Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Интеллектуальный капитал как фактор экономического роста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 5
1.1. Понятие интеллектуального капитала и его основные компоненты 5
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала 10
1.3. Методы и модели измерения интеллектуального капитала 13
1.4. Роль интеллектуального капитала в современной экономике 15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ состава интелектуального капитала предприятия 21
2.3. Оценка эффективности управления интеллектуальным капиталом предприятия 25
3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В ООО «АШАН» НА ОСНОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ 29
3.1. Основные мероприятия в сфере развития интеллектуального капитала ООО «Ашан» 29
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования, обусловлена тем, что интерес к интеллектуальному капиталу коренится в деятельности, которая повышает стоимость компании. Наблюдения за рынком указывают на тот факт, что гудвил (материальные) ресурсы были решающими для компании. Этот фактор, участие которого приобретало все большее значение, заключался в способности использовать нематериальные ресурсы, то есть обладать интеллектуальным капиталом. Нематериальные активы в настоящее время не включены в традиционную бухгалтерскую отчетность, но тем не менее интуитивно оцениваются внешними инвесторами. Они осознают тот факт, что успех предприятия определяется не только финансовыми и материальными активами, но и такими факторами, как квалификация занятого интеллектуального капитала, узнаваемый на рынке бренд, контакты с клиентами и т. д.
Правильное использование интеллектуального капитала создает основу для получения стратегического преимущества на рынке. Вот почему во все большем количестве компаний в мире уже определено, что знания сотрудников и отношения между ними и компанией могут быть гораздо более важными активами.
Интеллектуальный капитал — это знания, соответствующий опыт, организационные технологии, хорошие отношения с клиентами и все навыки, которые позволяют компании достичь конкурентного преимущества на рынке. Интеллектуальный капитал также можно рассматривать как язык мышления и набор методов работы, связанных с носителями будущих результатов деятельности предприятия. Интеллектуальный капитал — это все нематериальные ресурсы или их преобразования, которые находятся под контролем организации и повышают ее ценность. Знания сотрудников и менеджмента всегда являются основой интеллектуального капитала.
Итак, целью исследования в данной работе является анализ влияния интеллектуального капитала как фактора экономического роста на предприятие.
В связи с поставленной целью определяются следующие задачи работы, которые необходимо решить в рамках данного исследования:
— привести понятие интеллектуального капитала и его основные компоненты;
— определить функции и особенности интеллектуального капитала;
— рассмотреть методы и модели измерения интеллектуального капитала;
— выявить роль интеллектуального капитала в современной экономике;
— привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
— провести анализ состава интеллектуального капитала предприятия;
— провести оценку эффективности управления интеллектуальным капиталом предприятия;
— разработать основные мероприятия в сфере развития интеллектуального капитала ООО «Ашан»;
— привести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Ашан».
Предметом исследования – влияние интеллектуального капитала на экономический рост предприятия.
Работа построена на использовании отечественной и зарубежной литературы, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, информационно-аналитических разработок специалистов-практиков в области влияния интеллектуального капитала предприятия на его экономический рост.
Методы исследования: в данной работе применялись методы логического, системного и комплексного подходов в исследовании вопроса, статистический и математический методы.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что научно обоснованные выводы, предложения и рекомендации, представляя теоретический и практический интерес, могут быть использованы современными предприятиями.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:
Интеллектуальный капитал можно определить как нематериальные ресурсы компании, которые не имеют физического или финансового значения. Эти ресурсы находятся под наблюдением организаций, которые влияют на получение дополнительной прибыли. Они также оказывают существенное влияние на качество работы компании.
Сотрудники — это не только профессионалы своего дела, но и люди, не имеющие соответствующих технических и предметных знаний. В случае с первым сотрудником очень важно инвестировать во внутреннее и внешнее обучение, участие во всевозможных отраслевых семинарах. Однако в случае сотрудников второго типа (стоимость жизни которых намного ниже) для владельца компании очень важно передавать соответствующие знания, вкладывать средства в ее развитие и, как следствие, в значительную привязанность и лояльность к организации. Положение компании на рынке также связано с необходимостью применять и постоянно улучшать интеллектуальный капитал. В том случае, если компания носит служебный характер, наиболее важным фактором является приобретение клиента, постоянная проверка его потребностей и не отставание от них. Также необходимо обращать внимание на то, по каким информационным каналам потребитель достиг компании, и развивать каналы, которые приносят наибольшую пользу (потенциальным клиентам), и обеспечивать правильные отношения между клиентом и компанией.
Реализация всех функций интеллектуального капитала возможна только при соответствующем институциональном сопровождении данных процессов, а именно при развитии института интеллектуальной собственности. Отдельные структурные составляющие интеллектуального капитала являются формами материализации идей и знаний, при этом они закрепляют право собственности на эти знания. Применяются во всех отраслях социально-экономической жизни общества, обеспечивают рост конкурентных преимуществ.
В качестве объекта исследования нами было выбран филиал сети супермаркетов ООО «Ашан», расположенного по адресу: Щелковский р-н, г. Щелково,Богородский мкр, влад. 9 А, Москва.
ООО «Ашан» постоянно развивается и растет, всех новичков встречают в дружественной обстановке, помогая адаптироваться в кратчайшие сроки. Сотрудники компании получают необходимое дополнительное обучение.
На основании проведенного исследования можно определить, такие проблемы:
— плановая выработка сильно отличается от фактической выработки. Это вновь показывает недостаточную квалификацию работников и нехватку рабочего персонала. В соответствии с текущей выработкой определим необходимую численность.
— недостаток работников вследствие чего невыполнение поставленного плана; в результате низкой выработки можно сделать вывод о низкой квалификации рабочих; выявлена потеря времени вследствие прогулов; нет необходимого повышения квалификации работников.
ООО «Ашан» за счет совершенствования системы развития интеллектуального капитала необходимо является внедрение целостного процесса планирования, оценки и обучения интеллектуального капитала, подтверждается основными потребностями работников. Поэтому, использование кадровой службой предприятия системы мониторинга позволит построить действенную систему развития работников для эффективного исполнения возложенных на них функций.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

1.1. Понятие интеллектуального капитала и его основные компоненты

Интеллектуальный капитал можно определить как нематериальные ресурсы компании, которые не имеют физического или финансового значения. Эти ресурсы находятся под наблюдением организаций, которые влияют на получение дополнительной прибыли. Они также оказывают существенное влияние на качество работы компании.
Интеллектуальный капитал также может быть представлен как активы знаний или интеллектуальные активы. Это разница между стоимостью компании на рынке и ее финансовой стоимостью. «Интеллектуальный капитал, следовательно, является нефинансовым капиталом, который отражает скрытый разрыв между рыночной и учетной стоимостью» .
Интеллектуальный капитал состоит из: знаний, опыта, технологий, отношений с клиентами, навыков. Следует отметить, что стоимость интеллектуального капитала современных предприятий во много раз превышает балансовую стоимость. Балашова М.А. выделяет структурный капитал, который состоит из отношений с окружающей средой, организацией и развитием; и человеческий капитал — компетенции, отношения, инновации .
Стоит подчеркнуть, что основным компонентом любого определения интеллектуального капитала является знание. Они используют знания во всех процессах компании для создания положительной ценности.
Развитие интеллектуального капитала может быть заблокировано менеджерами, которые не хотят делиться властью и знаниями. Это связано с отсутствием идентификации с компанией (модель карьеры все меньше и меньше связана с продвижением в компании), краткосрочной лояльностью к проектам, а не со всем периодом работы, предпочтением работы в командах со слабой иерархией и лидерством, неспособностью организации обеспечить безопасное будущее для сотрудников .

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы интеллектуального капитала 6
1.1. Сущность интеллектуального капитала 6
1.2. Роль интеллектуального капитала в экономике 10
2. Оценка интеллектуального капитала компании 17
2.1 Характеристика деятельности фармацевтической 17
группы компаний «Протек» 17
2.2 Оценка интеллектуального капитала группы 22
компаний «Протек» методом VAIC 22
2.3 Проблемы, возникающие при оценке 24
интеллектуального капитала компании 24
3.Проблемы и перспективы интеллектуального капитала в России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

 

  

Введение:

 

