Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Использование детского творчества на примере сказочных сюжетов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР 7
1.1. Творческие способности в норме и ЗПР 7
1.2. Методы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей с ЗПР 9
1.3. Использование сказочных сюжетов как средства формирования творческих способностей у детей с ЗПР 11
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 17
2.1. Диагностика уровня развития креативных способностей дошкольников с задержками психического развития 17
2.2. Программа формирования творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития 29
2.3. Анализ результативности предложенной программы исследования 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

  

Введение:

 

Проблема творческих способностей в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Цель воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в творческой деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий дошкольников, направленных на понимание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся творческой потребности. А это значит, что воспитатель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию дошкольника, формировать у него необходимые личностные качества. Цель дошкольника в данном аспекте – приобретать знания и, путем самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Развитие творческого интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности старших дошкольников.
В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию творческих способностей у обучающихся. За период с середины XX в. и по настоящее время в исследованиях А.В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева, В.Н. Пушкина нашли отражение вопросы природы творчества как познавательного психического процесса, его особенностей и свойств. Б.М. Теплову, Д.Б. Богоявленскому, А.В. Запорожцу, В.А. Крутецкому, А.В. Петровскому принадлежат разработки принципов и способов создания методик формирования творческого развития дошкольников Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации творческой деятельности. По утверждению психологов, активизация творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Однако творческие способности не всегда побуждают личность к активной учебной деятельности. Эти способности только в том случае превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.
С точки зрения А. Н. Леонтьева, творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.) [9].
С точки зрения А. Г. Маклакова, творческие способности – это специальные способности, определяющие успех творчества [11].
А. Н. Лук в определении творческих способностей уделил большое внимание приемам мышления, особенностям восприятия, памяти и мотивации. Творческие способности присущи каждому, однако уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных воздействий и личности воспитывающего [10].
Противоречие определяется необходимостью развития творческих способностей дошкольников и недостаточным применением возможности совершенствования данного феномена.
Актуальность исследования обусловлена тем, что творческие способности лежат в основе мотивации учебной деятельности дошкольника. Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия, влияющие на развитие творческих способностей у дошкольников с проблемами психического развития?
Цель исследования – выявить эффективные условия развития творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития.
Объектом исследования является процесс обучения дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются условия формирования творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что развитие творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития будет эффективным, если:
1. Создать благоприятный психологический климат для формирования творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
2. Разработать и внедрить комплекс занимательных заданий с использованием сказочно-игровых технологий, способствующих формированию творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
3. Использовать методы, направленные на формирование творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку таких его задач:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
2.Выявить уровни и показатели развития творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать и внедрить такие формы работы со сказочно-игровым материалом, использование которых способствовало бы формированию творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
— теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
— эмпирические: (тестирование, анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). База исследования: ДОУ № 1 г. Сургута, старшая группа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы исследования.
Структура работы отвечает ее цели и задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития. Вторая глава содержит описание и результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью выявления наиболее оптимальных условий для формирования творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение — основная форма развития творческой активности. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой — в процессе активной творческой деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.

Большое значение для развития творческой активности имеет развитие психических процессов — памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.

Творческий интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы творческой деятельности дошкольников – важнейшее условие формирования творческого интереса и развития личности дошкольника в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Исследование было направлено на развитие креативных возможностей дошкольников с задержками психического развития. Участие в нем приняли 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Экспериментальная деятельность была разбита на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня сформированности творческих возможностей дошкольников с задержками психического развития были использованы специально подобранные нами методики: тест креативности Е. П. Торренса, методика «Незаконченный рисунок» Е. П. Торренса, методика «Солнце в комнате» В. Синельникова и В. Кудрявцева, методика «Как спасти зайку» В. Кудрявцева, методика «Творческое развитие» Н. В. Шайдуровой.

По итогам констатирующего этапа исследования было отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и низкий уровни творческого развития. По итогам контрольного этапа исследования было отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и низкий уровни творческого развития, однако преобладание среднего уровня слегка повысилось в сравнении с констатирующим этапом исследования. По некоторым методикам ситуация изменений не претерпела, однако в целом количественно средний уровень увеличился, что доказывает эффективность использованной программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР

1.1. Творческие способности в норме и ЗПР
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, в наиболее благоприятный, сензитивный период. Среди всех видов детского творчества особое место занимает изобразительная деятельность ребенка, которая является эффективным средством для развития творческих способностей ребенка. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные эмоции, приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Творческие способности представляют собой сплав разнообразных качеств, назовём некоторые из них: гибкость мышления, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция и др.
Для развития творчества детям необходимо приобрести необходимые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Разностороннее изучение задержки психического развития, как специфической аномалии, позволило получить данные об особенностях развития детей с ЗПР. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей у детей данной категории идёт с задержкой. Эту специфику необходимо учитывать при работе над развитием творческого потенциала.
У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. При решении задач на нахождение одинаковых изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в: обследовании предмета, у них снижена скорость выполнения ряда перцептивных операций, что приводит к бедности и слабой дифференциации образов и представлений. Они не умеют привлекать и включать в процесс формирования образов и представлений данные жизненного опыта, снижена динамика образных процессов.
У данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Также стоит отметить особенности речи: ограниченность словарного запаса, дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение смысловой стороны речевой системы. Интерес к заданиям на творческое воображение у детей зависит от их сложности; дошкольники затрудняются выполнить творческие задания, связанные с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, при создании собственных замыслов. Наглядная и словесная опора не являются для детей с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет.
Тем не менее у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается ряд положительных сторон в развитии: умение воспользоваться помощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Однако, доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.
Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям.
По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.
Таким образом, творческие способности у дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запозданием и имеют качественное своеобразие.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы