Курсовая с практикой на тему Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические вопросы изучения речи детей дошкольного возраста с нарушением
слуха в психолого-педагогической и специальной литературе. 6
1.1.
Понятие «формирование речи» в современной литературе. 6
1.2.
Развитие речи в дошкольном возрасте. 9
Выводы по 1 главе. 11
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением слуха. 12
2.1.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
нарушением слуха. 12
2.2. Своеобразие речевого развития
дошкольников с нарушением слуха. 18
2.3. Коррекционная работа по
формированию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. 22
Выводы по 2 главе. 29
Глава 3.
Организация исследования развития речи детей дошкольного возраста с нарушением
слуха. 30
3.1. Методика изучения развития речи
детей дошкольного возраста с нарушением слуха. 30
3.2. Состояние развития речи детей дошкольного
возраста с нарушением слуха 35
Выводы по 3
главе. 57
Заключение. 58
Введение:
В настоящее время часто встречаются у детей дошкольного
возраста различные проблемы с речевой функцией. Это связано со многими
факторами начиная с неблагоприятным экологическим фоном заканчивая плохой
наследственностью.
Неполноценная речевая деятельность может быть
незначительной или очень серьёзной, любая форма речевых нарушений оказывает
негативное влияние на все сферы жизни
ребенка, затрудняет адаптацию в детском коллективе, усложняет дальнейшее
обучение, способствует появлению замкнутости и психологических проблем. Процесс исправления
речевых дефектов у детей дошкольного возраста один из наиболее сложных и важных
этапов работы педагогического коллектива в дошкольном образовательном
учреждении. Сложность заключается, прежде всего, в том, что нарушение речи,
каково бы оно не было по степени выраженности, никогда не существует само по
себе, оно носит многосторонний характер и требует комплексного подхода.
Это подтверждается
специалистами в психологии и педагогике (В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, В.П.
Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, А.В. Текучева, Ф.А. Сохин и др) и в медицине (В.К., О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и
др.). Часто у дошкольников с
речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и
индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные,
речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М.
Мастюкова, К.А. Семенова и др.).
Наличие
проблемы дает толчок к поиску и необходимости новых подходов и
методов развития речи у детей дошкольного возраста. Потому что дошкольный
возраст самый благоприятный период для этого.
В
этом возрасте дети восприимчивы к обучению, некоторые не отягощенные формы речевых нарушений возможно с легкостью
скорректировать специалисту, если просто обратить внимание на своих занятиях на
развитие связной речи, мелкой моторики рук и
уделить время поиску новых методов и логопедических технологий.
Более
серьёзные причины нарушений речи, без всякого сомнения, требуют более
тщательного подхода и много времени, но успех возможен, если в этом процесс
работы будет комплексным. Одним из таких
подходов на наш взгляд является изобразительная деятельность. Все чаще в
современной педагогике и психологии она используется как способ всестороннего
развития личности ребенка.
Сегодня
проблема нарушения слуха становится всё более актуальной. Возрастает число как
врождённых, так и приобретённых патологий. Это связано с плохой экологией,
сильным шумовым загрязнением в городах и другими факторами.
Нарушение
слуха – это ухудшение способности воспринимать окружающие звуки полностью или
частично. В первом случае пациенту ставится диагноз глухота. Частичная потеря
слуха называется тугоухостью.
Степень изученности
проблемы. Вопросами развития связной речи занимались
многие учёные: Д. К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л.
Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и многие другие.
Большое значение в разработке проблемы
формирования речи у детей дошкольного возраста, имеют труды знаменитых
российских и советских педагогов и психологов, которые стали важной
теоретической основой для воспитательных методик по логопедии, к их числу
Заключение:
Проанализировав индивидуальные
данные, мы можем увидеть, что повысился результат выполнения всех заданий. Дети
стали точнее подбирать слова при рассказе. Анализ данных представленных в
таблице позволил нам сделать вывод о том, что у большинства детей, что были
задействованы в исследовании значительно повысился результат.
Наиболее сложным для
выполнения стало задание на подбор синонимов к словам. Дети нуждались в
наводящих вопросах, часто вместо синонимов подбирали антонимы, не могли
подобрать подходящие слова, называли наугад варианты.
Проанализировав результат
повторного исследования можно сделать вывод о том, что в группе детей
наблюдается улучшение динамики формирования связной речи. Этому способствовали
занятия изобразительной деятельности в комбинации с другими развивающими
упражнениями.
Таким образом, при
проведении повторного этапа исследования, проводилось исследование результатов
работы. У детей с которыми проводились подгрупповые занятия появилась динамика
в развитии речи. Это говорит об эффективности занятий. В результате дети стали
допускать меньше ошибок. Обобщающими словами дети стали владеть лучше. Дети
меньше путали фрукты и овощи, не объединяли в одну группу одежду, обувь и
головные уборы. Анализируя результаты исследования, было выявлено, что словарем
признаков дети стали лучше выражать свои мысли, их общение со сверстниками
стало более словесно окрашено. Дети научились подбирать признаки к предметам.
Проведенную работу по развитию речи у детей
старшего дошкольного возраста можно считать эффективной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические вопросы изучения речи детей
дошкольного возраста с нарушением слуха в психолого-педагогической и
специальной литературе 1.1.
Понятие «формирование речи» в современной литературе Для
понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного
речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять
каждый этап речевого развития, чтобы заметить отклонения в этом процессе.
Речь
ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики,
речевого окружения, воспитания и обучения.[17]
Речь
не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального
развития от момента рождения до конца жизни.
Речь
развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит
показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием
мышления.
Речь
— это процесс использования человеком языка в целях общения с другими
людьми.[12]
Структурные
составляющие речи:
· 1. Языковой анализ
и синтез:
o — анализ структуры
предложения (анализ предложений на слова и синтез слов в предложении);
o — слоговой анализ
и синтез;
o — фонематический
анализ и синтез.
· 2. Фонематиеский
слух:
фонематическое
восприятие:
· — дифференциация
фонем на слух;
· — дифференциация
фонем в собственном произношении;
фонематические
представления;