Курсовая с практикой на тему Интонационный и жанровый анализ «Детского альбома» А. Хачатуряна на примере второй тетради детских пьес.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Культурологические основы исследования творческого
наследия А.И. Хачатуряна. 6
1.1. Жанровое многообразие музыки А. И. Хачатуряна. 6
1.2. Творческое наследие А. И. Хачатуряна, 10
Глава 2. Интонационный и жанровый анализ «Детского
альбома" А. Хачатуряна 18
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 34
Введение:
История детской музыки насчитывает
века. Уже в эпоху барокко И. С. Бах начал писать для своих учеников отдельные
миниатюры и даже циклы и сборники (нотный сборник Анны Магдалены Бах, циклы
небольших прелюдий и изобретений). «Эстафету» подхватил его сын К.Ф.Е. Бах,
который преуспел в нескольких миниатюрах, но вклад отца был гораздо важнее, чем
на самом деле во всех остальных работах. Следует отметить, что в то время
детский репертуар был очень ограничен, и фактически в 17 веке больше никто
ничего для детей не писал. В педагогических сборниках можно найти лишь
несколько примеров простых игр.
Наследие XVIII века более обширно. Работу переняли
венские классики — В. Моцарт, И. Гайдн, Л. ван Бетховен. Большинство созданных
ими сонат исполняются в музыкальных школах. Также существует множество
индивидуальных миниатюр и сборников вариаций, пользующихся большой популярностью
в педагогической практике.
Настоящий «бум» детской музыки,
связанный с развитием музыкального образования, пришелся на XIX и XX века. Есть
несколько композиторов, посвятивших часть своего творчества подрастающему
поколению: Р. Шуман, П. Чайковский, М. Клементи, К. Черни, Ф. Лист, С.
Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Шостакович, А. Хачатурян. По сей день их
произведения составляют львиную долю детского репертуара.
В данной работе подробнее остановимся на «Детском альбоме»
А. Хачатуряна.
А. Хачатурян, как автор музыки для
детей, в музыковедческих произведениях обычно упоминается редко и кратко. Между
тем, он постоянно работал в этой сфере и придавал ей большое значение.
Кредо Хачатуряна видно из его
высказываний о творчестве С. Прокофьева, адресованном молодежи. «Доступно ли
это детям? — восклицает он. — Полностью доступно! Доказательство тому — любовь
детей и первопроходцев к этой музыке, колоссальная популярность этих игр среди
детей всего мира. Прокофьев еще один? Определенно! Более того, без снижения
самовыражения».
Музыка А.И. Хачатурян — необходимая
составляющая репертуара для прослушивания современных музыкальных программ в
вузах. Однако она представлена несколько однобоко, одни и те же произведения,
переходящие из программы в программу: «Танцы с мечами», «Лезгинка», «Танцы
розовых девушек», фрагменты Концерта для скрипки с оркестром.
Таким образом, существует
противоречие между необходимостью воспитывать у подрастающего поколения
эстетический вкус на лучших образцах мировой и отечественной музыкальной
культуры и недостаточной репрезентативностью А.И. Хачатуряна в содержании
музыкального образования.
Учитывая актуальность и недостаточную
проработанность проблемы, мы определили тему исследования, проблему которой
можно сформулировать следующим образом: какова интонация и жанровое значение
«Детского альбома»?
Решение данной проблемы составляет
цель исследования: провести интонационный и жанровый анализ «Детского альбома»
представленного второй тетрадью.
Объект исследования: творческое
наследие А.И. Хачатуряна.
Предмет исследования: вклад А.И.
Хачатуряна в развитие мировой музыкальной культуры.
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи
– изучить жизненный и творческий путь
А.И. Хачатуряна;
– проанализировать вклад А.И.
Хачатуряна в развитие музыкальной культуры;
– раскрыть значение творческого
наследия А.И. Хачатуряна для современного музыкального образования.
Теоретическую и методологическую
основу исследования составляют культурно-биографические подходы, сочетание
которых позволяет наиболее адекватно проанализировать предмет исследования.
Изучая творческое наследие А.И. Хачатуряна, мы также упомянули работы в области
истории и теории музыкального искусства, произведения, посвященные жизни и
творчеству композитора: М. Арутюнян, Р. Глезер, Д. Житомирский, Э. Карагюлян,
И. Мартынов, Г. Тигранов, Ю. Хохлов, Г. Шнеерсон, Н. Шахназарова и другие.
Для достижения поставленной цели
использовался ряд методов исследования: теоретический анализ исторической,
искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и
методической литературы; систематизация научной и художественной информации по
проблеме исследования.
Структура работы: введение, две
главы, заключение, списка использованной литературы.
