Курсовая с практикой на тему Интеллектуальное волонтёрство как инструмент трансформации системы образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Волонтерство как форма социального взаимодействия в образовательной
деятельности. 4
1.1. Теоретичсекие аспекты
изучения волонтерства в сфере образования. 4
1.2. Понятие
«интеллектуальное» волонтерство и его основные направления………………………………………………………………………7
Выводы по 1 главе. 14
2. Разработка проекта по созданию Центра
интеллектуального волонтерства на базе Уральского Федерального Университета. 15
2.1. Оценка студентами
необходимости создания Центра интеллектуального волонтерства. 15
2.2. Разработака проекта по
созданию «Центра интеллектуального волонтерства на базе Уральского Федерального
Университета». 19
Выводы по 2 главе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
Волонтерское движение, уходящее корнями глубоко в историю нашей страны, в
последнее время приобрело поистине всеобъемлющий охват. 2018 год, объявленный
Президентом Российской Федерации Годом добровольца, ярко отразил сплоченность в
деле добровольчества граждан всех возрастов. К волонтерству подключаются от
мала до велика, разделяя ценности взаимопомощи и благотворительности. И чем
больше становится людей, вовлеченных в добровольчество, тем отчетливее видна
необходимость расширения сфер этого вида
деятельности. Волонтерство охватывает
широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи,
официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая
осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на
денежное вознаграждение. Система волонтерства стала активно использоваться и в
образовании, которое получило название «интеллектуальное» или «образовательное
волонтерство».
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения
(ВЦИОМ), молодежь чаще, чем старшее поколение, осуществляет и выражает
готовность к участию в волонтерской деятельности (68% опрошенных выразили
готовность, из них 80% — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет). Несмотря
на то что активно волонтерская деятельность начала развиваться совсем недавно,
а пик роста приходится на 2018 год, сегодня уже сложно встретить человека,
который не знает, кто такой волонтер, какова его роль в жизни общества и чем он
занимается. Основными молодежными площадками, которые объединяют волонтеров и
организуют их деятельность, являются вузы и колледжи. Для образовательного
учреждения волонтерство — это эффективный инструмент социализации и реализации
молодежной политики, а студенту волонтерская деятельность открывает новые
возможности, дает импульс для профессионального и общественного роста.
Интеллектуальное волонтерство также находит свое
применение в образовательной среде в связи с тем, что оно помогает многим молодым
людям узнать что-то новое за рамками учебных программ, научится что-то делать
новое.
Объектом исследования стало интеллектуальное
волонтерство.
Предмет исследования – практика организации
интеллектуального волонтерства в современной системе российского образования.
Цель исследования – проанализировать основные
аспекты внедрения практики социального волонтерства в российскую систему
образования.
Задачи исследования:
1.
Изучить основные подходы к понятию «интеллектуальное волонтерство»,
2. Определить основные
направления интеллектуального волонтерства,
3. Провести исследование представлений студентов о необходимости
внедрения интеллектуального волонтерства,
4. Предложить идею проекта по интеллектуальному волонтерству в
российском вузе.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научной литературы по
теме исследования, обобщение и систематизация,
— практические: опрос, анкетирование,
проектирование и прогнозирование.
Практическая значимость данной работы
заключается в том, что разработанные проект может быть использован в
практической деятельности в системе высшего образования.
Структура исследования. Данное исследование
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, под волонтерством традиционно понимают добровольную и
безвозмездную помощь, которую человек оказывает другому человеку, группе людей
или организации. Волонтерство помогает гражданам
чувствовать свою значимость, причастность к событиям, происходящим в регионе,
способность влиять на какие-то процессы, совершенствовать их. Волонтерство
способствует межкультурной интеграции, развитию патриотизма, формированию
толерантности, сопричастности, общению.
По
своей сути интеллектуальное волонтерство — разновидность навыкового. Такое
волонтерство подразумевает использование узкоспециальных знаний и компетенций.
К интеллектуальному волонтерству относятся, например, веб-разработка,
юридические услуги, переводческая или редакторская деятельность. Интеллектуальное волонтерство, на наш взгляд, это, с одной стороны, особый
вид рассматриваемой деятельности, с успехом применяемый в сфере образования, а
с другой — осознанная жизненная позиция определенной категории людей,
небезразличных к уровню социально-экономического развития региона и страны в
целом. Интеллектуальное волонтерство находит свое применение в образовательной
среде в связи с тем, что оно способно приблизить процесс обучения в высшем
учебном заведении к реальности, представить студентам дополнительную практику,
повлиять на их трудовое воспитание.
В данной
главе представлены резултаты опроса студентов УрФУ. Было выявлено, что все
стуенты так или иначе имеют причастность к волонтерской деятельности. Многие
студенты видят в ней необходимость, но основныеми причинами неучастия в ней –
называют нехватку информации.
Так же и
преподаватели отметили важность создания на базе Университета Центра
интеллектуального волонтерства.
Основными
молодежными площадками, которые объединяют волонтеров и организуют их
деятельность, являются вузы и колледжи. Для образовательного учреждения
волонтерство — это эффективный инструмент социализации и реализации молодежной
политики, а студенту волонтерская деятельность открывает новые возможности,
дает импульс для профессионального и общественного роста. Во многих
образовательных учреждениях создаются волонтерские центры, которые являются
ключевыми инициаторами и реализаторами программ и проектов, но далеко не все
достигают высоких результатов. Безусловно, интеграция волонтерства в основные
процессы образовательного учреждения имеет свои особенности, требует такого же
системного подхода и ответственного отношения, как и запуск любого процесса в организации.
Поэтому в методическом пособии мы собрали основные механизмы развития
волонтерства в вузе и колледже, целевые модели волонтерского центра и алгоритмы
их применения, а также лучшие практики ведущих волонтерских центров, которые
зарекомендовали себя как эффективные команды на федеральном уровне.
Именно
поэтому, был разработан проект по созданию такого центра на базе УрФУ. Были
определены этапы проекта, условия и принципы по его созданию.
Фрагмент текста работы:
. Волонтерство как форма социального
взаимодействия в образовательной
деятельности 1.1.
Теоретичсекие аспекты изучения волонтерства в сфере образования Касаясь самой дефиниции «волонтерства», необходимо отметить, что
волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе
всегда находились люди, для которых способом самореализации,
самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо
других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и
жить [12].
Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX в. в
Европе. А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее
распространение как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех
пор оно успело набрать размах и популярность во всем мире.
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и
солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном
вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи
занимает добровольческая (волонтерская) деятельность — цель, задачи, формы и
методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных
ценностей[17].
Участие в подобного рода деятельности само по себе способно вызвать
позитивные изменения в личности.
Современная молодежь, прошедшая через волонтерские программы и мероприятия
социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую
профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в
духовно-нравственном плане, становятся творческими и деятельными. Для них
потребность улучшить окружающий мир, стремление помогать и заботиться о тех,
кто меньше и слабее, тем, кто остро нуждается в помощи, становиться осознанной
необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требуют вознаграждения
за свой, порой нелегкий, труд.
В настоящее время развитие добровольчества является показателем
социально-педагогической работы современного ВУЗа, готовности педагогов, студентов
и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного
сообщества. А волонтерские практики становятся важнейшим инструментом
формирования у студентов активной гражданской позиции и ответственности[13].
Студенческое волонтерство, как эффективная социальная практика,
способствует преодолению таких серьезных рисков в моодежной среде, как:
-рост потребительских тенденций;
-распространение социальной пассивности;
-падение трудовой этики, деградация смысла труда («работать, чтобы лучше
потреблять»);
-«уход» в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей;
-распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и
табакокурения) и асоциального поведения среди[8].
Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не
только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной
эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для молодежи открываются
возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт
ответственного лидерства. В Указе Президента «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683),
Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение
Правительства от 29 мая 2015
г. №996-р), Концепции развития дополнительного
образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р)
указывается о необходимости развития системы дополнительного образования,
подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в
волонтерские практики, как в учебных заведениях, так и по месту жительства.