Курсовая с практикой на тему Интерпретация событий Второй мировой войны в современных отечественных и зарубежных интернет-СМИ (на примере rg.ru, day.kyiv.ua)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Тематика публикаций о Второй мировой войне на примере общественно-политического
российского интернет-СМИ rg.ru. 7
1.1. Общая характеристика
издания rg.ru. 7
1.2. Анализ популярности
тематики журналистского материала о Второй мировой войне на страницах издания
rg.ru. 10
1.3. Тематические акценты в
описании проблемы Второй мировой войны.. 14
Глава 2.
Тематика публикаций о Второй мировой войне на примере ежедневного украинского
интернет-СМИ day.kyiv.ua. 23
2.1. Характеристика издания
day.kyiv.ua. 23
2.2. Оценка популярности
публикаций о Второй мировой войне на страницах интернет-издания day.kyiv.ua. 25
2.3. Тематика и проблематика
публикаций о Второй мировой войне. 27
Заключение. 33
Список
использованной литературы.. 35
Приложение. 39
Введение:
Актуальность
исследования состоит в том, что Великая Отечественная война – событие
всемирно-исторического значения. В сердцах людей незыблемо сохраняется память о
величайшей трагедии, и великом подвиге советских людей, которые без раздумья
стали на защиту Родины. В нашей стране нет ни одной семьи, которую война обошла
стороной, не отобрала бы деда, отца, детей…
Великая
Отечественная война – это живая история, многими нитями связанная с сегодняшним
днем. Длительное время после завершения войны память о её ужасах и героях была
священна, неприкосновенна, каждый советский гражданин гордился своей страной и
общей победой. «И значит нам нужна одна победа, одна на всех — мы за ценой не
постоим!».
Однако в
1985 году на апрельском пленуме ЦК КПСС, впервые после полувекового молчания,
было сказано о социальной ценности «принципа гласности», а спустя пять лет
вступил в силу Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации»,
отменяющий государственную цензуру. Моментально возникли споры и разногласия о
событиях Великой Отечественной войны. Связанно это было с безобидным желанием
раскрытия «белых пятен» в истории страны. Начали публиковаться как работы
специалистов, докторов исторических наук, так с равным успехом публиковались
труды дилетантов, вдохновлённых массовым интересом к проблемам истории. Отсюда
следует, что первые материалы были «качественные», содержали в себе аргументы и
доказательства в виде архивных документов. Таким образом, они помогали людям
всесторонне исследовать, глубже прочувствовать и осмыслить различные события
войны. Но большая часть материалов носила абсолютно политический характер,
пропаганду о бессмысленности войны. А также ложь о Героях войны или
«разоблачение мифов» о Александре Матросове, героях-панфиловцах, Зое
Космодемьянской и многих других.
Мы
считаем, что со временем интерес к событиям Великой Отечественной войны не
ослабевает, а наоборот усиливается.
Широкие народные массы, журналисты и политические лидеры обращаются к
истории и итогам минувшей войны, чтобы найти в ней ответы на выдвигаемые жизнью
актуальные вопросы современности. Как и ради чего мы воевали? Как и почему мы
победили? Нужно ли быть патриотами своей Родины?
К тому
же с каждым годом в Европе и на Западе — современные потомки бывших союзников
СССР осуществляют все новые и новые попытки фальсифицировать причины,
следствия, ход и особенно итоги Великой Отечественной войны. Особенно обидно,
что «политическая амнезия» наблюдается у бывших союзных республик – Литвы,
Латвии, Украины.
Кроме
того, проблема интерпретации событий Второй мировой войны особенно актуальна
для журналистской науки, например, статьи Гришина А.А. «Великая Отечественная
война и её фальсификаторы»[1],
Оганисьян Ю.С. «Великая Отечественная война: социальный ракурс»[2],
Ломко Я.А. «Великая Отечественная война в сознании поколений»[3],
Чемшита А.А; Стаценко О.С. «Сакральный характер Великой Отечественной войны»[4],
Григорькина В.А. «Великая Отечественная война в современных интерпретациях»[5],
Вилкова А.А. «Критика исторической памяти о Великой Отечественной войне и её
потенциальные политические последствия»[6].
Все эти статьи подчёркивают важность и актуальность нашего
исследования.
Цель исследования: рассмотреть интерпретацию событий Второй мировой войны в
современных отечественных и зарубежных интернет-СМИ.
Объект исследования: общественно-политическое российское интернет-СМИ rg.ru и
ежедневное украинское интернет-СМИ day.kyiv.ua.
Предмет исследования: События Второй мировой войны в
публикациях rg.ru
и day.kyiv.ua.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить
следующие
задачи:
—
дать общую характеристику издания rg.ru;
—
провести анализ популярности тематики журналистского материала о Второй
мировой войне на страницах издания rg.ru
—
рассмотреть тематические акценты в описании проблемы Второй мировой войны
на страницах российского СМИ;
—
охарактеризовать украинское интернет-СМИ day.kyiv.ua;
—
описать популярность обращения журналистов издания к анализируемой теме;
—
выделить тематику и проблематику публикаций о Второй мировой войне в
украинском издании.
Эмпирическую базу исследования
составили публикации современных
отечественных и зарубежных интернет-СМИ (rg.ru и day.kyiv.ua).
Теоретико-методологическую базу исследования составили
работы А.А Тертычного
в области жанров периодической печати. Кроме того, в ходе исследования были использованы
труды по теории журналистики Е.П. Прохорова, Корконосенко С. Г., Ким Н. Н.,
Лазутиной Г.В и Л. Е. Кройчика. В процессе исследования были
использованы общенаучные методы классификация,
сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение данных.
Хронологические рамки исследования
определяются его целью и задачами и составляют период с 2015 по 2020 годы.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные знания могут быть использованы практикующими журналистами для
создания собственных материалов и проектов, представленных в различных жанрах в
печатных СМИ и новых медиа.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, из двух глав с тремя
параграфами каждый, заключения, списка литературы из 30 наименований и
приложения. Первая глава посвящена изучению особенностей публикаций о Второй
мировой войне на страницах общественно-политического российского интернет-СМИ
rg.ru. Во второй главе проведен анализ специфики раскрытия темы Второй мировой
войны в украинском издании
day.kyiv.ua. [1] https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-i-ee-falsifikatory-1/viewer [2] https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-sotsialnyy-rakurs/viewer [3] https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-soznanii-pokoleniy/viewer [4] https://cyberleninka.ru/article/n/sakralnyy-harakter-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer [5] https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-sovremennyh-interpretatsiyah/viewer [6]
https://cyberleninka.ru/article/n/kritika-istoricheskoy-pamyati-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-i-ee-potentsialnye
politicheskie-posledstviya/viewer
Заключение:
Проведенное
исследование показало, что интерпретация событий Второй мировой войны
значительно отличается в российских и украинских интернет-СМИ. На примере
издания «Российская газета» показано, что в российских СМИ пропагандируется
патриотическое воспитание населения и формируется гордость за Победу советского
народа в Великой Отечественной войне. При этом роль России в этом процессе
рассматривается как роль победителя, который преодолел и избавил мир от
фашизма.
Анализ
показал, что основную долю публикаций о Второй мировой войне на страницах
электронного издания «Российская газета» составляют материалы, раскрывающие
исторические аспекты темы, подготовленные историками, политиками, содержащие
анализ исторических документов. Такие материалы составляют около 32% всех
публикаций на анализируемую тему. При этом спецификой издания является
патриотическая позиция, что отвечает политике РФ в данном вопросе и является
закономерным для официального издания.
В
украинских же СМИ пропагандируется прозападная точка зрения, в которой Россия
также выступает агрессором и диктатором. В результате делаются попытки
дистанциировать Россию и Украину и их роль во Второй мировой войне. Контент-анализ показал, что в украинском
издании «День» основная доля материалов о Второй мировой войне посвящена историческому
описанию события. Такие публикации составляют около 65% тематических
материалов. Также важную долю (около 17%) составляют материалы, посвященные
описанию жизни конкретных участников Второй мировой войны (чаще в форме интервью
или репортажей с мест празднования).
Анализ
содержания публикаций в украинском издании показал наличие дуализма взглядов на
проблему причин и следствий Второй мировой войны.
Около
56% публикаций содержат в себе прозападную оценку событий Второй мировой войны,
еще 27% публикаций – это материал, в котором равнозначно представлены
пророссийская и прозападная позиции. Пророссийская позиция освещена только в
17% публикаций и излагается преимущественно в интервью с ветеранами, при описании
работу музеев и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Тематика публикаций о Второй мировой войне на
примере общественно-политического российского интернет-СМИ rg.ru 1.1. Общая характеристика издания rg.ru Издание
«Российская газета» было основано Верховным Советом РСФСР. Первый номер газеты
увидел свет 11 ноября 1990 года. В 1993 году учредителем газеты стало
Правительство РФ. В начале 1995 года в «Российской газете» был создан
компьютерный центр, что позволило верстать издание в электронном виде.
Адрес
редакции издания «Российская газета»: 125993, Москва, ул. Правды, 24 стр. 4.
Главный
редактор «Российской газеты» и Интернет-портала «Российская газета» – Фронин
Владислав Александрович. В его подчинении находятся:
—
три первых заместителя главного редактора;
—
первый заместитель ответственного секретаря
—
четыре заместителя главного редактора;
—
заместитель главного редактора, шеф-редактор еженедельника «Российская
газета-неделя»;
—
заместитель главного редактора, шеф-редактор журнала «Родина»
—
шеф-редактор деловых приложений к «РГ».
В
составе редакции «Российской газеты» выделены такие отделы: Политика, Экономика
и социальные проблемы, Международная информация, Общество, Спорт, Культура,
Наука, Официальные публикации, Общественная безопасность, Москва, Иллюстрации,
Телерадиопрограмма[1].
Также
издание «Российская газета» имеет региональные филиалы: Москва, Средняя Волга,
Северо-запад, Урал и Западная Сибирь, Центральная Россия, Сибирь, Юг России,
Кубань. Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Крым, Приволжье, Дальний Восток,
Пермский край, Волга-Кама, Башкортостан, Центрально-Азиатское региональное
представительство. Региональная сеть издания представлена в Приложении 1. [1] Отделы редакции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/kontakty/