Психолого-педагогическое образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Интернет-зависимость юношества и склонность их к манипуляциям.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения интернет-зависимости юношества и склонности их к манипуляциям 5
1.1. Содержание понятий «интернет зависимость», «манипуляции» и «склонность к манипуляциям» 5
1.2. Развитие личности в юношеском возрасте 9

Глава 2. Исследование интернет-зависимости и склонности к манипуляциям у лиц юношеского возраста 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Использованные методики диагностики интернет-зависимости и склонности к манипуляциям 18
2.3. Обработка и анализ данных 19

Заключение 24
Список литературы 25
Приложения……………………………………………………………………..28

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы в том, что значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса, в последнее время возрастает. Наиболее активными пользователями интернет-ресурсов становятся подростки и лица юношеского возраста. В настоящее время Интернет внедрен во все виды жизнедеятельности человека. Наряду с позитивным влиянием Интернета, возникают и проблемы интернет-зависимости. Из-за неустойчивости личности, именно подростки и лица юношеского возраста больше всего подвержены отрицательному влиянию интернета. Отсюда возникают негативные последствия – проблемы в семье, трудности в учебной деятельности, трудности общения со сверстниками и пр.
Современные исследования и наблюдения за пользователями Интернета позволяют утверждать, что интернет-зависимость – это объективно существующая проблема. Поэтому перед всеми специалистами, практически сталкивающимися с этим феноменом в своей профессиональной деятельности (психологи, психиатры, наркологи, педагоги), встает вопрос о возможностях ее разрешения. В связи с этим одним из актуальных аспектов решения данной проблемы выступает оценка степени влияния Интернета на личность и диагностика личностных изменений, вызванных чрезмерным использованием Интернета.
Теоретической основой данной курсовой работы выступают труды К. Янг и В.А. Лоскутовой-Буровой.
Степень научной разработанности. Изучение проблемы зависимости от Интернета получило свое начало в 1980-е гг. в США и странах Западной Европы (А. Голдберг, К. Янг). В России проблема интернет-зависимости получила свою разработку лишь в конце XX века (В.А. Лоскутова-Бурова). На данный момент в отечественной психологии разработкой указанной проблемы занимаются такие авторы как: Н.И. Алтухова, Е.П. Белинская, К.Ю. Галкина, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров, В.А. Лоскутова.
Объектом исследования выступает интернет-зависимость.
Предмет исследования – склонность к манипуляции интернет-зависимых юношей и девушек.
Цель исследования – изучение соотношения интернет-зависимости юношества и их склонности к манипуляциям.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «интернет зависимость», «манипуляции» и «склонность к манипуляциям».
2. Рассмотреть развитие личности в юношеском возрасте.
3. Охарактеризовать методики диагностики интернет-зависимости и склонности к манипуляциям.
4. Выполнить обработку и анализ данных по исследованию интернет-зависимости и склонности к манипуляциям у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования: юноши и девушки с высокой интернет-зависимостью характеризуются более выраженным показателем манипулятивного отношения по сравнению с лицами юношеского возраста без выявленной интернет-зависимости.
Методологическая основа. В исследовании использовались такие общенаучные методы как обобщение, сравнение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: тестирование, анкетирование; психологические методы: анкетирование и личностные опросники.
Методиками исследования являются:
— тест на интернет зависимость С.А. Кулакова;
— шкала манипулятивного отношения Банта.
Статистическая обработка выполнена с помощью r-критерия Спирмена.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тотальная информатизация современного общества на фоне всеобщего распространения средств связи и иных компьютерных гаджетов обусловила свободный доступ подавляющего большинства юношей и девушек к Интернету. В связи с тем, что всемирная сеть предлагает невероятное количество возможностей, неудивительно, что значительная часть молодых людей настолько часто используют ее, что формируется зависимость. Интернет-зависимость проявляется в потребности беспрерывно обновлять мессенджеры, уточнять, нет ли новостей на избранных ресурсах, играть в установленные игровые приложения, реализовывать бессистемный поиск в сети (серфинг) и пр. На фоне формирования зависимости от Интернета юноши и девушки, как правило, утрачивают адаптивные модели поведения, не могут адекватно реагировать в ситуациях, требующих проявления сознательности и ответственности. В связи с этим манипулятивное поведение нередко становится тем способом реагировать на внешнее раздражение, что укореняется в поведении молодых людей. Так, например, в переписке с собеседниками в сети юноши и девушки умалчивают правду и сообщают заведомо ложную информацию для того, чтобы произвести желаемое впечатление. А для того, чтобы больше времени проводить в Интернете придумывают легальные причины обращения к нему (в учебных целях, для поддержания дружеских контактов и пр.). Таким образом, на наш взгляд, устанавливается связь между интернет-зависимостью у юношества и склонностью к манипуляции.
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить соотношения интернет-зависимости юношества и их склонности к манипуляциям.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было уточнено содержание понятий «интернет зависимость», «манипуляции» и «склонность к манипуляциям»;
— было рассмотрено развитие личности в юношеском возрасте;
— были охарактеризованы методики диагностики интернет-зависимости и склонности к манипуляциям;
— была выполнена обработка и анализ данных по исследованию интернет-зависимости и склонности к манипуляциям у лиц юношеского возраста.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что юноши и девушки с высокой интернет-зависимостью характеризуются более выраженным показателем манипулятивного отношения по сравнению с лицами юношеского возраста без выявленной интернет-зависимости.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения интернет-зависимости юношества и склонности их к манипуляциям

