Курсовая с практикой на тему Интеллектуальное развитие детей в процессе экологического образование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. 5
1.1 Экологическое образование как
системообразующий фактор образования. 5
1.2 Особенности экологического образования
детей. 12
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 16
2.1 Методика интеллектуального развития
детей в процессе познания природы. 16
2.2 Современные методы и приёмы
экологического образования детей. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время в образовании огромное внимание уделяется вопросу
интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Как известно, многие научные работы отечественных и зарубежных учёных
посвящены данной проблеме, поскольку именно этот возрастной период является
важным в становлении познавательного интереса и формировании мыслительных
процессов в жизни ребенка.
Особую
значимость в интеллектуальном развитии ребёнка занимает познание природы и
окружающего его мира, являющееся неотъемлемой часть экологического образования.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент тех знаний, которые
связаны с природой, именно благодаря взрослым ребёнок начинает познавать естественное
окружение как единое целое и её ценность для всего человечества.
Изучение
дошкольником окружающей среды и естественных процессов, происходящих вокруг
ребенка, позволяет сформировать не только представление о природе, выделяя свойства и
основные признаки. Но также способствует экологическому воспитанию, отражая
положительное отношение дошкольника к природным явлениям. К тому же в процессе
познания и изучения понятия «природа» дошкольник узнает, что сюда входит и
обозначение созданных человеком материальных средств его существования. А как
известно, человеческая деятельность всегда проходит в природной среде и он
использует материалы, предоставляемые природой.
В
процессе знакомства ребенка с природой и происходящими в ней процессами,
явлениями формируются такие качества, как интерес к окружающему миру, любознательность,
умение наблюдать, формулировать вопросы, эстетичность. Благодаря познанию окружающего
мира развивается речь благодаря использованию различных грамматических
категорий, умение анализировать свойства и признаки явлений.
Интеллектуальное
развитие детей в процессе познания природы происходит намного активнее и
интереснее. Актуальность данной работы заключается в том, что благодаря
восприятию мира природы и явлений окружающей действительности умственное
развитие дошкольников происходит намного быстрее.
Цель
работы – изучение интеллектуального развития детей дошкольного возраста в
процессе экологического образования.
Для
достижения обозначенной цели были определены следующие задачи:
—
рассмотреть экологическое образование как системообразующий фактор образования;
—
выявить особенности экологического образования дошкольников;
—
изучить методику интеллектуального развития детей в процессе познания природы;
—
выделить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие интеллектуальному
развитию детей в процессе экологического образования.
Объект
исследования — интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического
образования.
Предметом
– процесс ознакомления детей с природой. Методы исследования: теоретические
(анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, научно-методической
литературы по проблеме исследования); эмпирические
(комплексное изучение и обобщение педагогического опыта). Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы для
дальнейшего изучения интеллектуального развития дошкольников в процессе
экологического образования, а также могут быть использованы приёмы и методы в
целях познания природы непосредственно в практической деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы. Вводная часть обосновывает актуальность изучения
проблемы, включает цель и задачи работы
Заключение:
В процессе изучения
научно-методической и педагогической литературы были решены задачи данной
курсовой работы:
— Рассмотрено
экологическое образование как системообразующий фактор образования, в ходе
которого была выделена важнейшей задачей экологического образования, которая
заключается в формировании знаний о системной организации природы, развитие
системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению
состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей. Было определено,
что система экологических знаний включает: представления о растениях и животных
как уникальных, неповторимых живых существах, их потребностях и способах
удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами
и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям
существования; осознание того, что все живые существа на планете связаны друг с
другом сложной системой связей.
—
Выявлены особенности экологического образования дошкольников, в результате
пришли к выводу, что дошкольный возрастной период имеет существенные отличия. В
первую очередь, это касается особенностей жизненных условий и предъявляемых к
ребёнку требований, а также особенным отношением дошкольника к природе,
психологическим развитием личности ребёнка, его познаниями и уровнем
мыслительных процессов, комплексом конкретных физиологических особенностей.
В
процессе определения содержания экологического образования дошкольников следует
ориентироваться на следующие принципы: научность и доступность,
гуманистичностъ, системность, целостность.
—
Изучена методика интеллектуального развития детей в процессе познания природы,
в процессе которой пришли к тому, что интеллектуальное развитие детей
дошкольного возраста во многом зависит от методически грамотной организации
обучающего и воспитательного процесса в экологическом направлении, что всецело
является прерогативой педагога дошкольного учреждения.
Виды
деятельности детей в рамках экологических занятий зависят от его типа: на
занятиях первично-ознакомительного типа дети познают новый материал, делая
акцент на наглядные пособия и словесные методы. Занятия
углубленно-познавательного типа проходят в форме беседы, наблюдений, проведения
опытов и экспериментов. На занятиях обобщающего типа дети беседуют в строго
определенной последовательности вопросов, ответов, выводов, а на комплексных занятиях – играют, рассматривают
экспонаты выставки, занимаются продуктивной деятельностью (художественное
творчество, ручной труд), выполняют физические упражнения или закаливающие
процедуры.
—
Выделены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие интеллектуальному
развитию детей в процессе экологического образования. Среди них можно выделить
наблюдения (или более успешными являются цикл наблюдений), игры
(интеллектуальные, сюжетно-ролевые, деловые), кейс-технологии, метод
моделирования и другие. Особое значение педагоги придают информационным
технологиям, являющиеся в настоящее время эффективными средствами наглядности
на занятиях в детском саду.
Таким образом, на основе
всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы по
интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста в процессе экологического
образования необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и
дифференцированные особенности детей. Кроме этого, необходимо методически правильно
организовать обучающий процесс с использованием разнообразных методов, приёмов,
технологий, позволяющих сделать процесс познания природы более эффективным и
успешным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Экологическое образование как
системообразующий фактор образования
Экологическое
образование играет большую роль в образовательном пространстве. Только на
примере международного сотрудничества в данной сфере можно убедиться в
значимости данного направления. Как известно, сегодня множество стран
обмениваются накопленным опытом, объединяют усилия в решении конкретных
педагогических проблем экологического характера, которые имеют перспективу в
будущем. Экологическое образование занимает важное место в осознании значимости
педагогического влияния на личность ребёнка, в совершенствовании
взаимоотношений человека с природой.
Экологическое
образование, представляющее собой всестороннюю проблему, в настоящее время является
сферой изучения со стороны многих учёных. Данной проблеме посвящены научные
работы Э.В. Гирусова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Ю.Т. Маркова, Д.Ж.
Марковича, Н.Н. Моисеева, А.П. Сидельковского, И.Т. Суравегиной и многих других.
Существует
несколько пониманий термина «экологическое образование».
И.Д.
Зверева понимает под экологическим образованием «непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, который формирует систему научных и
практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и
здоровью. Обучение связано с формированием знаний о системной организации
природы, развитием системы интеллектуальных и практических умений школьников по
изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и
здоровья людей» [23].
Анализируя теоретические основы экологического образования