лингвистический (языковой) и коммуникативный компоненты речевой
деятельности (М. М. Ватютнев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев,
А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.). Оба компонента
тесно взаимосвязаны и проходят в онтогенезе сложный путь становления и
развития. Известно, что такое развитие происходит в результате формирования у
ребенка сложной системы речевых механизмов: функциональных (мышление, память,
внимание и т.д.) и специфических речевых (аналитико-синтетическая деятельность
слухового и рече-двигательного анализаторов, симультанный и сукцессионный
анализ и синтез) (А. Валлон, Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя,
А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Соботович, В. Тарасун и др.).
Указанные механизмы обусловливают, прежде всего, усвоение семантики языковых
знаков (лингвистический компонент речевой деятельности), а также процессы
приема и передачи вербальной информации (коммуникативный компонент речевой
деятельности) (А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, В. В. Тищенко, А. М. Шахнарович
и др.) [7, 59].
В
первые месяцы жизни артикуляционный аппарат младенца еще не приспособлен к
процессу звукообразования. Для этого должны быть сформированы ключевые
предпосылки. Прежде всего происходит интенсивные тренировки органов артикуляции
в процессе плача ребенка, приема пищи, эмоционального реагирования на контакт с
окружающими. Исследования ученых (Е. Архиповой, А. Винарской и других)
показали, что в процессе грудного вскармливания у детей формируются предпосылки
к произношению гласных (-а-, -о-, -у-),
губно-губных (-б-, -п-, -м-),
губно-зубных (-в-, -ф-),
переднеязычных (-и-, -т-, -пь-, -дь-)
звуков. Этому способствует приобретение органами артикуляции определенного
положения в процессе сосания, активные движения при этом кончика языка и губ.