Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Иоанно-Введенский женский монастырь Тобольской Епархии в конце XIX- начало XX

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Иоанно-Введенский монастырь – кузница кадров женского монашества Тобольской Епархии 6

1.1. Становление женской обители 6

1.2. Развитие: от упадка к новому подъему 8

Глава 2. Монастырская материальная культура 13

2.1. Иконописная мастерская 13

2.2. Золотошвейная мастерская 16

2.3. Восковой промысел 19

Глава 3. Просветительская и благотворительная деятельность Иоанно-Введенского монастыря 22

Заключение 28

Список литературы и источников 31

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время Иоанно-Введенский монастырь включен в предмет российской историографии как место особой значимости: это женский монастырь, настоятельницы и монахини которого вели очень активную религиозно-общественную деятельность.

Самообеспечивая себя максимально, в монастыре были открыты множество кустарных и даже промышленных мастерских. Настоятельницы получали огромное количество заказов на написание икон различной сложности, у монастыря закупали свечи все епархии Тобольской губернии, что, однозначно, повышало значимость такой производственной деятельности.

Золотошвейная мастерская выдавала потрясающие предметы, украшающие убранства и одежду. Примечательна также хозяйственная деятельность монастыря.

Можно ли говорить о том, что такая тенденция к бурной деятельности досталась женскому монастырю от мужского, на месте которого он был организован? Вероятно, деятельность мужского монастыря, действительно, послужила своеобразным фундаментом, вектором движения для монахинь, которые стояли в управлении монастыря.

Но поскольку закрытие мужского монастыря (переселение двух последних оставшихся послушников) произошло по причине колоссального хозяйственного упадка невыясненной этиологии (поскольку это находится за рамками данного исследования), возведение женского монастыря стало происходить в буквальном смысле на руинах.

Вероятно, расцвет деятельности Иоанно-Введенского женского монастыря, очень продуктивное развитие обители в период XIX- начале XX веков – это результат именно стремления к развитию, к самообеспечению.

И это предположение является проблемой исследования: как происходило развитие и расцвет деятельности Иоанно-Введенского женского монастыря в указанных временных рамках?

Предмет исследования: Иоанно-Введенский женский монастырь Тобольской епархии.

Объект исследования: развитие Иоанно-Введенского женского монастыря Тобольской епархии.

Цель исследования – изучить, как развивался Иоанно-Введенский женский монастырь Тобольской епархии в период XIX- начала XX веков и что этому способствовало.

Исходя из цели, поставленной в исследовании, необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть процесс становления женской обители;

— изучить развитие от упадка к новому подъему монастыря;

— проанализировать деятельность иконописной мастерской монастыря;

— проанализировать деятельность золотошвейной мастерской монастыря;

— провести анализ воскового промысла в монастыре.

— рассмотреть особенности просветительской и благотворительной деятельности Иоанно-Введенского монастыря.

Методы исследования:

— теоретические (синтез научных источников и литературы);

— практические (анализ и систематизация материала, историографический метод).

Теоретическая основа исследования.

В работе использованы архивные материалы, а также научные труды авторов, которые изучали деятельность монастырей на рубеже веков, в частности: Г.Д. Булгаева, А.В. Зеленин, Е.С. Лахтионова, О.П. Цысь.

Также изучались работы, которые были посвящены именно деятельности Иоанно-Введенского монастыря: А. Грамматин, Е. Елисеев, Е.П. Загваздин, Н.И. Сезева и другие.

Структура исследования: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В декабре 1864 года с молитвой выступила женская обитель на житейское поприще и при трудных обстоятельствах с первых же шагов определила характер своей будущей деятельности. Иоанно-Введенская обитель стала служить делу воспитания и образования дочерей духовенства обширной епархии.

В активном развитии монастыря приняли непосредственное участие те, кто стоял у управления. Таковыми являлись игумении: Дорофея, Августа, Евсевия, Миропия. Их вклад в развитие и процветание монастыря колоссальный, благодаря этим монахиням удалось достичь многих результатов и развернуть бурную промысловую детальность.

В целом же можно предположить, что развитие ремесел при монастырях – это абсолютная прерогатива женских обителей, которые занимались рукоделиями, обучались разным видом ремесел и обучали этому других.

Причем, наследие монастырской культуры Иоанно-Введенского монастыря было известно и за пределами Тобольской епархии. Это был прекрасный способ заработать, наряду с золотошвейным производством и производством свечей из воска.

Иоанно-Введенский монастырь в огромных количествах поставлял иконы в другие монастыри. Это осуществлялось методом частных оплачиваемых заказов от частных лиц и представителей организаций. Иконы заказывались самые различные, и разной сложности. Интересно, что любая сложность была для мастериц решаемой, популярность икон из монастыря постоянно росла, заказов было огромное количество, вплоть до очереди из заказчиков.

В начале рассматриваемый нами монастырь был крайне бедный, доставшись в таком состоянии от монастыря мужского.

Благодаря вкладу монахинь и послушниц монастырь стал буквально отдельным городом, который был огорожен каменной стеной. В нем существовали практически автономно, поскольку все умели делать сами и, соответственно, делали.

Собор строился не хрупкими женскими руками, а наемными рабочими, что не умоляет того, что женская община самостоятельно решала все трудности со стройкой, организационные вопросы строительства и возведения, находила для этого совершенно не малые средства.

Монастырь расцветал, развивался, обеспечивал сам себя и, причем, не только себя: еще и другие епархии, например, свечами, многие храмы иконами, зарабатывая на этом деньги.

Общеизвестным фактом является то, что благотворительность представляется как непосредственно деятельность церковных или светских учреждений и частных лиц, направленная на оказание помощи нуждающимся.

Женские монастыри Урала и Западной Сибири не остались в стороне и развернули широкую благотворительную деятельность, создавая приюты, богадельни, трудовые дома, активно участвуя в помощи людям во время военных действий и эпидемий. Эти же цели преследовал и Иоанно-Введенский монастырь.

Стоит заметить, что в самом начале этот монастырь был крайне бедный. Но благодаря стараниям игумений и сестер, обитель возросла в целый каменный городок, обнесенный каменною стеною и башнями по углам и заново отстроенною трехпрестольною церковью во имя Святой Троицы, вмещающей более 4000 человек.

Развитие монастыря обеспечивалось непосредственно той самообеспечительной деятельностью, которую вели послушницы. Они строили здания, вели хозяйство, расписывали иконы, расшивали золотыми нитями или бисером изделия, возделывали в промышленном количестве свечи.

Все это приносило не только популярность и повышало значимость монастыря, но и также определенный доход, который позволял дальше развиваться и расширяться, вкладывать средства в благотворительность и просветительскую деятельность.

Можно уверенно говорить о том, что в период конца XIX- начало XX веков монастырь развивался, расцветал после того упадочного состояния, в котором он был передан женщинам. Политика советской власти, однако, не позволила монастырю развиваться и дальше, поэтому вся деятельность в конечном счете была прекращена.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Иоанно-Введенский монастырь – кузница кадров женского монашества Тобольской Епархии

1.1. Становление женской обители

Основание Иоанно-Введенского монастыря произошло в период 1653 года, причем, что весьма интересно, его закладка была сделана как монастыря мужского. Место было святым по праву того, что сама Богородица на него чудесным образом указала, послав невероятный знак. Это история весьма интересная (вероятно, больше – легенда, нежели действительно реальное историческое событие, поскольку подтверждения тому, что ситуация правда случалась, мы не нашли).

В 1638 году, когда был заложен монастырь, икона Пресвятой Богородицы была в строю Крестного хода. Один из людей, которые принимали в нем участие, привел к иконе дочь, которая была слепой. По легенде, она тут же увидела мир своими глазами. Это являлось большим чудом, буквально знаковым явлением. Именно по этой причине на данном месте, на месте, где девочка прозрела, возвели монастырь.

В качестве мужского монастырь просуществовал долгое время – 200 лет он развивался, но, в конечном счете, пришел в упадок. Сгорел деревянный храм (вместо него построили новый, который до сих пор существует, сохранился до наших дней).

Еще при мужском монастыре обитель развивалась, было свечное производство и рыболовство. Однако к середине XIX века монастырь стал пустеть, а хозяйство, соответственно, скудеть, до тех пор, пока не пришло в полный упадок. Причины этого упадка не являются предметом исследования, однако в научных работах имеют место быть.

Понимая масштабы такого бедствия, оставшиеся монахи монастыря (которых на тот момент оставалось всего двое) были переведены в другой монастырь.

Данный же монастырь не остался пустовать, поскольку организовать женскую обитель на месте мужской – эта идея пришла сразу же. Женская обитель должна была стать вторым дыханием для обители, буквально возродить ее. Обитель была переименована, стала Иоанно-Введенской.

У монастыря было много монахинь, каждая из них внесла свой вклад в его развитие, но, безусловно, в разной степени. Например, первая монахиня, которая стояла в управлении монастырем – Серафима, была в преклонном возрасте, в связи с чем не могла полноценно решать организационные вопросы, ее назначения можно было бы вообще избежать, поскольку через короткое время, практически сразу, она была снята с должности и отправлена обратно. Ее сменила монахиня Дорофея, которая, как впоследствии, при изучении последующих тем, станет ясно, стала очень значимой фигурой в развитии женского монастыря, ее вклад в его процветание колоссален.

Ее назначение стало знаковым для монастыря, поскольку дела сразу же пошли в гору. Второй храм обители был освящен в четь Богородицы.

Через два года после вступления в должность монахини Серафимы при монастыре открылось училище, где, в ряде прочего, послушниц обучали промыслам и ремеслам, грамоте. В мастерских занималось 30 девушек, которые финансировались извне (например, финансово в данном вопросе отлично помогала вдова одного из декабристов).

Также именно при монахине Серафиме при монастыре был открыт завод по выпуску восковых свечей, сельское хозяйство и животноводчество постепенно приходили в норму, развивались.

По сути, становление женской обители случилось по тому, что мужская по каким-то причинам пришла в упадок, и отдать все в правление монахинь – это было хорошей возможностью буквально «поднять с колен» святое место.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы