Курсовая с практикой на тему Интернет блог как СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Характеристика блогов, их место в системе средств
коммуникации. 7
1.1.
Сущность и основные виды блогов. 7
1.2.
Тенденции развития блогосферы на современном этапе. 14
1.3.
Сходства и отличия блогов и СМИ.. 18
Глава 2.
Анализ видеоблога Регины Тодоренко «Пятница с Региной». 22
2.1. Общая
характеристика видеоблога «Пятница с Региной». 22
2.2. Анализ
особенностей построения интервью в видеоблоге Регины Тодоренко 25
2.3. Оценка
возможности отнесения видеоблога «Пятница с Региной» к СМИ 28
Заключение. 32
Список
литературы.. 34
Введение:
Актуальность
исследования. Одной из тенденций современного общества является
значительный рост обмена информацией, прежде всего, за счет
Интернет-технологий. Развитие Интернета дало толчок всем сферам жизни общества,
облегчило не только обмен новостями, но и просто мыслями, эмоциями и т.п. Все
это в значительной степени происходит в блогосфере, авторы блогов все чаще
становятся настолько популярными, что их блоги приравниваются к СМИ. Поэтому
исследования тенденций развития блогосферы и особенностей отдельных блогов являются
сегодня важными направлениями аналитических исследований, как в мире, так и в
РФ. Вместе с тем, в последнее время анализ блогов чаще ориентируются на
потребности маркетинга, тогда как исследования блогерства как направления
коммуникационной деятельности, сходной с журналистикой, проводятся значительно
реже.
Цель и задачи
исследования. Актуальность исследования интернет-блогов и недостаточность
практического изучения данного сегмента медиа-продуктов определили цель данного
исследования, которая сформулирована следующим образом: рассмотреть характерные
особенности блогов как средств массовой информации.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач исследования:
—
описать сущность и основные виды блогов;
—
проанализировать тенденции развития блогосферы
на современном этапе;
—
выделить сходства и отличия блогов и СМИ;
—
дать общую характеристику видеоблога «Пятница с
Региной»;
—
провести анализ особенностей построения интервью
в видеоблоге Регины Тодоренко;
—
оценить возможности отнесения видеоблога
«Пятница с Региной» к СМИ.
Объект и предмет
исследования. В качестве объекта исследования в данной работе выступает
блогерство как современное направление коммуникационной деятельности.
Предметом исследования являются сходства и отличия интернет-блогов
и средств массовой информации.
Гипотеза исследования
сформулирована следующим образом: многие современные интернет-блоги могут быть
охарактеризованы как средства массовой информации, но только в случае их
соответствия ряду критериев, характерных для традиционных СМИ.
Степень изученности
темы. Отдельные аспекты темы данной курсовой рассмотрены в диссертационных
исследованиях. Так, А.А. Попов [20] в своей диссертации «Блогинг как форма
профессиональной журналистской коммуникации» достаточно полно описал
специфические характеристики блогов, а также их разновидности. Е.Н. Иванова [11]
в своем диссертационном исследовании рассматривает вопросы профессионализации
интернет-журналистики в блогосфере. Жанровые особенности блогосферы изучает
М.О. Кочеткова [13]. Также вопросам специфики
блогов и их сходства со средствами массовой информации посвящено большое
количество публикаций в научных изданиях. В частности, эти вопросы
рассматриваются такими исследователями как В.А. Шестобоева [30], П.В. Ушанов [29], А.В. Муха и В.В. Кихтан [15] и др.
Новизна исследования.
Несмотря на наличие в научных источниках большого количества исследований
современной блогосферы и анализа блогов в контексте отнесения их к СМИ,
актуальной задачей остается анализ отдельных блогов с целью выделения их специфических
характеристик, которые позволяют относить их к СМИ или же, наоборот, исключать
из системы массовой коммуникации. Методы исследования,
использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом
исследования и включают:
—
реферативно-аналитический и
индуктивно-дедуктивный методы, использованные для систематизации теоретического
материала;
—
метод типологизации и систематизации,
примененный для выделения разных типов блогов в структуре блогосферы и разных
видов функций блогов;
—
описательный метод, использованный при анализе
особенностей видеоблога «Пятница с Региной»;
—
сравнительный метод, использованный при
сравнении особенностей блогов и СМИ;
—
метод контент-анализа, на основании которого
были изучены особенности информационного наполнения видеоблога «Пятница с
Региной», эмоциональная направленность комментариев аудитории в блоге и т.д.;
—
метод статистического анализа, который позволил
оценить динамику изменения целевой аудитории видеоблога регионы Тодоренко.
Информационную базу
данного исследования составляют монографии и учебно-методические материалы,
публикации в периодических изданиях, Интернет-публикации. Источниковая база
исследования включает материалы блога Регионы Тодоренко «Пятница с Региной»
(5 сезон), представленные на Ютуб-канале
(https://www.youtube.com/channel/UCMGzQb90vac13gS2YovWqgA).
Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение и список литературы. В первой
главе курсовой работы проведен обзор теоретических положений по теме
исследования, что дало возможность определить сущность блогов, изучить их
классификацию, выявить тенденции их развития на современном этапе и предложить
критерии для отнесения блогов к СМИ.
Вторая глава данной курсовой работы посвящена практическому
исследованию видеоблога Регионы Тодоренко «Пятница с Региной». В частности, в
работе не только дана общая характеристика видеоблога, но и выделены его
специфические признаки, оценены критерии отнесения блога к СМИ.
Практическая
значимость исследования предполагает возможность использования результатов
работы в практической, педагогической, научной деятельности журналистов. Так,
предложенные в работе критерии блогов могут быть использованы в процессе их
отнесения к СМИ или исключения из системы массовой коммуникации.
Заключение:
Анализ особенностей современной блогосферы и возможностей
отнесения интернет-блогов к средствам массовой информации особенно важен на
современном этапе, который характеризуется максимальным проникновением
Интернета во все сферы жизни, ростом популярности цифровых технологий, в т.ч. и
для удовлетворения потребности в информации. В таких условиях блоги зачастую
становятся важным источников информации для многих пользователей, что создает
предпосылки приравнивания блогов к СМИ.
Исходя из актуальности этих вопросов, в данной курсовой
работе рассматривалась гипотеза о том, что многие современные интернет-блоги
могут быть охарактеризованы как средства массовой информации, но только в
случае их соответствия ряду критериев, характерных для традиционных СМИ.
Проведенное исследование показало, что развитие Интернет-технологий
способствовало конвергенции и дигитализации СМИ. В свою очередь, это привело к
расширению понятия СМИ и сближению традиционных средств массовой информации с
электронными ресурсами. В таких условиях одним из наиболее популярных сегментов
онлайн-СМИ сегодня являются блоги.
Блогерство на современном этапе развития информационных
технологий является одним из направлений коммуникационной деятельности.
Классификация блогов может быть проведена по различным критериям: по структуре,
по социальной характеристика автора блога, по доминирующему контенту
(текстовые, вебблоги и т.д.), по тематике.
Блогерство может быть ориентировано на различные цели
блогера, как журналистские (информирование общественности, донесение
собственной точки зрения, влияние на общественное сознание), так и
маркетинговые (продвижение товаров и услуг, формирование имиджа). Блоги
выполняют основные функции, которые в целом характерны журналистике. Вместе с
тем, блогерство способствует и развитию в профессиональной сфере, особенно
журналистской. Отличительными чертами работы блогеров и журналистов являются
жанровые особенности, источники получения информации, редактируемость сообщений
и т.д.
Блог является онлайн-СМИ в том случае, если ведется
профессионально, информация в блоге направлена на широкую аудиторию и
информацию из блога получает значительное число объектов коммуникации. При этом
специфика блогов связана с тем, что они отличаются высокой доступностью для
авторов и потребителей, оперативностью подачи информации и высоким уровнем
свободы слова.
В рамках данного исследования нами выделены такие основные
критерии отнесения блога к СМИ: достаточное количество подписчиков,
значительное количество просмотров отдельных публикаций в блоге, качество
информации в блоге, наличие общей концепции блога.
Практический анализ блогов и оценка возможности из отнесения
к СМИ в данной курсовой работе проведен на примере видеоблога регионы Тодоренко
«Пятница с Региной». Проведенный анализ показал, что данный интернет-блог может
быть отнесен к СМИ, поскольку имеет значительное число подписчиков (1,04 млн.
чел.), высокое среднее количество просмотров публикаций видеблога (1,5 млн.
просмотров). Также блог «Пятница с Региной» имеет высокое качество
информационного наполнения и собственную концепцию, что сближает его с
традиционными СМИ.
Таким образом, проведенный анализ позволил подтвердить
гипотезу исследования и установить возможность отнесения видеоблога Регины
Тодоренко к СМИ. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении
связаны с анализом соответствия выделенным критериям СМИ других блогов, авторы
которых работают в разных жанрах и разной тематике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика блогов, их место в системе
средств коммуникации 1.1. Сущность и основные виды блогов Начать исследование целесообразно из истории возникновения
данного понятия. Так, термин «блог» имеет английское происхождение от слова
weblog (loggingtheweb), что переводится дословно как «записывать события в
сети». Впервые данный термин был использован американским программистом Й.
Баргером в 1997 году. Автор термина использовал его с целью обозначения
сетевого дневника. Через два года П. Мерхольц в шутку отсоединил части слова «we» и «blog» и в дальнейшем Э. Уильямс, который
является одним из основателей Blogger и Twitter, начал использовать уже слово «blog» [14, с. 17].
Исследователи отмечают, что хотя понятие блога в его
современном виде появилось только в конце 90-х годов, первые блоги существовали
задолго до этого. «Блогами», то есть ресурсами с личным взглядом на любые
явления, где записи отображаются в обратном хронологическом порядке (от новых к
старым), можно назвать и некоторые новостные группы в ранней сети Usenet, и
пользовательские файлы с расширением .PLAN из операционной системы Unix. Если
же рассматривать блоги в современном виде, то первопроходцем можно назвать
домашнюю страницу links.net, заведённую в 1994 году студентом Суортмор-колледжа
Джастином Холлом для того, чтобы делиться интересными ссылками [16].
В современной науке понятие блогов рассматривают с разных
точек зрения. Соответственно, на наш взгляд, можно выделить несколько основных
подходов к пониманию сущности блога:
—
технический;
—
социологический;
—
журналистский;
—
маркетинговый.
Согласно техническому подходу под блогом понимают веб-сайт,
главное содержание которого составляют записи, изображения или мультимедиа,
которые регулярно добавляются [3]. Следовательно, в этом определении
подчеркнуто основное техническое свойство блога, которое отличает его от других
медиа-продуктов, – свойство постоянного обновления и дополнения информации.
Более детально характеризует блог с точки зрения
технического подхода следующее определение: «это периодически обновляемая лента
сообщений, где заметки (посты) размещаются в обратном хронологическом порядке и
могут быть прокомментированы читателем» [21, с. 3]. В данном определении
детализированы опять же технические аспекты построения блога, в частности
указывается на особенности размещения постов и возможности добавления
комментариев в блоге.
Технический аспект анализа сущности блога требует
характеристики его технической структуры. Основными ее составляющими являются: посты
(информационные сообщения автора блога, которые могут быть выражены в текстовом
виде, в виде иллюстраций или мультимедийных материалов); комментарии к ним; теги;
аватар; анкета автора (блогера) [21,
с. 3]. Так, в общем
виде блог является лентой записей, которые расположены в обратном
хронологическом порядке. То есть, читатель в первую очередь видит запись,
сделанную последней. Такое построение записей позволяет пользователям
отслеживать наиболее актуальные и свежие публикации. Это создает дополнительные удобства для
получателя информации. Кроме того, четкая хронологическая последовательность
постов способствует облегчению поиска нужного материала. Особенную роль в структурной организации
блога играют комментарии под записью. Они создают предпосылки обеспечения
блогом не только передачи информации, но
полноценного коммуникационного процесса, в ходе которого происходит обмен
мнениями и информацией.
Рядом с такими «техническими» описаниями блогов на сегодня
распространенными становятся определения блога с позиции социологии. При таком
подходе ряд исследователей, в частности, А.А. Попов, определяют блогинг как
форму интернет-коммуникации, которая основана на ведении веб-дневников
пользователями и их языковому взаимодействию с читателями относительно контента
дневниковых интернет-записей [21, с. 4]. Следовательно, социологический подход
к интерпретации сущности блога предусматривает понимание под данным термином
специфического средства коммуникации, а блогерство будет пониматься как
специфическая коммуникационная деятельность. При этом блогерская активность
являет собой степень проявления возможностей и способностей индивида как члена
социума и способствует превращению личности из объекта в субъект социальных
отношений.
В то же время, при журналистском подходе термин «блог»
определяется путем отнесения его к средствам массовой информации. В рамках
данного подхода исследователи сравнивают блоги и другие СМИ. При этом
блогерство как произвольное, неформальное, непредвзятое информирование через
социальные сети, Интернет-СМИ, Интернет-форматы традиционных СМИ исследователи
(например, В.А. Никитенко [17], А.В. Тихонова [28]) называют народной,
гражданской, альтернативной журналистикой, а блоги относят к «новым медиа»
(нью-медиа). В целом, журналистский подход трактовки исследуемого понятия, в
подавляющем большинстве, высказывает точку зрения, согласно которой блог – это
сетевой журнал. При этом тема идентичности блогов и СМИ является дискуссионной
для журналистов и блогеров.