Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Интеллектуальное развитие старших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Возрастные особенности детей подросткового возраста 6
1.2. Интеллектуальная сфера подростков 13
Глава 2. Эмпирическое исследование интеллектуального развития старших подростков 16
2.1. Организация и методики исследования 16
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Интеллектуальный потенциал личности является одной из детерминант успешности ее социальной адаптации и самореализации. Изучение особенностей формирования интеллектуального потенциала личности, в частности и старших подростков, открывает возможности для разработки эффективных технологий социальной адаптации подростков с учетом общих закономерностей развития и компенсаторных возможностей становления их личности в онтогенезе.
Будучи по структуре сложным образованием, интеллектуальный потенциал является своеобразным показателем эффективности становления и функционирования личности с нарушениями слуха на каждом возрастном этапе (Б. Ананьев, Б. Богданова, Т. Розанова и др.). Особого проявления динамика формирования составляющих системы интеллектуального потенциала личности приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется интенсивностью психофизических, психических и социальных изменений. Большое значение в интеллектуальном развитии подростков старшего возраста приобретает характер возрастных новообразований, социальной ситуации развития и ведущей деятельности, составляющих содержание механизмов психического развития личности в целом (С. Вовкович, П. Грищенко, В. Зинов, Д. Зубова, К. Кирсанова, Н. Лейтес, А. Маха, А. Писоцкого, Петрова и др.).
Проблемы интеллектуального развития и пути их решения представлены в исследованиях Б. Ананьева, Е. Степановой А. Седуновой, Д. Зубова, А. Ибраева и др. Изучение особенностей интеллектуального потенциала в подростковом возрасте являются единичными (П. Грищенко, А. Маха и др.) и недостаточно комплексно освещают специфику данной проблемы в этот возрастной период.
Анализ интеллектуального развития как диапазона интеллектуальных возможностей личности, представлен в работах Н. Кудрявцевой, А. Седуновой, дал возможность значительно расширить представление об этом феномене. Подтверждением этого является позиция Б. Ананьева и Л. Головей, согласно которой интеллектуальный потенциал личности является целостной функциональной системой интеллектуальных возможностей и ресурсов.
Б. Ананьев отмечал, что интеллектуальное развитие проявляется в успешности интеллектуальной деятельности и психологической «цены» интеллектуального напряжения.
С. Лапаева, А. Есенбаева выделяют две составляющие в структуре интеллектуального развития: актуальные интеллектуальные возможности личности и скрытые интеллектуальные резервы и ресурсы. Однако, выделяя только интеллектуальные компоненты, ученые не учитывают важной роли личностных компонентов, в частности, мотивации для активизации и успешности интеллектуальной деятельности.
Особенности структурной организации интеллектуального потенциала освещены в исследованиях Б. Ананьева, Д. Зубова, А. Седуновой и др. Ученые в структуре интеллектуальном развитии традиционно выделяют два основных компонента: личностный компонент и интеллектуальный компонент. Личностный компонент выступает в качестве регулятора интеллектуальной деятельности (А. Седунова). В качестве интеллектуального компонента выступает интеллектуальная деятельность. В структуре интеллектуального компонента выделяют структурные и операционные особенности интеллекта личности (П. Грищенко, Д. Зубов, А. Седунова, Д. Ушаков и др.).
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы изучения интеллектуального развития старших подростков.
Объект исследования – интеллектуальное развитие старших подростков.
Предмет исследования – особенности интеллектуального развития старших подростков.
Цель исследования – выявить особенности интеллектуального развития старших подростков.
Задачи исследования:
1. Описать возрастные особенности детей подросткового возраста.
2. Дать характеристику интеллектуальной сферы подростков.
3. Провести диагностику интеллектуального развития подростков.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– метод синтеза и обобщения;
– диагностика;
– качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты исследования можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в работе учителей старших классов с целью интеллектуального развития учащихся старшего подросткового возраста.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель – выявлены особенности интеллектуального развития старших подростков.
Достижению поставленной цели исследования способствовало решение ряда задач исследования:
1. Описаны возрастные особенности детей подросткового возраста. Анализ литературы показал, что подростковый возраст характеризируется стремлением ребенка быть понятым, стать взрослым, выполнять взрослые роли. Если взрослый не принимает такое стремления, возникают трудности в общении и конфликты. Общение в среде подростков – это ведущий вид деятельности. Им важно знать, что о них думают окружающие. Общение со взрослыми отходит на задний план и предпочтение отдается общению со сверстниками.
Психология старшего подростка претерпевает значительные изменения. Поэтому педагогу важно вовремя заметить этот переход и изменить тактику поведения во взаимоотношениях с учеником, что позволит свести к минимуму проблемные моменты в процессе обучения.
2. Дана характеристика интеллектуальной сферы подростков. В результате анализа литературы было установлено, что в старшем подростковом возрасте происходит активное развитие интеллектуальной сферы. Центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которое может выражаться в стремлении что-то знать и уметь; становлении доминирующей направленности познавательных интересов, поиске новых видов и форм социально значимой деятельности, способных создавать условия для самоутверждения современных подростков. Это так называемая интеллектуальная взрослость.
3. Проведена диагностика интеллектуального развития подростков. Для решения данной задачи было организовано и проведено эмпирическое исследование с целью определения особенностей интеллектуального развития старших подростков. При диагностике мы обращали особое внимание на мышление подростков, в частности, понятийное и логическое мышление.
В исследовании приняли участие учащиеся старшего подросткового возраста в количестве 20 человек.
Был проведен анализ успеваемости, который показал, что среди испытуемых: с высоким уровнем успеваемости – 6 подростков (30%); со средним уровнем успеваемости – 11 подростков (55%); с низким уровнем успеваемости – 3 подростков (15%).
Диагностика уровня понятийного мышления старших подростков показал, что: с высоким уровнем выявлено 8 старших подростков (40%); со средний уровнем – 9 подростков (45%); с низким уровнем – 3 подростков (15%).
Диагностика уровня логического мышления показала, что: с высоким уровнем выявлено 7 старших подростков (35%); со средним уровнем – 10 подростков (50%); с низким уровнем – 3 подростков (15%).
Сопоставление данных, полученных в ходе исследования, показало, что у испытуемых в 90% случаев совпадает уровень успеваемости и уровень понятийного и логического мышления. У 2 старших подростков (10%) выявлен средний уровень успеваемости и высокий уровень понятийного и логического мышления. Такая ситуация может свидетельствовать о том, что у старших подростков со средним уровнем успеваемости и высоким уровнем понятийного и логического мышления недостаточно сформирована мотивация учения. Поэтому перспективой дальнейшего исследования считаем выявление взаимосвязи интеллектуального развития, мотивации учения и уровня успеваемости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Часто подростковый возраст описывается, как особенно трудный период в воспитании и обучении ребенка, связанный с серьезным изменением его поведения и характера. В данном параграфе рассмотрим основные психологические особенности подростков и опишем, как их можно учитывать для эффективного общения с ребенком от 12 до 17 лет и эффективного обучения.
Тинэйджер (от англ. Teenager, подросток) – это уже не ребенок, который целиком опирается на мнение родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать взвешенные самостоятельные решения. Этим по большей части и характеризуется поведение подростка – поиском и познанием себя, обретением психологической независимости, регулярной проверкой своих сил и возможностей [15], в том числе и в учебном процессе.
Подростку для того, чтобы доказать себе, что он уже повзрослел, нужно для начала убедить в этом остальных. В этом часто кроются причины недоразумений с взрослыми, которые привыкли воспринимать его, как ребенка и действовать соответственно: давать советы, заботиться, оберегать, помогать, контролировать. Подростку крайне важно, чтобы взрослые, в том числе и педагоги, поверили в его взрослость, иначе ему сложно поверить в нее самому. При этом доказать свою самостоятельность действиями он может далеко не всегда. Часто она основана только на внутреннем ощущении себя.
Еще одной из психологических особенностей подросткового возраста считают подростковый максимализм, заключающийся в том, что тинэйджеру хочется всего и сразу, только лучшее, без компромиссов. Такое отношение говорит о поиске подростком границ своих возможностей и притязаний. Взрослые уже представляют грани того, что они могут, а что нет, того, что их устраивает, а что недостаточно. Стремясь к невозможным идеалам, подросток как раз начинает нащупывать эту границу для себя [8].
Часто родители жалуются на то, что тинэйджер очень эмоционален: постоянно, без видимых причин, впадает в депрессии или истерики. Это связано не только с серьезной гормональной перестройкой, но еще и с изменением характера: те способы, при помощи которых подросток раньше справлялся с эмоциональными сложностями, больше не работают для него, ведь он уже не ребенок. А новые, взрослые способы, он еще не успел освоить.
Это придет только с большим опытом переживания «эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций [2]. Необходимо помнить, что двенадцатилетний человек принадлежит уже к категории «подростков». И с этого возраста родители и педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая все особенности психологии подростка. Учет этих особенностей позволит организовать эффективный процесс обучения.
Примерно с 12 лет ребенок пытается ассоциировать себя с взрослым. Это может происходить в виде копирования чужих манер, чтобы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают уделять особое внимание своим внешним данным [7].
На первом этапе подросткового периода ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов, что негативно сказывается на результатах учебной деятельности в целом, и на эффективность усвоения учебного материала.
13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растет «тяжелый» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, который имеет право на свое мнение, свои желания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы