Курсовая с практикой на тему Интернет риски в киберсоциализации младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы возникновения
Интернет-рисков у младших подростков. 6
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. 6
1.2. Киберсоциализация и связанные с ней Интернет-риски. 13
Глава 2. Преодоление Интернет-рисков киберсоциализации
младших подростков 19
2.1. Рекомендации по преодолению Интернет-рисков
киберсоциализации младших подростков. 19
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Актуальность темы
исследования. XXI век по праву называют веком
информации, информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное
по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий.
Вместе с тем не следует
забывать, что наблюдаемый информационно-технологический прорыв имеет объективные
предпосылки. Многовековая эволюция информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) содержит немало поистине эпохальных событий, среди которых: изобретение
телеграфа и ротационной типографичной машины (1847 г.), телефона (1870 г),
радио (1895 г.), беспроволочного телеграфа (1922 ), телевидения (1930 г.). В
1946 году в Сент-Луисе (США) была создана радиотелефонная система, которую
принято считать родоначальницей мобильной связи. Именно они подготовили почву
для такого сенсационного события как появление в 1986 году Интернета.
Российский ученый В. Плешаков
последнюю треть ХХ века называет периодом, в котором состоялась четвертая
информационная (информационно-технологическая) революция, которая заключалась в
«появлении микропроцессорной техники, создании персональных компьютеров,
появления компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, развития
информационных, коммуникационных и Интернет-технологий, благодаря которым
оперативно передавалась и накапливалась информация практически в любом объеме, что
позволило перейти человечеству на качественно новый этап эволюции – киберрэволюции
– и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во
всем мире» [Плешаков 2009, с. 32].
В условиях глобализации и
становления нового международного информационного порядка слова «кто владеет
информацией, тот владеет миром», произнесенные почти четыре века назад
известным английским философом Фрэнсисом Бэконом, приобретают качественно новое
содержание.
В. Плешаков в своих
исследованиях акцентирует, что с появлением всемирной сети Интернет современный
человек, как представитель вида Homo Sapiens, на рубеже ХХ-ХХI веков превратился
на новый уникальный вид Homo Cyberus. В 2005 году именно В. Плешаков, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент
Международной академии наук педагогического образования, ввел в научный оборот
понятие «киберсоциализация» и называет его инновационным
социально-педагогическим феноменом [Плешаков 2005, с. 48-49].
Степень разработанности
вопроса. Проблемой киберсоциализации людей разного возраста
занимаются сегодня как многие ученые (М.С. Бизякова, А.И. Воинова, Н.В.
Марокова, О.Ю. Маслов, В.А. Плешаков, А.В. Прудкин, Н.В. Угольков, И.А. Щеглов
и др.). Раскрыты особенности киберсоциализации человека вообще, молодежи,
старших школьников и подростков; в частности, социально-образовательная роль
киберпространства, сделан анализ основных составляющих процесса
киберсоциализации, положительного и отрицательного влияния киберпространства на
личность студенческой молодежи. Учеными вводятся новые понятия, на основе
взаимодействия человека с электронной, компьютерной, цифровой и другой
техникой, разрабатываются киберонтологические концепции образования, новая
отрасль науки – киберпедагогика, ее модели технологий. Но проблема Интернет-рисков
в киберсоциализации младших подростков еще недостаточно исследована. Именно
этот факт повлиял на выбор темы данной курсовой работы.
Объектом исследования является
киберсоциализация младших подростков.
Предметом исследования являются
Интернет-риски киберсоциализации младших подростков.
Цель исследования состоит
в разработке рекомендаций по преодолению Интернет-рисков киберсоциализации
младших подростков.
Задачи исследования:
1. Описать возрастные и
индивидуальные особенности подростков.
2. Раскрыть сущность
понятия «киберсоциализация» и описать связанные с ней Интернет-риски.
3. Разработать рекомендации
по преодолению Интернет-рисков киберсоциализации младших подростков.
Заключение:
Анализ литературы
показал, что подростковый возраст характеризируется стремлением ребенка быть
понятым, стать взрослым, выполнять взрослые роли. Если взрослый не принимает
такое стремления, возникают трудности в общении и конфликты. Общение в среде
подростков – это ведущий вид деятельности. Им важно знать, что о них думают
окружающие. Общение со взрослыми отходит на задний план и предпочтение отдается
общению со сверстниками.
Подростки являются
склонными к некритическому подражанию, они отождествляют себя с увиденным,
копируют поступки и действия своих кумиров. Поэтому сегодня нужными являются
механизмы фильтрации, а также инструменты защиты от нежелательных
информационных потоков. В то же время у подростков следует формировать
компетентность работы с информацией в Интернет сети.
Под влиянием виртуального
мира киберпространства у индивида, и у младшего подростка в том числе, нередко
возникает опасность оторванности от реальной жизни, например, у пользователя,
находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что
он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того,
именно он является главным их участником. В данной ситуации человек все время младший
подросток находится в «разногласии» с самим собой, его сознание проживает опыт,
который не имеет ничего общего с реальным опытом. Киберпространство создает
совершенно новую ситуацию в процессе формирования и удовлетворения
многочисленных и разнообразных потребностей человека. Кино, телевидение,
Интернет практически безгранично расширяют перед каждым зрителем познание мира,
показывают самые различные возможные стандарты и правила жизни. В результате у младшего
подростка могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с
реальными возможностями.
Исходя из вышеописанного,
становится очевидным, что Интернет является специфическим фактором социализации
и является фактором особого вида социализации – киберсоциализации – и имеет
уникальный потенциал, который характеризуется следующими особенностями
социализирующей Интернет-среды: доступность, мобильность и оперативность,
относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения, которые
способны активно влиять как на положительные, так и негативные черты в процессе
социализации.
Стоит отметить, что
процесс формирования с офф-лайн человека киберсоциальной личности, безусловно,
значительно меняется по сравнению с традиционной социализацией, в силу
специфики существования виртуальной среды. Это, прежде всего, – почти полная
самостоятельность в выборе путей развития и соблюдения этого пути.
Подытоживая, можно смело
отметить, что киберсоциализация младшего подростка, с одной стороны, является
инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической
реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современного подростка,
а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса
человеческого общества. Говоря об киберсоциализации, необходимо сделать акцент
на том, что сама по себе Интернет-среда становится новым уровнем
социально-сетевого взаимодействия современных младших подростков в процессе их
киберсоциализации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы возникновения Интернет-рисков у младших подростков
1.1. Возрастные и
индивидуальные особенности подростков Часто подростковый
возраст описывается, как особенно трудный период в воспитании и обучении
ребенка, связанный с серьезным изменением его поведения и характера. В данном
параграфе рассмотрим основные психологические особенности подростков и опишем,
как их можно учитывать для эффективного общения с ребенком от 12 до 17 лет и
эффективного обучения иностранным языкам.
Тинэйджер (от англ.
Teenager, подросток) – это уже не ребенок, который целиком опирается на мнение
родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать взвешенные самостоятельные
решения. Этим по большей части и характеризуется поведение подростка – поиском
и познанием себя, обретением психологической независимости, регулярной
проверкой своих сил и возможностей [Смирнова 2016], в том числе и в процессе
изучения иностранного языка.
Подростку для того, чтобы
доказать себе, что он уже повзрослел, нужно для начала убедить в этом
остальных. В этом часто кроются причины недоразумений с взрослыми, которые
привыкли воспринимать его, как ребенка и действовать соответственно: давать
советы, заботиться, оберегать, помогать, контролировать. Подростку крайне
важно, чтобы взрослые, в том числе и педагоги, поверили в его взрослость, иначе
ему сложно поверить в нее самому. При этом доказать свою самостоятельность
действиями он может далеко не всегда. Часто она основана только на внутреннем
ощущении себя.
Еще одной из
психологических особенностей подросткового возраста считают подростковый
максимализм, заключающийся в том, что тинэйджеру хочется всего и сразу, только
лучшее, без компромиссов. Такое отношение говорит о поиске подростком границ
своих возможностей и притязаний. Взрослые уже представляют грани того, что они
могут, а что нет, того что их устраивает, а что недостаточно. Стремясь к
невозможным идеалам, подросток как раз начинает нащупывать эту границу для себя
[Левицкая 2016].
Часто родители жалуются
на то, что тинэйджер очень эмоционален: постоянно, без видимых причин, впадает
в депрессии или истерики. Это связано не только с серьезной гормональной
перестройкой, но еще и с изменением характера: те способы, при помощи которых
подросток раньше справлялся с эмоциональными сложностями, больше не работают
для него, ведь он уже не ребенок. А новые, взрослые способы, он еще не успел
освоить.
Это придет только с
большим опытом переживания «эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций
[Володина, эл. ресурс]. Необходимо помнить, что двенадцатилетний человек
принадлежит уже к категории «подростков». И с этого возраста родители и
педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая все особенности
психологии подростка. Учет этих особенностей позволит организовать эффективный
процесс обучения иностранному языку.
Примерно с 12 лет ребенок
пытается ассоциировать себя с взрослым. Это может происходить в виде
копирования чужих манер, чтобы казаться старше. Мальчики начинают обращать
внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят,
становится для них на первое место. Девочки также начинают уделять особое
внимание своим внешним данным.
На первом этапе
подросткового периода ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем
взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению
надуманных страхов, что негативно сказывается на результатах учебной
деятельности в целом, и на эффективность усвоения иностранного языка, в
частности.
13 лет – возраст, когда
происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно
меняться настроение. И если вдруг он стал более резкий – это не подтверждает
тот факт, что в вашей семье растет «тяжелый» подросток. Такие изменения являются
нормальным психологическим фактором. Подросток начинает воспринимать себя как
взрослого человека, который имеет право на свое мнение, свои желания.