1.1. Содержание понятий «интернет зависимость», «манипуляции» и «склонность к манипуляциям»
Интернет-зависимость – это интегральное составляющее на пути каждого человека к возможностям и сервисам Интернета. Ее закрепление в качестве компонента жизни личности определяется такими параметрами личности как отрицательная коммуникативная установка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость, тревожность и прочие. К. Янг [3, c. 58-63] описывает критерии, по которым можно определить наличие зависимости от интернета.
Эффект азарта – одна из особенностей, сопровождающих навязчивый веб-серфинг, и связана она с возникновением вовлеченности в сам процесс поиска информации, в ущерб ее изучению, анализу и переработке. Иными словами, происходит смещение акцента с аналитической деятельности на поисковую активность. А.В. Минаков [18, с. 333] предполагает, что здесь играют роль факторы своеобразного регресса психической деятельности, поскольку поисковая активность является генетически более древней и менее энергозатратной деятельностью по сравнению с аналитической.
Таким образом, можно констатировать, что проблема зависимости от информационного виртуального пространства Интернет существует. По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности и эффективности функционирования в реальном социуме. Когда такой досуг начинает занимать центральное место в жизни и человек уже не задумывается о своих социально-бытовых проблемах, не интересуется будущим, не строит никаких планов, а вся его жизнь отдана данной, конкретной аддиктивной реализации, есть о чем задуматься.
По данным В.Д. Менделевича, феноменология зависимости от Интернета понимается всеми исследователями достаточно сходным образом и включает следующие основные формы:
— обсессивное (одержимое) пристрастие к игровой активности, прежде всего, к онлайновым играм – геймерство;
— компульсивная (навязчивая) навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных – навязчивый веб-серфинг, вызывающий информационные перегрузки;
— патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм – гемблингу, онлайновым аукционам, сайтам продаж по дискаунтным ценам или просто к электронным покупкам – навязчивая финансовая потребность;
— зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в форумах и чатах, социальных сетях, групповых играх и блогах и т.п. – зависимость от виртуального общения;
— зависимость эротических и порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в форумах и чатах или закрытых (т.е. открытых только для платных подписчиков) каналах и ресурсах «для взрослых» – киберсексуальная зависимость [26, с. с. 263-265].
В последнее время стала формироваться еще одна форма интернет-зависимого поведения – пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
К этому перечню стоит добавить, что, судя по количеству исследований и явно выраженной обеспокоенности общественности, своеобразным «лидером» среди отмеченных разновидностей Интернет-зависимости может смело считаться геймерство; по мнению ряда специалистов, именно геймерство заслуживает наибольшего внимания специалистов в области психического здоровья.
В классификации форм зависимого от Интернета поведения, предложенной М. Шоттон, следующие разновидности интернет-зависимости: networkers – сетевики; workers – рабочие; explorers – исследователи [10, с. 149].
Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер – своего рода партнер и друг, он одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.
В качестве стимулирующих зависимость особенностей сети Интернет Ю.М. Кузнецова выделяет следующие:
— доступность Интернета;
— возможность непрерывной – без выходных и перерывов – и интенсивной работы, в том числе в ночное время работы;
— перспективность Интернет-сервисов как пункта назначения при хорошо известном в психологии «бегстве от реальности»;
— непривычность и вытекающая из этого определенная привлекательность гипертекстовых структур;
— высокая степень субъективной анонимности участников коммуникативных сервисов и возникновение чувства безопасности, вытекающая из этого расторможенность и готовность пользователей Интернета к творческому самовыражению и т.д. [14, с. 126].
По мнению Кимберли Янг [35, с. 100], интернет-зависимых людей можно условно разделить на несколько категорий.
К первой группе относятся лица, использующие сеть для получения информации и общения. В данной группе психологи выделяют следующие типы интернет-зависимых: информационно-зависимые; коммуникативно-зависимые; имеющие игровую зависимость; финансово-зависимые; киберсексуально-зависимые.

Кроме того, интернет-зависимые лица подразделяются на две группы:
— Зависимые от игр – эти аддикты подсаживаются на гормонную дозу от нового или повторного выхода в интернет для игры в онлайн. Часто они чувствуют приподнятое настроение именно во время игры. Предвкушают выход в сеть, находятся в нервозном состоянии вне доступа онлайн. Нередко они любят играть, собираясь в группы, получая при этом позитивное подкрепление со стороны других игроков. Эти зависимые гонятся за получением социального вознаграждения.
— Бегущие от проблем в реальности. Подобные аддикты имеют привязанность к машине и сети намного глубже, чем первая группа. Здесь включаются уже уровни физических недостатков и компенсации психических недугов [4, с. 35].
М. Гриффитс выдвинул гипотезу о том, что интернет-аддикция может формироваться на базе различных форм использования Интернета. Так, М. Гриффитс выделяет следующие формы использования Интернета:
— как возможное средство коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу;
— как способ удовлетворения интереса к непосредственному содержанию сайта (например, порносайты);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы