Курсовая с практикой на тему Интерактивные технологии как средство реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения интерактивных
технологий в обучении иностранному языку. 6
1.1 Сущность компетентностного подхода к обучению
иностранному языку 6
1.2 Понятие «интерактивная технология обучения».
Классификация интерактивных технологий и принципы применения. 14
Выводы по главе 1. 18
Глава 2. Опыт реализации интерактивных технологий в
иноязычном образовании 20
2.1 Методика применения интерактивных технологий обучения
английскому языку в рамках компетентностного подхода. 20
2.2 Экспериментальная проверка реализации методики
применения интерактивных технологий на уроках английского языка. 32
Выводы по главе 2. 38
Заключение. 39
Список использованных источников. 42
Введение:
первостепенной задачей
ставится формирование иноязычной компетенции обучающихся. Коммуникативная
компетенция включает в себя способность учеников к адекватному взаимодействию с
носителями изучаемого языка в ситуации межкультурного общения. При этом следует
учитывать, что иноязычная компетенция представляет собой совокупность различных
навыков и умений, среди которых ключевой является коммуникативная компетенция.
Уровень сформированности иноязычной
компетенции школьника во многом обуславливается качеством приобретенного навыка
по применению лексики в конкретных коммуникативных ситуациях. Более того,
именно лексика в составе языка представляет собой важный компонент речевой
деятельности, которая включает в себя и говорение, и чтение, и письмо.
На сегодняшний момент,
имеющиеся практики осуществления иноязычной образовательной деятельности в
школе, часто не позволяют достичь требуемого результата, а именно, сформировать
надлежащий уровень владения лексикой изучаемого языка в заданном
коммуникативными ситуациями-темами объеме. Этот факт существенно затрудняет
эффективность межкультурной коммуникации для выпускников российских школ. Также
стоит отметить, что современные дидактические технологии предлагают
разнообразные возможности по повышению лексической компетенции при изучении
иностранного языка. Поскольку традиционные методологические подходы часто
демонстрируют недостаточную эффективность, можно говорить о необходимости
выработки иных методологических программ, в основу которых будут положены
интерактивные методы обучения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы
следующих ученых:
— сущность компетентностного подхода к обучению иностранному языку
исследована в работах А. Г. Бермус, И. А. Зимней, Г. П. Гагаринской, А. Ю.
Нагорновой и других;
— современные интерактивные технологии, формы и методы их
применения на уроках иностранного языка описаны в работах Т. И. Коваль, С. Л.
Новолодской, А. В. Шевкун, Д.Б. Эльконин и других;
—
целесообразность применения интерактивных технологий в иноязычном образовании в
рамках компетентностного подхода обоснована в трудах А. А. Базаровой, В. С.
Бронской, Е. К. Григальчик и других.
Цель
исследования состоит в
разработке и апробации комплекса заданий с применением интерактивных технологий
обучения, направленного на овладение коммуникативной (ее интегративными
компонентами соответственно) компетенцией.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку
в школе.
Предметом исследования является применение интерактивных технологий
при развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Развитие
коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения иностранного языка
будет проходить более эффективно при применении на уроках определенного
комплекса заданий с использованием интерактивных технологий.
Объект, предмет и цель
исследования обусловили постановку задач:
1. раскрыть сущность компетентностного подхода в
обучении иностранному языку в школе;
2. рассмотреть особенности интерактивных
технологий обучения, классификацию и принципы применения в контексте
иноязычного образования;
3. определить методику применения интерактивных
технологий в обучении иностранному языку в школе в рамках компетентностного
подхода;
4. экспериментально проверить эффективность
применения авторского комплекса заданий с применением интерактивных технологий
на уроках английского языка.
Методы исследования: изучение научно-педагогической
литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов в области
образования, информационных и образовательных ресурсов сети Интернет,
отечественных и зарубежных учебно-методических пособий по иностранному языку,
рекомендованных Минпросвещением РФ, анализ и синтез, обобщение данных,
тестирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
комплекса заданий, направленного на формирование коммуникативной компетенции у
учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием интерактивных
технологий обучения в рамках компетентностного подхода.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 6».
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Подводя итог
проведенному исследованию, важно отметить, что сущность компетентностного
подхода состоит в том, что он представляет собой наиболее эффективное средство
расширения и укрепления иноязычной коммуникативной компетенции. Компетентностный подход позволяет
осуществлять обучение иностранному языку с учетом реальных потребностей
общества, практики социального межкультурного взаимодействия, основывать
учебный процесс на мотивации учащихся, формировать и развивать ценностные
ориентиры. Коммуникативная компетенция является основой освоения иностранного
языка.
Посредством формирования и закрепления коммуникативной компетенции обучающийся
иностранному языку приближает свои речевые и языковые навыки к речевым и
языковым навыкам носителя языка, что и является конечным результатом изучения
иностранного языка. Стоит подчеркнуть, что коммуникативная компетенция находит
свое отражение в самых разных коммуникативных ситуациях и проявляется через
использование уместных речевых формул, следование просодии иностранного языка и
т.д.
Характерная
особенность интерактивных технологий в иноязычном образовании состоит в том,
что эти методы обучения представляют собой такой способ познания, который
предполагает совместную деятельность преподавателя и обучающегося, наряду с существенно
более высокой мотивацией ученика. Интерактивное обучение подразумевает, что
новый опыт в рамках обучения формируется за счет самостоятельной практической
деятельности, что имеет первостепенное значение именно в контексте иноязычной
коммуникации. В современной дидактике существует множество интерактивных
педагогических технологий, среди которых стоит особо отметить ролевую игру,
дебаты и дискуссию.
Выводы, полученные в
рамках изучения исследовательской литературы по теме работы, а также тот факт, что
в современном школьном иноязычном образовании в России овладение
коммуникативной компетенцией находится на существенно более низком уровне, чем
владение грамматическими правилами и лексическим составом языка, обусловили
необходимость осуществления методического эксперимента. Речь идет об
экспериментальной проверке эффективности интерактивных методов обучения в
иноязычном образовании в целях повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Перед формированием
методического комплекса упражнений, направленного на повышение коммуникативной
компетенции учащихся, был проведен констатирующий эксперимент. Он позволил
выявить недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции у
учащихся российской школы, изучающих английский язык.
Для целей повышения
коммуникативной компетенции была сформирована методика, цель которой –
закрепление и развитие коммуникативных иноязычных навыков в экспериментальном
классе. В рамках этой методики были применены основные интерактивные методы
обучения – ролевая игра, дебаты и дискуссия. Для создания целостности методики
все эти интерактивные методы обучения были объединены одной темой – современные
технологии и их роль в жизни современного человека. Так, в рамках ролевой игры
учащимся было предложено взять на себя разные роли людей, которые в той или
иной степени зависят или работают с современными компьютерными технологиями.
Применение этой образовательной интерактивной технологии формирует у
обучающихся навыки монологической речи на заданную тему, с четко обозначенными
критериями. В рамках дебатов школьникам было предложено сформировать аргументы
и контраргументы по теме «Modern technologies: Blessing or Cure?». Эта тема
подразумевает наличие как ярко выраженных положительных, так и ярко
отрицательных аспектов, что означает оживленную дискуссию, столкновение двух
точек зрения. Применение этой технологии позволило учащимся учиться вступать в
спор и отстаивать свою точку зрения. Использование такой педагогической
интерактивной технологии как дискуссия позволила учащимся более полно
сформировать коммуникативные навыки, так как формат круглого стола
подразумевает формирование как навыков слушания, так и навыков говорения в
рамках заданной темы. Речь также идет о развитии и закреплении навыков
диалогической речи.
Завершающим этапом
настоящего исследования стало проведение обобщающего эксперимента. Он был осуществлен
по результатам внедрения методики, основанной на интерактивных методах
обучения, и показал, что сформированная методика отличается своей
эффективностью, так как количество учащихся со средним и высоким уровнем
сформированности иноязычной коммуникативной компетенции существенно возросло в
сравнении с результатами констатирующего эксперимента.
Следовательно, роль
интерактивных технологий обучения в формировании иноязычной коммуникативной
компетенции существенна. Комплексное использование таких интерактивных методов
как ролевая игра, дебаты и дискуссия позволяет осуществить существенное
развитие коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения интерактивных технологий
в обучении иностранному языку 1.1 Сущность компетентностного подхода к обучению
иностранному языку В первую очередь
необходимо отметить, что применение компетентностного подхода в обучении
состоит не в механическом усвоении готового знания учащимися, а в учете
особенностей условий происхождения знания как такового. То есть, на первый план
выходит сама учебная деятельность, поскольку она, приобретая исследовательский
и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения учащимися
[10, C. 41].
Для того, чтобы
понять суть компетентностного подхода, необходимо провести четкое разграничение
понятий «компетенция» и «компетентность».
А.Г. Сергеев,
различая понятия «компетенция» и «компетентность», отмечает, что компетенция включает
в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), которые задаются в отношении определенного круга предметов
и процессов, при этом, они необходимы для осуществления качественной
продуктивной деятельности. По мнению исследователя, компетентность при этом
представляет собой наличие у человека определенной компетенции, которая также
включает и его личностное восприятие предмета деятельности [28, C. 12-15].
Стоит отметить, что
в общей мировой практике образовательной деятельности понятие компетентности
является центральным и основополагающим, поскольку оно базируется на
компетентности личности, которая объединяет в себе интеллектуальную и
практическую составляющую образования. Кроме того, компетентность личности
обладает интегративной природой, так как она формируется за счет однородных или
родственных знаний и опыта, которые имеют непосредственное отношение к самым широким
сферам деятельности [13, C. 101].
И.Д. Рудинский
указывает, что опыт, накопленный в области применения компетентностного подхода
в образовании, позволяет характеризовать ключевые компетенции как универсальные
навыки и способности, которые дают человеку возможность должным образом
оценивать конкретную ситуацию и достигать высоких результатов в своей
профессиональной деятельности [25, C. 46].
В контексте развития
компетенции в рамках изучения языка, И.А. Зимняя подчеркивает важность
достижения грамотного уровня владения языком и надлежащей коммуникативной компетенции
на иностранном языке [11, C. 19].
А.В. Хуторской
замечает, что в современной методике под компетенцией понимается не столько «осведомленность,
совокупность знаний» (если речь идет о знании языка), но и «способность» (если
речь идет о умениях и навыках и практическом владении языком) [33, C. 141].
Следовательно, в
рамках лингводидактики языковая компетенция воспринимается как инструментализированное
знание, совокупность конкретных умений, сформированных в практике коммуникации
и обучения.
В то же время, в
психолингвистической науке был выработан принципиально иной взгляд на языковую
компетенцию, который нашел свое отражение в трудах отечественных психологов
(Б.И. Додонова, А.А. Леонтьева) и был обобщен современным исследователем Е.Д.
Божович [5, C. 89].
С точки зрения
исследователя, языковая компетенция представляется психологической системой, которая
включает в себя следующие компоненты:
1. данные речевого опыта, накопленного ребенком в процессе
общения и деятельности;
2. знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школьного)
обучения [5, C. 103].
Кроме того, важно
отметить, что в рамках современной системы образования и в соответствии с
образовательным стандартом именно достижения языковой компетенции является
основной целью иноязычного образования в современной российской школе.
По мнению А.Г.
Бермус, компетентностный подход, в том числе, и при изучении иностранных
языков, основывается на деятельностном подходе и является его логическим
продолжением [2, C. 78].
И.Л. Бим
подчеркивает, то «компетентностный подход есть не что иное, как дальнейшее
развитие деятельностного подхода к образованию, ориентированного на результаты
формируемых видов деятельности, выступающие как в форме материальных продуктов
(…), так и в форме духовных приращений, в том числе в форме знаний, навыков,
умений, ценностных ориентаций и хотя бы минимального опыта в практическом
осуществлении формируемых видов деятельности» [3, C. 14].
Важно отметить
также, что применение компетентностного подхода позволяет расширять прагматическую
составляющую цели обучения, поскольку в процессе обучения языку учащиеся
развивают свою коммуникативную компетенцию, посредством которой происходит
формирование остальных ключевых и (на профильном этапе обучения) самых
элементарных основ профессиональных компетенций с целью решения задач
социальной деятельности в её различных сферах [14, C. 167].
В рамках обучения в
школе ключевые компетенции учащихся формируются при помощи всей совокупности
образовательных предметов. Как указывает Е.В. Прилипко, специфика изучения
иностранного языка состоит в том, что он содержит в себе широкий перечень
компетенций, которыми необходимо овладеть для надлежащего использования языка в
речи [24, C. 90].
В рамках настоящего
исследования будут рассмотрены особенности применения принципов
компетентностного подхода в 9 классе средней общеобразовательной школы, по этой
причине, необходимо кратко охарактеризовать особенности реализации этого
подхода применительно к учащимся указанной возрастной группы. В рамках предмета
«Иностранный язык» в общеобразовательной школе в старших классах представляется
возможным развивать ключевые компетенции, нацеливая школьников на выполнение
соответствующих видов коммуникативной деятельности. Ключевые компетенции
формируются в процессе развития коммуникативной компетенции и в условиях
взаимодействия всех четырёх компонентов содержания обучения иностранному языку:
материального, идеального, процессуального и ценностно-ориентированного [27, C. 72; 11, C. 118; 2, C. 91].
Таким образом, применительно к иноязычному
образованию, компетентностный подход может быть реализован следующим образом:
1. Наряду
с личностно-ориентированным, компетентностный подход представляет собой ведущую
образовательную парадигму в методологическом плане.
2. Компетентностный
подход позволяет осуществлять обучение иностранному языку с учетом реальных
потребностей общества, практики социального межкультурного взаимодействия,
основывать учебный процесс на мотивации учащихся, формировать и развивать
ценностные ориентиры. В значительной степени решению этих задач способствует
развитие ключевых компетенций в процессе обучения иностранному языку.
3. Обучение
иностранному языку на старшем этапе способствует формированию
профориентационной компетенции, которая занимает особое место среди ключевых
компетенций. В большой степени формированию этой компетенции могут
способствовать профессионально ориентированные элективные курсы, а также
инновационные формы работы – такие как проектная деятельность, деловые игры и
др.
В рамках настоящего исследования акцент будет сделан
на оценке эффективности формирования коммуникативной компетенции в рамках
принципов компетентностного подхода. По этой причине, необходимо более подробно
рассмотреть особенности этой компетенции в контексте изучения иностранного
языка. Понятие
«коммуникация» характеризуется широтой своего применения в самых разных
областях деятельности человека. В самом общем смысле коммуникация представляет
собой передачу информации от адресанта сообщения ее адресату [6, C. 6]. Межличностная
коммуникация является процессом передачи информации от одного человека другому,
она осуществляется либо в рамках личного взаимодействия участников, либо при
помощи различных коммуникативных технологий.
По сути, в понятие
«коммуникация» вкладывается как механический, так и деятельностный аспекты. С
одной стороны, речь идет об обмене информацией, а с другой – о создании
некоторой общности, в границах которой коммуниканты осмысливают получаемую
информацию и соотносят свои мысли с мыслями партнера, при этом создается
определенная степень взаимопонимания [20, C. 107].
Поскольку в рамках теории
педагогики установлено, что именно компетенциям необходимо обучать в рамках
системы образования, отдельной выделяемой категорией является коммуникативная
компетенция. С точки зрения Е.И. Литневской, коммуникативная компетенция
подразумевает «овладение всеми видами речевой деятельности и элементами культуры
устной и письменной речи, основными умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сфер и итуациях общения» [18, C. 39].
В свою очередь, И.А.
Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как «умение человека играть
роль субъекта коммуникативной деятельности общения» [11, C. 27].
С точки зрения Н.И. Гез,
коммуникативная компетенция представляет собой «умение корректно применять язык
в разных социально-обусловленных обстоятельствах» [8, C. 141].
По мнению М.Р. Львова,
«коммуникативная компетенция есть понятие, обозначающее знание языка (родного и
неродного), его фонетических особенностей, лексических и грамматических единиц,
стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и видами речевой
деятельности – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных,
профессиональных, культурных требований человека, причем коммуникативная
компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате
специального обучения» [19, с. 92].
Поскольку настоящее
исследование посвящено проблеме формирования коммуникативной компетенции, стоит
отметить, что «формирование» представляет собой хорошо организованный
воспитательный процесс, настраивающий личность на позитивные эмоции и
обеспечивающий организацию дальнейшего процесса воспитания и обучения [30, C. 148]. Следовательно, формирование
коммуникативной компетенции подразумевает специальную работу, цель которой –
развитие способностей учащихся к межкультурному и иноязычному общению на
достаточно высоком уровне.
И.Л. Бим приводит
определенные составляющие коммуникативной компетенции, среди которых:
1. языковая компетенция;
2. тематическая компетенция;
3. социокультурная компетенция;
4. компенсаторная компетенция.
Исследователь также
указывает на неразрывную связь этих интегративных аспектов коммуникативной
компетенции с навыками письма, чтения, говорения, аудирования [4, C. 61].
С точки зрения В.В.
Сафоновой, коммуникативная компетенция включает в себя такие компоненты как:
1. языковая компетенция;