Курсовая с практикой на тему «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования коррекции нарушений звукопроизношения с помощью дидактических игр 7
1.1. Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением 7
1.2. Использование дидактических игр в усвоении звуков детьми дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2.Экспериментальное исследование звукопроизношения у дошкольников 15
2.1. Методы исследования навыков звукопроизношения 15
2.2.Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 35
Введение:
Актуальность исследования. Воспитание чистой речи у детей до-школьного возраста — задача общественной значимости. Наблюдения пока-зывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1-х клас-сов, обладающих недочетами речи, нет никаких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправиль-ным воспитанием.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в шко-лу с нарушениями речи. Очень серьезно встает вопрос о чистоте детской ре-чи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает пись-менная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощу-щают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться негати-визм, что влияет на успеваемость. Среди неуспевающих школьников млад-ших классов отмечается большой процент косноязычных.
Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упраж-нения, художественные произведения и другие). Активное введение в педаго-гический процесс системы дидактических игр, специфически направленных на развитие правильного звукопроизношения одно из этих средств. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Вы-полняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить со-ставной частью любого занятия, а в частности на занятиях по звуковой куль-туре речи. Она помогает усвоению, накоплению знаний, овладению способа-ми познавательной деятельности.
Учитывая рекомендации физиологов (М.М.Кольцова,В.В.Цвынтарного и др.) о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга проводятся с детьми пальчиковые игры.
Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Л.С. Выготского разрабатывались многими психологами, его ученика-ми и последователями (А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькони-ным). Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начи-нается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. [25]
В силу своей значимости и актуальности проблема использования ди-дактических игр, в процессе воспитания дошкольников в последнее время привлекает внимание педагогов и психологов.
Понятие звуковой культуры речи, задачи по её воспитанию раскрыва-ются И.О.Соловьёвой, А.М.Бородич, А.С.Фельдберг, А.И.Максаковым, М.Ф.Фомичевой и др.
Анализ работ посвященных решению данной проблемы показал, что многие проблемы решены. Выявлена роль дидактической игры в процессе обучения дошкольников правильному звукопроизношению. Большое число исследований посвящено изучению процесса формирования в ходе игры ор-ганизованности, социальной активности, коммуникационных умений у до-школьников . Вместе с тем, при всей безусловной значимости упомянутых исследований многие вопросы использования дидактических игр, в процессе обучения правильному звукопроизношению детей шестого года жизни оста-ются неразработанными. Дальнейшей разработки требуют вопросы, связан-ные с особенностями использования их для решения всех задач речевого развития; эффективностью использования дидактических игр на разных эта-пах обучения. Вопрос о том, как обучать дошкольников правильному звуко-произношению через систему игровых упражнений, составляет актуальность темы исследования.
Актуальность исследования возрастает в связи с выявленными затруд-нениями и недостатками в использовании дидактической игры с детьми для обучения правильному звукопроизношению, полагаясь в этом на работу ло-гопеда, если таковой имеется в данном дошкольном учреждении.
Но не во всех детских образовательных учреждениях есть такой специ-алист, что очень печально, т.к. существует тенденция роста детей с не пра-вильной, искаженной речью.
Это существенно снижает эффективность процесса обучения, ведь как доказано психологами, ребенок старшей группы имеет потенциальные воз-можности овладения фонетической стороной речи, по результатам обследо-вания можно сделать вывод, что к моменту поступления в школу 20% детей имеют те или иные недочеты в звукопроизношении.
В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования: «Ис-пользование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звуко-произношения».
Исходя из данной темы, была выявлена проблема нашего исследова-ния: каковы педагогические условия эффективного использования дидактиче-ской игры при коррекции нарушений звукопроизношения.
Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития речи детей.
Предмет исследования: использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения
Гипотеза: формирование правильного звукопроизношения будет эф-фективным если:
• коррекционная работа представляет собой систему, выстроенную в соответствии с этапами обучения правильному звукопроизношению;
• педагог опирается на познавательные интересы детей.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения
ряда взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть сущность воспитания звуковой культуры речи и
определить её особенности в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучить анатомо-физиологические и психологические основы овладения детьми шестого года жизни правильным звукопроизношением.
3. Раскрыть значение дидактических игр при обучении детей шесто-го года жизни правильному звукопроизношению.
4. Разработать систему дидактических игр для обучения детей ше-стого года жизни правильному звукопроизношению. Опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Методологической основой исследования явились:
-теория взаимосвязи мышления и речи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.)
• теория развивающего обучения Л.С. Выготского;
• концепция развития личности Л.С. Выготского
• теория развития личности (Ю.К. Бабанский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, И.П.Подласый, Д.Б.Эльконин)
• теории дидактической игры и развития речи (Тихеева, Жуковский и др.)
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
теоретический анализ научной, психолого-педагогической, логопедиче-ской, лингвистической литературы;
• изучение педагогической документации;
• наблюдение, опрос, беседа, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогичекой литературы по исследуемой теме; определялись основные направления исследования; его задачи; разрабатывалась методика организации констатирующего экспери-мента.
Практическая значимость исследования. Разработанная система по коррекции звукопроизношения может быть рекомендована для использова-ния в практической работе педагогов дошкольных образовательных учре-ждений.
Заключение:
Коррекционное обучение дошкольников экспериментальной группы проводилось по следующим направлениям:
— на основе формирования психофизиологических механизмов, обеспе-чивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);
— коррекция звукопроизношения основана на уточнении правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетиче-ских условиях.
Следует отметить, что после формирующего эксперимента улучшились результаты по данной проблеме.
Полученные экспериментальные данные позволили сформулировать следующие выводы:
— на основе анализа литературных источников и собственных наблюде-ний определены компоненты, составляющие основные предпосылки наруше-ния фонетико-фонетических процессов у детей дошкольного возраста.
-экспериментальным путем выявлены особенности и недостатки в раз-витии этих компонентов у детей дошкольного возраста.
-были определены преимущественные направления и приемы коррек-ционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
-результаты формирующего эксперимента показали достаточную эф-фективность предложенного подхода, приемов и упражнений по развитию фонетических, фонематических компонентов речи у детей дошкольного воз-раста при помощи логоритмических упражнений.
-эффективность внедрения в логопедические занятия с детьми упражне-ний по преодолению фонетико-фонематических процессов выражаются в улучшении качества устной речи.
Таким образом, предложенные приемы и логоритмические упражнения могут быть использованы как ступень по подготовке детей дошкольного возраста к преодолению нарушений формирования фонетико-фонематических процессов.
Результаты коррекционных воздействий показали, что при проведении систематической работы, можно добиться существенных результатов в кор-рекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, что и подтвер-ждает нашу гипотезу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования коррекции нару-шений звукопроизношения с помощью дидактических игр
1.1. Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевыми и слуховыми аппаратами. В начале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения [4, c.54].
Овладение речью — сложный психический процесс. Речь на¬чинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуля¬ционный аппарат ребенка дос¬тигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения он никогда не заго¬ворит. Это подтверждается при¬мерами детей — маугли, которых воспитывали звери, например, волки. Но понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее состав¬ляющих — звукопроизноше-ние, лексический запас, граммати¬ческий строй — неотделимы друг от друга. Все они формиру¬ются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них ча¬сто ведет к недоразвитию дру¬гой. Поскольку речь ребенка фор-мируется только в процес¬се общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. По-этому очень важно создание правильной и полноценной речевой среды не только в ДОУ, но и дома [12, c.54].
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося зву¬ки и сло-ва, вот почему ему осо¬бенно в раннем возрасте вред¬но слушать постоянно вклю¬ченные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделывать¬ся под дет-скую речь, с умилени¬ем повторяя за ребенком неправильно произносимые слова, злоупотреблять уменьшитель¬но-ласкательными суффиксами, это будет только тормозить ре¬чевое развитие ребенка. Боль¬шое влияние ока-зывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных