Курсовая с практикой на тему Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩЕГО
ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ……………………………………………………………….. 6
1.1. Исполнение приказа или
распоряжения как правомерное действие…. 6
2.2. Исполнение заведомо незаконных
приказа или распоряжения……… 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ
КВАЛИФИКАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
ИСКЛЮЧАЮЩЕГО ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ……………………………………………………………… 18
2.1
Практические проблемы, возникающие при квалификации исполнения приказа или
распоряжения как правомерного действия………………………………….. 18
2.2. Практические проблемы,
возникающие при квалификации исполнения незаконного приказа или распоряжения……………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 2
Введение:
Уголовное право охраняет
наиболее значимые права, свободы и интересы граждан от нарушений.
Уголовное право признает неправомерным причинение вреда правам и свободам,
устанавливая за совершение таких действий уголовную ответственность. В
частности защищаются такие значимые права и блага, как право на жизнь,
здоровье, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и т д. Однако
уголовное право также предусматривает наличие таких обстоятельств, при которых
причинение вреда охраняемым правам и интересам будет признано правомерным. Одними из таких аспектов являются обстоятельства
совершения уголовно-наказуемого деяния, при наличии которых данное деяние не признается преступлением и
уголовная ответственность за его совершение не устанавливается. То есть по
своим основным признакам деяние является преступлением, но наличие строго
определенных условий обуславливает правомерность совершения такого деяния. К таким обстоятельствам, которые указывают на
правомерность совершенного деяния и правомерность причинения вреда относится
прежде всего необходимость защиты
личности и ее прав от преступных посягательств, а также необходимость защиты
прав иных лиц, задержания преступника и т д.
Причинение вреда охраняемым общественным отношениям в результате
исполнения приказа или распоряжения является основанием для освобождения от
уголовной ответственности. Данное правило закреплено в УК РФ в связи с тем, что
приказы и распоряжения вышестоящих лиц являются обязательными для исполнения
подчиненными, особенно это касается военнослужащих. Подчиненный не может по
собственной инициативе отказаться исполнять приказ, поэтому действия, которые
он совершил во исполнение приказа не признаются преступлением. Однако здесь
требуется соблюдение нескольких условий. Во первых, из содержания приказа не
должно вытекать, что он является незаконным. Незаконность приказа не должна
быть очевидна для исполняющего. Во-вторых, исполнение заведомо незаконного
приказа и действия, совершенные в ходе этого исполнения влекут уголовную
ответственность. Поэтому при рассмотрении данного основания для освобождения от
уголовной ответственности необходимо оценивать несколько аспектов: является ли
приказ обязательным для исполнения, является ли он заведомо незаконным, не
совершается ли исполнение заведомо незаконного приказа умышленным. Все эти аспекты требуют уголовно-правовой
оценки. Актуальность исследования исполнения приказа или распоряжения как
обстоятельства, исключающего преступность деяния заключается в том, что данное
обстоятельство обеспечивает поддержание воинской и служебной дисциплины. Как
известно, исполнение приказа — это обязанность. Уклонение от исполнения приказа
влечет уголовную ответственность. Поэтому лицо, исполняющее приказ должно быть
защищено от возможных вредных последствий которые могут наступить в результате
его действий, формально правомерных.
Объект исследования —
уголовно-правовой институт обстоятельств, исключающих преступность
деяния.
Предметом исследования являются уголовно-правовые
аспекты правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения.
Цель исследования — охарактеризовать юридическую природу исполнения
приказа или распоряжения, как обстоятельства, исключающего преступность деяния.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие
задачи: определить общее понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния,
охарактеризовать основное содержание данных обстоятельств, предусмотренных УК
РФ, определить понятие и условия правомерности причинения вреда при исполнении
приказа или распоряжения.
Нормативную основу исследования составляет УК РФ.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы авторов,
исследующих понятие исполнения приказа или распоряжения, как обстоятельства,
исключающего преступность деяния, устанавливающих характерные особенности и
практические проблемы правового регулирования данного обстоятельства,
исключающего уголовную ответственность. Среди этих авторов: Бобров А.И.,
Колосовский В.В., Сидоров Б.В. и другие.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной
практики.
Методологию исследования составляют: логический, системный,
сравнительный и формально-юридический методы.
Структурно работа представлена введением, двумя главами,
разделенными на параграфы, заключением и
списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности правового регулирования
правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения в
уголовном праве, можно прийти к следующим выводам.
1. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в целом отражают
тот факт, что деяние, обладающее признаками преступления, не признается
общественно опасным и преступным при наличии указанных обстоятельств. Наличие
условий, определенных законом позволяет
освободить лицо от уголовной ответственности. Вред, причиненный при наличии
указанных обстоятельств, ход и нарушает права и законные интересы граждан, но в
силу указания закона и для защиты более значимого права или блага, причинение такого вреда признается
законным.
2. Исполнение
приказа или распоряжения обязательно в силу закона, поэтому к исполнителю даже
в случае причинения вреда не применяются меры ответственности. Причинение вреда
в результате исполнения приказа или распоряжения выступает основанием для
освобождения от уголовной ответственности. Данное основание введено для того,
чтобы лицо, которое исполнило обязательные для него приказ или распоряжение, не
несло ответственности за противоправные действия, которые возникнут при
реализации приказа или распоряжения. Уголовную ответственность будет нести
лицо, издавшее приказ или распоряжение. Таким образом, данное деяние все таки
имеет виновное лицо, но это не исполнитель, а лицо, отдавшее приказ.
3. При
квалификации данного преступления необходимо точно установить, осознавало ли
лицо, исполняющее приказ, его незаконность или нет. А также необходимо
установить, имелся ли умысел в действиях исполнителя. Если лицо умышленно
исполнило заведомо незаконные приказ или распоряжение, то оно будет нести
ответственность на общих основаниях. При этом неисполнение заведомо незаконного
приказа не влечет ответственности. Поскольку основные практические проблемы связаны
именно с определением законности либо незаконности издаваемого приказа, а также
с установлением факта его обязательности, то для совершенствования законодательства следует
расширить ст. 42 УК РФ, включить в нее формулировку того, какие виды приказов и
распоряжений являются обязательными для исполнения. Например, обязательными для
исполнения являются приказы, отданные непосредственным командиром или
распоряжения, отданные вышестоящим должностным лицом. А также более подробно определить признаки заведомости в отношении исполнителя к незаконности
приказа. Например, приказ признается заведомо незаконным, если
незаконность вытекает из его содержания либо если будет установлено, что
исполнитель до вынесения приказа знал о том, что он будет незаконным (в силу
сговора с руководителем или по другим причинам). С практической точки зрения
для устранения ошибок, связанных с отдачей незаконного приказа или распоряжения
требуется повышение уровня юридической грамотности и правовой культуры со
стороны военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов. Они должны
знать и беспрекословно соблюдать положения актов, относящихся к прохождению ими
службы, а также основных кодексов, содержащих запрещенные законом деяния (УК
РФ, КоАП РФ). Помимо этого для уменьшения случаев судебных ошибок
требуется повышение уровня квалификации
также и со стороны судей в том, что касается правового регулирования исполнения
приказа или распоряжения, как обстоятельства, исключающего уголовную ответственность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ , КАК
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩЕГО ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
1.1. Исполнение приказа или распоряжения как
правомерное действие Обстоятельства, исключающие преступность деяния указывают на
правомерность действий лица, который под влиянием этих обстоятельств совершил
преступление. Но уголовный закон связывает наличие этих обстоятельств с
освобождением от уголовной ответственности. Уголовный закон признает
правомерность причинения вреда законным правам и интересам граждан только в том
случае, если это требуется для защиты
таких же или более значимых, прав, свобод и интересов. Эти обстоятельства являются основанием для
освобождения гражданина от уголовной ответственности. К ним Уголовный кодекс
Российской Федерации[1] (УК РФ)
относит: необходимую оборону, крайнюю необходимость, физическое или психическое
принуждение, исполнение приказа или распоряжения, задержание лица, совершившего
преступление, обоснованный риск. «Перечисленные в указанных нормах уголовного закона обстоятельства
устраняют признак общественной опасности и придают действиям социально полезный
характер. В силу этого данные нормы иногда называют стимулирующими, поскольку
они направлены на повышение социальной активности граждан и сотрудников
правоохранительных органов в определенных жизненных ситуациях, при выполнении
служебных обязанностей»[2]. При этом
дискуссия о наличии признаков общественной опасности в деянии, хоть и
имеющим признаки обстоятельств для
освобождения от уголовной ответственности
в уголовном праве все еще
ведется. В отличие от уже высказанного выше мнения, что данные деяния не
являются общественно-опасными можно привести мнение Смирнова А.М. «социальная полезность (допустимость) и
вынужденность деяний, совершенных в условиях рассматриваемых обстоятельств, а
также отсутствие противоправности со всей необходимостью не исключают их
общественную опасность. В связи с этим представляется, что в действиях
(бездействии), совершенных в порядке обстоятельств, исключающих преступность
деяния, наличествует общественная опасность»[3].
Следует согласиться с мнением Смирнова А.М., поскольку даже в ходе правомерных
деяний общественным отношениям может быть причинен вред, а значить такие деяния
следует признать общественно опасными.
Каждое из этих обстоятельств содержит определенные условия
правомерности. Это касается в том числе исполнения приказа или распоряжения.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния, характеризуются
тем, что они предусмотрены УК РФ исчерпывающим образом. Каждое из этих
обстоятельств обладает определенными условиями правомерности, при наличии
которых, лицо, причинившее вред охраняемым общественным отношениям не
признается преступником и не подлежит уголовной ответственности. Значение этих
обстоятельств в том, что они позволяют лицу совершить определенные
общественно-полезные действия, например, защитить свою жизнь, здоровье,
имущество, задержать преступника, исполнить приказ или распоряжение, не боясь
быть привлеченным к ответственности при неизбежном причинении вреда в
результате этих действий.
В
соответствии со ст. 42 УК РФ не является
преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом,
действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.
Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее
незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление
во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную
ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа
или распоряжения исключает уголовную ответственность. «Лицо, исполняющее приказ или распоряжение, действует в интересах
службы, а если указания начальника основаны на законе, то и во имя закона. Оно
стремится к достижению общественно полезной цели, которая направляет действия
(бездействие) исполнителя законного приказа или распоряжения. Наличие
общественно полезной цели является субъективным основанием правомерности
причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения»[4].
Для характеристики данного основания для освобождения от
ответственности необходимо определить, что является приказом или распоряжением
и для кого они являются обязательными. Приказы вышестоящих начальников являются
обязательными для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Обязательность исполнения приказов обычно устанавливаются нормативными
актами. В частности, в соответствии со
ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495[5], приказ
представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к
подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий,
соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок,
положение. При этом обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение
приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является
преступлением против военной службы. Приказ командира (начальника) должен быть
выполнен беспрекословно, точно и в срок. Только выполнив приказ,
военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.
Военнослужащие — это лица, осуществляющие военную службу в соответствии с
законодательством РФ. Они обладают особым правовым статусом, сущность которого
заключается в совокупности прав и
обязанностей, которые закон предоставляет военнослужащим. Значение военной
службы заключается в следующем. Военная служба является разновидностью
государственной службы и заключается в
осуществлении различных видов деятельности в составе Вооруженных сил РФ. Вооруженные
силы представляют собой особый государственный институт, обеспечивающий
выполнение одних из наиболее значимых государственных функций — обеспечение
обороны и безопасности государства. В понятие Вооруженных сил входит обширная
система государственных органов и организаций, а также воинских формирований, в
которых осуществляется военная служба. Назначение вооруженных сил прежде всего
в том, что они обеспечивают защиту государства от внутренних и внешних угроз.
Лица проходящие военную службу способствуют выполнению целей и задач,
поставленных перед Вооруженными силами РФ. Обязательность исполнения приказа —
это необходимый фактор, способствующий достижению целей и задач по охране общества и государства, поставленных перед
Вооруженными силами РФ. [1] Собрание Законодательства Российской
Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. [2] Уголовное право России. Общая часть:
учебник / Д.И. Аминов, Л.И. Беляева, В.Б. Боровиков и др.; под ред. В.П.
Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2016. С.298. [3] Смирнов А.М. О наличии
общественной опасности деяний, совершаемыхв условиях обстоятельств, исключающих
преступность деяния // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. №
4. С.53. [4] Сидоров Б.В. Исполнение
приказа или распоряжения: социально-правовая природа, вопросы
ответственности, наказания и совершенствования уголовного закона за деяния,
совершаемые во исполнение приказа или распоряжения // Вестник экономики, права
и социологии. 2015.№ 3. С. 285. [5] Собрание Законодательства Российской
Федерации.2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.