Долгие годы компании делали акцент на материальные ресурсы, однако, за последние десятилетия экономика сильно изменилась, и в качестве доминирующих факторов постепенно на первое место стали выходить знания и интеллектуальный капитал.
На сегодняшний день успех деятельности организации, ее результативность и стабильность в большей степени зависят от квалифицированного персонала. Знания, опыт, навыки сотрудников непосредственно влияют на «жизнь» организации.
Человеческий капитал становится основным фактором формирования и развития экономики. Знания, опыт, навыки, инициатива, которыми владеет персонал, все это повышает качество работы всей организации, влияет на дальнейшую прибыль, на расширение каналов сбыта продукции или услуг и в целом на ведение бизнеса.
Поэтому на современном этапе важной задачей руководства является эффективное управление командой и акцентирование внимание на наиболее результативных сотрудников. Данная задача должна достигаться с помощью успешного использование человеческого потенциала.
Оценка интеллектуального капитала и нематериальных активов важна для предприятий и отраслей в целом.
Интеллектуальный капитал – важный источник конкурентного преимущества, а также капитал, генерирующий процесс преобразования знаний в новый товар или услугу.
Несмотря на значительный интерес отечественных и зарубежных экономистов к категории интеллектуального капитала, данная область до сих пор остается малоизученной. По мнению исследователей одной из основных причин является отсутствие единого подхода к определению понятия «интеллектуальный капитал», что, в свою очередь, определяет актуальность настоящей работы. В связи с этим, цель настоящей статьи заключается в рассмотрении подходов к определению понятия «интеллектуальный капитал» и выявлению его особенностей. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: рассмотрение теоретических основ понятия «интеллектуальный капитал», анализ его определений, предложенных зарубежными и отечественными экономистами, выявление отличительных особенностей данного понятия. На сегодняшний день исследование интеллектуального капитала становится особенно актуальным в связи с модернизацией и инновационным развитием, с построением экономики, базирующейся на знаниях, формированием национальной инновационной системы, стимулирующей разработку и использование новейших знаний и технологий, производств на их основе.
Следовательно, новые технологии, знания и умения становятся неотъемлемым условием для устойчивого и качественного развития фирмы. Ученые выделяют несколько предпосылок, которые послужили причинами развития теории интеллектуального капитала. Во-первых, постепенное истощение природных запасов и рост материального капитала: добыча и использование традиционных ресурсов связаны с большими затратами, в то время как стоимость копирования информации равна нулю. Во-вторых, все больше людей старается получать образование, и постоянно повышает его уровень, поскольку спрос на высококвалифицированных специалистов обеспечивает высокую заработную плату. Поэтому во многих компаниях существуют внутрикорпоративные системы повышения квалификации, обеспечивающие непрерывный рост интеллектуального капитала организации.
В-третьих, инвесторы стремятся получить наиболее детальную информацию о деятельности фирмы, чтобы раньше конкурентов приобрести ценные бумаги наиболее перспективных фирм. Наконец, в-четвертых, если на благо фирмы трудятся лучшие специалисты в своей области, то это гарантирует рост конкурентоспособности компании и получение дополнительной прибыли.
Следовательно, сегодня успех фирмы зависит не от традиционных факторов производства, а от эффективного использования человеческого разума, лежащего в основе интеллектуального капитала.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сейчас интеллектуальный капитал является большей ценностью для компании, нежели физические активы и финансовый капитал. Именно благодаря использованию специальных знаний, обучению персонала, правильному сотрудничеству с партнерами, поставщиками и потребителями, организация получит большего эффекта в качестве прибыли, развития и роста.
Целью работы является изучение интеллектуального капитала.
Задачи:
 Раскрыть сущность интеллектуального капитала;
 Исследовать интеллектуальный капитал предприятия;
 Исследовать проблемы и перспективы интеллектуального капитала.
Предметом исследования является интеллектуальный капитал компании и методы его оценки.
Объектом исследования выступает фармацевтическая группа компаний «Протек».
Для исследования темы послужили учебные пособия, периодические издания в сфере изучения интеллектуального капитала, а также Интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе раскрывается сущность интеллектуального капитала. Во второй главе исследован интеллектуальный капитал на примере предприятия. В третьей главе исследованы проблемы и перспективы интеллектуального капитала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>1. Теоретические основы интеллектуального капитала</p>
<p>1.1. Сущность интеллектуального капитала</p>
<p>Интеллектуальный капитал становится основным движущим фактором &laquo;экономики знаний&raquo;. Предприятия все больше инвестируют в формирование и развитие интеллектуального капитала, постоянное обучения персонала, использование интеллектуальной собственности. Главной задачей современного предприятия становятся грамотное использование интеллектуального капитала.<br />Сегодня существует множество подходов к определению понятия &laquo;интеллектуальный капитал&raquo;. Дж. К. Гэлбрейт (1969г.) приравнивал интеллектуальный капитал к интеллектуальной деятельности . Т. Стюарт (1991 г.) представляет его в виде знаний, которыми обладает работник предприятия. <br />С тех времен, определение не раз корректировалось и уточнялось. Причем специалисты из разных областей (журналисты, экономисты, юристы и другие) вкладывают в смысл определения такое содержание, которое основывается на их сфере деятельности. Стивен Уоллман (1995), утверждал, что интеллектуальный капитал &mdash; это активы, стоимость которых, согласно, балансовому отчету, равна нулю. Губерт (1996) включал в это понятие три элемента: человеческий, потребительский и структурный капитал . Выходит, что значение определения во многом зависит от сферы деятельности и целей анализа.<br />Исследования показывают, что существующие концепции имеют различия и в структурном составе капитала. Многие ученые, говоря о интеллектуальном капитале, подразумевают сочетание человеческого, организационного и клиентского капитала. Человеческий капитал определяют, как сочетание умственных способностей человека, его навыки и знания, способность к творчеству. <br />Организационный капитал принято рассматривать с точки зрения конечного результата умственной деятельности человека. Это может быть программное обеспечение, патент, товарный знак. Клиентский капитал (потребительский) создается на основе взаимодействия предприятия со своими клиентами. Фактически, он представляет собой отношения между предприятием и его клиентами, которые определяются лояльным поведением последних.<br />Ольга Колпакова в структуре интеллектуального капитала выделяет человеческий, структурный и эмоциональный капитал (он формирует организационно-экономический механизм управления предприятием) .<br />Основным источником интеллектуального капитала является человеческий капитал. Он подразумевает знания, умения, навыки и опыт человека, его компетенция и мотивация, а также творческие и управленческие способности. Здесь также следует учесть способность преобразовывать знания в инновации и другие характеристики, без которых невозможно представить личность.<br />Следующим элементом является организационный капитал, который представляет собой совокупность технологий, программного обеспечения, систем управления. Он призван преобразовывать знания в ценность и подразделяется на интеллектуальную собственность и процессный капитал.<br />Первое — включает ноу-хау, патенты и лицензии (то есть законные права) и неосязаемые активы (идеи), что может обеспечить рост конкурентоспособности предприятия в будущем. Процессный капитал включает в себя инфраструктурное обеспечение (информационные системы), корпоративную культуру и стратегию.<br />Последний элемент — отношенческий капитал, который подразумевает взаимодействие с клиентами и поставщиками, и определяет еще один прирост стоимости. Сюда принято включать клиентскую базу, репутацию, лояльность потребителей, товарные знаки. Следовательно, капитал отношений обеспечивает часть прибыли за счет отношений с заинтересованными лицами.<br />Исследование показало, что интеллектуальный капитал &mdash; это широкое понятие, которое формируется в результате взаимодействия человеческого, организационного, эмоционального капиталов. Это обеспечивает получение новых знаний и стимулирует инновационную деятельность .<br />Следует понимать, что разделение на элементы условно, существует множество концепций и мнений. На практике, это разделение не обособлено, все элементы связаны. Например, существует модель разделения организационного капитала на интеллектуальную собственность и процессный капитал .<br />Другие разделяют интеллектуальный капитал на внешнюю структуру (потребительский капитал), внутреннюю структуру (организационный капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал).<br />Несмотря на разные мнения, можно с уверенностью сказать, что рассматривать интеллектуальный капитал следует как одно целое, как синергию всех его элементов. Развитие только одной его составляющей не принесет организации больших достижений.<br />В современной экономике все большее значение приобретают ресурсы знаний. К тому же, основной частью совокупного капитала организации теперь является не физический капитал и традиционные ресурсы, а интеллектуальный капитал. Он имеет свои особенности, наиболее важные из них:</p>

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы интеллектуального капитала

1.1. Сущность интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал становится основным движущим фактором «экономики знаний». Предприятия все больше инвестируют в формирование и развитие интеллектуального капитала, постоянное обучения персонала, использование интеллектуальной собственности. Главной задачей современного предприятия становятся грамотное использование интеллектуального капитала.
Сегодня существует множество подходов к определению понятия «интеллектуальный капитал». Дж. К. Гэлбрейт (1969г.) приравнивал интеллектуальный капитал к интеллектуальной деятельности . Т. Стюарт (1991 г.) представляет его в виде знаний, которыми обладает работник предприятия.
С тех времен, определение не раз корректировалось и уточнялось. Причем специалисты из разных областей (журналисты, экономисты, юристы и другие) вкладывают в смысл определения такое содержание, которое основывается на их сфере деятельности. Стивен Уоллман (1995), утверждал, что интеллектуальный капитал — это активы, стоимость которых, согласно, балансовому отчету, равна нулю. Губерт (1996) включал в это понятие три элемента: человеческий, потребительский и структурный капитал . Выходит, что значение определения во многом зависит от сферы деятельности и целей анализа.
Исследования показывают, что существующие концепции имеют различия и в структурном составе капитала. Многие ученые, говоря о интеллектуальном капитале, подразумевают сочетание человеческого, организационного и клиентского капитала. Человеческий капитал определяют, как сочетание умственных способностей человека, его навыки и знания, способность к творчеству.
Организационный капитал принято рассматривать с точки зрения конечного результата умственной деятельности человека. Это может быть программное обеспечение, патент, товарный знак. Клиентский капитал (потребительский) создается на основе взаимодействия предприятия со своими клиентами. Фактически, он представляет собой отношения между предприятием и его клиентами, которые определяются лояльным поведением последних.
Ольга Колпакова в структуре интеллектуального капитала выделяет человеческий, структурный и эмоциональный капитал (он формирует организационно-экономический механизм управления предприятием) .
Основным источником интеллектуального капитала является человеческий капитал. Он подразумевает знания, умения, навыки и опыт человека, его компетенция и мотивация, а также творческие и управленческие способности. Здесь также следует учесть способность преобразовывать знания в инновации и другие характеристики, без которых невозможно представить личность.
Следующим элементом является организационный капитал, который представляет собой совокупность технологий, программного обеспечения, систем управления. Он призван преобразовывать знания в ценность и подразделяется на интеллектуальную собственность и процессный капитал.
Первое — включает ноу-хау, патенты и лицензии (то есть законные права) и неосязаемые активы (идеи), что может обеспечить рост конкурентоспособности предприятия в будущем. Процессный капитал включает в себя инфраструктурное обеспечение (информационные системы), корпоративную культуру и стратегию.
Последний элемент — отношенческий капитал, который подразумевает взаимодействие с клиентами и поставщиками, и определяет еще один прирост стоимости. Сюда принято включать клиентскую базу, репутацию, лояльность потребителей, товарные знаки. Следовательно, капитал отношений обеспечивает часть прибыли за счет отношений с заинтересованными лицами.
Исследование показало, что интеллектуальный капитал — это широкое понятие, которое формируется в результате взаимодействия человеческого, организационного, эмоционального капиталов. Это обеспечивает получение новых знаний и стимулирует инновационную деятельность .
Следует понимать, что разделение на элементы условно, существует множество концепций и мнений. На практике, это разделение не обособлено, все элементы связаны. Например, существует модель разделения организационного капитала на интеллектуальную собственность и процессный капитал .
Другие разделяют интеллектуальный капитал на внешнюю структуру (потребительский капитал), внутреннюю структуру (организационный капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал).
Несмотря на разные мнения, можно с уверенностью сказать, что рассматривать интеллектуальный капитал следует как одно целое, как синергию всех его элементов. Развитие только одной его составляющей не принесет организации больших достижений.
В современной экономике все большее значение приобретают ресурсы знаний. К тому же, основной частью совокупного капитала организации теперь является не физический капитал и традиционные ресурсы, а интеллектуальный капитал. Он имеет свои особенности, наиболее важные из них:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы