Курсовая с практикой на тему Интерактивные методы и приемы обучения французскому языку на начальной ступени обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы понятия “интерактивные методы и приемы 8
1.1 Понятие “интерактивных методов и приемов” и их использование при обучении иностранному языку 8
1.2 Классификация интерактивных методов и приемов 10
1.3 Мотивация и психологические особенности обучающихся, влияющие на мотивацию 12
1.4 Психолого-возрастные особенности обучающихся в основной школе и их учет при обучении французскому языку 15
Глава 2. Использования интерактивных методов и приемов на начальной ступени обучения французскому языку 18
2.1 Алгоритм применения аутентичных аудио- и видеоматериалов в процессе обучения французскому языку 18
2.2 Использование ролевых игр, дебатов и дискуссий в качестве приёмов вовлечения в интерактивную деятельность 26
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что, используя интерактивный подход к обучению иностранному языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы. Базисным принципом интерактивных методик является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся ситуации различного характера (от социально-бытовых до проблемных). Ситуации эти реализуются через работу в группах (коллективная работа), но при этом все эти принципы являются одновременно личностно-ориентированными и эффективней всего реализуются в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями.
Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда преподаватель спрашивает / побуждает обучающегося к речевой деятельности – обучающийся отвечает. Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый обучающийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.
Именно при организации «многостороннего» общения на занятии иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.
Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на занятии не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Актуальность исследования
Объект исследования – французский язык на начальной ступени обучения.
Предмет исследования – интерактивные методы и приемы обучения французскому языку на начальной ступени обучения.
Цель исследования – рассмотреть интерактивные методы и приемы обучения французскому языку на начальной ступени обучения.
Задачи:
— рассмотреть понятие “интерактивных методов и приемов” и их использование при обучении иностранному языку.
— охарактеризовать классификацию интерактивных методов и приемов.
— представить мотивацию и психологические особенности обучающихся, влияющие на мотивацию.
— изучить психолого-возрастные особенности обучающихся в основной школе и их учет при обучении французскому языку.
— представить алгоритм применения аутентичных аудио- и видеоматериалов в процессе обучения французскому языку.
— проанализировать использование ролевых игр, дебатов и дискуссий в качестве приёмов вовлечения в интерактивную деятельность.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
— учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
— активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
— активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
— педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
-труды в области дидактики, психологии, методики образования в школе;
-программы по изучению иностранного языка в общеобразовательных учебных заведениях;
— исследования по проблемам развития познавательных интересов;
Основными методами исследования явились:
-изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
-анализ содержания различного дидактического материала;
-наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.
-педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на уроке французского языка.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Заключение:
Формирование организации образования происходило с развитием человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал метод индивидуальной групповой подготовки. В начале XVII в. эти формы организации образовательного процесса не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, ставшие основой классовой системы.
Использование интерактивной обучающей модели включает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование любого участника образовательного процесса или любой идеи. Это учит гуманному и демократическому подходу к модели.
Интерактивные методы обучения также гарантируют, что цели первых трех уровней будут достигнуты более эффективно, чем методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением этого тезиса может служить пирамида запоминания.
Методы, должны смещать акцент различных видов упражнений на активную умственную деятельность учеников, что требует знания определенных языковых средств для их конструирования.
Для того чтобы добиться всех этих факторов необходимо постоянно использовать на уроке аутентичный материал, к числу которого отнести можно песни. Место и роль песни в таком сложном процессе, как обучение иностранным языкам, определить достаточно сложно, поскольку важно создать на уроке не только доброжелательную атмосферу, но и добиться тех целей, которые учитель ставит. Оправданность использования песен на уроке иностранного языка демонстрирует тот факт, что с ее помощью можно создать адекватную мотивацию обучающихся, поскольку в работе с песней используются различные методы и средства обучения: словесные, наглядные, практические, а также прививается учащимся особенности иноязычной культуры.
В настоящее время уроки с использованием нетрадиционных заданий являются наиболее актуальными. На современном уроке учитель использует игры, песни, ИКТ, песни, которые мотивируют обучающихся к изучению иностранного языка, делают урок интересным, на уроке преобладает непринужденная атмосфера. Каждый учитель знает, что только от него зависит насколько ярким и запоминающимся будет изучение иностранного языка в школе. С самого начала учитель готовится к своим урокам так, чтобы не обмануть ожидания детей. Повышение мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету – это вопрос, который волнует каждого учителя. Если вложить образовательное содержание в песню, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Известно, что песня отражает картину мира носителей языка, их страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается чужая культура.
Работа с песней демонстрирует, что у каждой культуры есть свои специфические черты, особенности, что представители различных культур могут видеть одинаковые вещи совершенно по-разному, таким образом, у обучающихся формируется межкультурная компетенция, что на современном этапе является одним из важных аспектов обучения иностранным языкам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ»
1.1 Понятие «интерактивных методов и приемов» и их использование при обучении иностранному языку
Технологии преподавания иностранных языков постоянно меняются. Цивилизация диктует новые нормы, знание быстро устаревает. Для формирования успешной языковой личности необходимы более современные подходы к обучению.
Как отмечала Г.Л. Салтовская в работе «теоретические основы новых технологий преподавания иностранных языков», основной целью современной лингвистики является формирование языковой личности «нового типа». Человек «нового типа» — это человек, который способен и готов вести межкультурное общение в различных формах речи и социокультурной деятельности в условиях активного социального взаимодействия с представителями других культур [20]. Чтобы сформировать эту личность, учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы ученики стремились к самостоятельному поиску знаний, постоянному желанию находить и понимать новые вещи.
В статье «Интерактивные технологии обучения» К.Е. Казарянц и Е. Кочарова подчеркивают, что «интерактивное обучение – это, прежде всего, интерактивное обучение, вкладом которого является взаимодействие не только учителя и ученика, но и учеников друг с другом». Технологии интерактивного обучения обладают рядом особенностей, которые позволяют им достаточно эффективно использовать в процессе обучения: Организация процесса приобретения нового опыта и доступного обмена; возможность максимально использовать личный опыт каждого ученика; использование социального моделирования (разыгрывания жизненных ситуаций) [9].
В. Никишина в статье «Интерактивные методы преподавания иностранного языка» отмечает, что «на любом уровне преподавания иностранного языка как овладение системой языковых норм и речью изучаемого языка, так и развитие их умения использовать полученные знания, сформированные навыки и способности одинаково важны для передачи соответствующей информации, выражения своих мыслей в различных речевых ситуациях» [11].
В книге «Использование интерактивной доски на курсах иностранных языков в лицее» Е. С. Красножонова сообщает о преимуществах использования интерактивных методов обучения, а именно использования интерактивной доски для преподавания различных видов языковой деятельности.
Так, при преподавании грамматики можно использовать цветные карандаши, которые помогают выделить основной элемент и привлечь к нему внимание (например, при дифференцировании глагольных форм, указании места вспомогательного глагола и т.д.) [12].
Таким образом, используя интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку, можно быстро заметить их эффективность.
В соответствии с требованиями нового ФСО преподавание иностранного языка в школе должно выйти на принципиально новый уровень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности «нового типа». Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь. Вот почему урок современного французского языка должен быть построен совершенно по-новому. В этом отношении использование интерактивных методов в процессе обучения имеет неоспоримое преимущество как для студентов, так и для преподавателей.