Курсовая с практикой на тему «Институты развития» в экономике РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ РФ 5
1.1 Характеристика институтов развития в экономике РФ 5
1.2. Особенности институтов развития в экономике РФ 10
2. АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ РФ 18
2.1 Специфика институтов развития в экономике РФ 18
2.2 Проблемы, возникающие при правовом регулировании институтов развития в экономике РФ и рекомендации, направленные на их преодоление 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Всеобъемлющий характер современной научно-технической революции, распространение и углубление интеграционных и глобализационных процессов усиливают экономическую взаимозависимость стран. В результате, место и роль страны в мировом хозяйстве в значительной степени определяются конкурентоспособностью развития в экономике РФ . Интенсификация международных экономических отношений актуализирует проблемы конкурентного соперничества, создания и поддержания конкурентных преимуществ, повышает требования к государственной экономической политике и требует создания условий обеспечения и повышения конкурентоспособности национальных экономических субъектов. Формирование постиндустриального общества усилило роль знаний и науки в экономике, ускорило инновационные процессы и в результате привело к изменению механизма конкурентного соперничества. Конкуренция на основе внедрения новых достижений науки и техники становится двигателем экономического развития. Мировой опыт убеждает, что устойчивый экономический рост в долгосрочном периоде в значительной степени зависит от интенсивных факторов, которые обеспечивают освоение наиболее прогрессивных достижений науки, техники, технологии и передового опыта коммерциализации знаний .
Экономическая категория «конкурентоспособность развития в экономике РФ» вошла в научный оборот в 1980-х годах, в связи с обострением конкуренции между странами. Проблема обеспечения конкурентоспособности привлекла внимание многих экономистов, вызвав противоречивые взгляды и ожесточенные дискуссии касательно целесообразности использования данной экономической категории, особенно на макроэкономическом уровне, а также касательно четкого определения сущности данного термина.
Поэтому определение сущности экономической категории «конкурентоспособность развития в экономике РФ» является актуальной задачей, решение которой позволит в дальнейшем выявить основные факторы и разработать направления повышения конкурентоспособности на макроуровне.
По нашему мнению, в широком смысле категория конкурентоспособность без привязки к конкретному объекту представляет собой способность объекта участвовать в конкурентной борьбе и за счет своих внутренних характеристик достигать при этом поставленных целей.
Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Их основная цель — преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
Таким образом, актуальность заключается в рассмотрении институтов развития в экономике РФ
Цель исследования – выявить содержание институтов развития в экономике РФ
Задачи исследования:
— выявить теоретические основы эффективности институтов развития в экономике РФ
— охарактеризовать институт развития в экономике
— проанализировать эффективность институтов развития в экономике РФ
— выявить проблемы, возникающие при правовом регулировании институтов развития в экономике РФ и рекомендации, направленные на их преодоление
Предмет исследования – особенности эффективности институтов развития в экономике РФ
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих эффективность институтов развития в экономике РФ
Методы, использованные в работе – сравнение, описание, наблюдение
Степень изученности проблемы. В работе использовались труды таких авторов, как: Астафьева О.В., Юдина О.В., Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Оськина Н.А. и др.
Основные источники работы: Бузгалин А. В. Российская экономическая система как мутация позднего капитализма; Зубарева Т. С. Сравнительный анализ экономических систем; Кохно П. Модели финансирования инновационных проектов и др.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы
Заключение:
По нашему мнению, определение категории «конкурентоспособность развития в экономике РФ» учитывает специфику текущего этапа развития мировой экономики, когда наука, знания и информация превращаются в самостоятельный и важный фактор развития. Такой «инновационный» подход к трактовке конкурентоспособности развития в экономике РФ имеет важные отличия от «традиционного», основанного на торговой, производственной и инвестиционный концепциях. Эти различия заключаются в целевой направленности на обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ, а значит и экономической безопасности, смене приоритетных и решающих факторов обеспечения конкурентоспособности с традиционных на инновационные, а также в определении научно-технического прогресса как эндогенной переменной экономического роста и конкурентоспособности.
Итак, современный подход к определению конкурентоспособности развития в экономике РФ дает возможность предложить комплекс ее факторов. При этом под факторами конкурентоспособности развития в экономике РФ следует понимать условия и ресурсы, которые обеспечивают конкурентоспособность развития в экономике РФ.
К наиболее крупным институтам развития можно отнести ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково). Они оказывают поддержку через финансирование бизнес-проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР.
Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. Преимущественно региональные институты развития создаются в виде фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
По большинству указанных направлений институтами развития успешно и эффективно осуществляется деятельность по реализации государственной политики, что позволяет ускоренными темпами осуществлять развитие критичных с точки зрения модернизации отраслей и секторов экономики, а также вовлекать в этот процесс частных инвесторов, предоставляющих не только капитал, но и необходимые компетенции.
Важнейшим направлением повышения эффективности системы институтов развития является координация их деятельности, организация взаимодействия на стыках зон ответственности по мере развития проектов и компаний, их реализующих, с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех стадиях инновационного процесса. В этой связи институтами развития было заключено многостороннее соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла (формирование «инновационного лифта»). Реализация данного соглашения обеспечит комплексное использование финансовых и нефинансовых инструментов государственной поддержки инновационных проектов в зависимости от потребностей бизнес-сообщества.
Институты развития должны обеспечить реализацию мер по становлению в России инновационной экономики, в том числе путём комплексной модернизации производства и повышения его технологического уровня.
Традиционно, нации были конкурентоспособными, когда их компании имели доступ к дешевым факторам производства. Однако со второй половины ХХ века в структуре производства стали преобладать более наукоемкие отрасли, то есть национальная конкурентоспособность стала более зависимой от развития науки, технологии, наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов. Поэтому традиционные факторы конкурентоспособности (например, природные ресурсы, рабочая сила, наличие капитала и возможность его привлечения) превратились в второстепенные, а решающими факторами становятся инновации, причем не только технологические, но и социальные, организационные, маркетинговые и др.
Таким образом, проблема обеспечения конкурентоспособности развития в экономике РФ в современных условиях находятся на стыке двух экономических теорий: инноватики и теории конкуренции. Поэтому при рассмотрении вопросов укрепления конкурентоспособности стран кроме закона конкуренции следует принимать во внимание такие экономические законы, как закон роста производительности труда, усиление роли научно-технического прогресса и важность инноваций для всех сфер жизни общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ РФ
1.1 Характеристика институтов развития в экономике РФ
Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов развития в экономике РФ является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.
С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.
На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина развития в экономике РФ находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования развития в экономике РФ.
Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.
Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации.
Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.