Заключение:
В произведениях Хачатуряна для детей
выявляется тенденция, характерная для целого ряда крупных авторов XX столетия:
намерение приобщить начинающих музыкантов к закономерностям и особенностям музыкального
языка современности через свое понимание выразительных средств, свойственных
музыке наших дней. Композитор отражает современную действительность
современными средствами выражения, продолжая в этом смысле традиции И.С. Баха,
Р. Шумана, П. Чайковского, Б.Бартока и С. Прокофьева.
Многие стилистические черты симфонической и инструментальной
музыки Хачатуряна рельефно выявились и в его сочинениях для детей. С этой точки
зрения «Детский альбом», один из лучших, на мой взгляд, сборников в современной
педагогической фортепианной литературе, может быть назван «маленькой
энциклопедией» хачатуряновского пианизма и более того особенностей его творческого стиля вообще.
Почерк композитора отчётливо проявляется в ритмической импульсивности, в
противопоставлении различных метроритмических и ладотональных линий, в частом
обращении к органным пунктам и остинато, в щедром использовании терпких
секундовых созвучий, в обилии орнаментальных фигураций, наконец, в имитации звучности
того или иного национального музыкального инструмента. Все это привносит новые
стилевые качества в фортепианное письмо композитора.
Каждой из миниатюр, даже самой небольшой
и простенькой, придана «концертность» (Б. Асафьев) – неотъемлемое свойство
стиля композитора.
Большинство пьес его педагогического цикла
носит активный, подвижный характер. Для многих из них типична трёхчастность
строения, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основного
музыкального материала. Все это способствует удобству усвоения композиций малоискушенными
исполнителями.
Учтено и то, что «для ребенка каждая
пьеса – это игра; одновременно игра и радость открытия, увлекательный шаг к
неизведанному искусству музыки» [4]. Каждая миниатюра – маленький сюжет из
жизни ребёнка, а все миниатюры вместе составляют целый мир. Меткие названия,
яркость ассоциаций, конкретность образов
облегчают освоение незнакомого материала, помогают справиться с возникающими
трудностями.
«Ритмической гимнастикой» ученику придется
заниматься, конечно, не только исполняя пьесу одноименного названия. Весьма
значительные трудности такого рода надо преодолеть во многих номерах.
Полученная закалка поможет справляться с многообразием ритмического изложения и
в дальнейшем.
Немалое внимание уделено воспитанию
полифонического слуха юного пианиста, которому предстоит в будущем встречаться
не только с классическими произведениями, но и циклами П. Хиндемита, Д. Шостаковича,
Р. Щедрина, и с речитативами и фугами самого А. Хачатуряна, и с
неоклассическими опусами И. Стравинского, Б. Бартока.
Одна из актуальных проблем фортепианной
педагогики – стимулирование интереса пианистов к разнохарактерной и колоритной
звучности, воспитанию тонкого «звукокрасочного слуха» [4]. «Альбом» дает возможности
для разнообразных поисков в этой области, что является серьезным его
достоинством.
«Одно из главных направлений современного
искусства, в том числе и музыкального, — отмечал Хачатурян, — я вижу в его
демократизации – демократизации в самом лучшем смысле этого слова» [5]. Своими сочинениями
для детей выдающийся композитор способствует решению этой благородной задачи.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Культурологические основы исследования творческого наследия А.И. Хачатуряна.
1.1.
Жанровое многообразие музыки А. И. Хачатуряна
Первые шаги Хачатуряна как
композитора были связаны с сочинениями для виолончели и фортепиано, песнями,
музыкой для театральных постановок. В ранних произведениях чувствуется влияние
Скрябина в области гармонии, в фактуре — импрессионистические направления
(вальс-каприз фортепиано или «Вальс в Лондоне»);
большинство произведений раннего периода осталось неопубликованным.
Первое произведение композитора —
«Песня странствующего ашуга» (1925) для виолончели и фортепиано. Затем идут:
Песня для скрипки и фортепиано (1929); Скрипичный танец; Фортепианная песня;
Токката; семь фортепианных фуг (для каждой из них был написан сольный концерт
через 40 лет) и др.
За годы существования консерватории
появились: оркестровая «Танцевальная сюита» (1933); трио для кларнета, скрипки
и фортепиано; фортепианный концерт (1936).
Скрипичный концерт (1940) вошел в
Золотой фонд советской музыки; Соната для фортепиано 1961 года рождения
обнаруживает связь с методами Прокофьева и Стравинского [16].
Симфонии Хачатуряна. В области
симфонической музыки имя Хачатурян совпадает с именами Шостакович, Прокофьев;
Одна из центральных идей в симфониях, как и в произведениях других жанров, —
жизненный путь оптимистического начала.
Первая симфония ознаменовала
окончание студенческого периода композитора; Его значимость четко обозначена
заявлением Шостаковича об исключительной роли таланта молодого композитора для
русского музыкального искусства, которое «… призвано открыть новые горизонты
в музыке ХХ века …» [34].