Курсовая с практикой на тему Институт семьи. Особенности в РФ. Правила и ограничения. Влияние на институциональную структуру.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Социально-психологическая характеристика семьи. 4
2. Семья, аспекты ее социологического изучения. 7
3. Социальный институт семьи как структурный и
ценностно-нормативный компонент социума. 14
Заключение. 21
Список использованных источников. 23
Введение:
Актуальность
темы. Новейший период развития социологии характеризуется
теоретико-методологическим плюрализмом, множеством разнообразных подходов,
решающих свой круг задач применительно к определенным предметам и объектам
социологического исследования. Это является закономерным следствием усложнения
социальной реальности, провоцирующей разнообразие необходимых для ее изучения
теоретико-методологических конструкций. В этих условиях усиливается потребность
в создании общих теоретических подходов концептуального характера. На фоне
множества представленных частных методологических схем их недостаток ощущается
особенно сильно.
Выяснение того, как
оказывается возможным поддержание стабильности функционирования социума,
постепенно становится фундаментальной проблемой в изучении социальных
взаимодействий. Именно поэтому фокус социологического анализа перемещается в
собственно институциональную сферу, в самое устройство человеческого общества.
Современная социология стремится познать все более глубокие, скрытые от
непосредственного наблюдателя социальные отношения и механизмы, обеспечивающие
выживание обществ и преемственность важнейших социально-институциональных
структур, сохраняющих свои базовые черты под натиском трансформационных
процессов.
Научный интерес к семье
поддерживается познавательным интересом в силу уникальной социокультурной
природы этого феномена. Семья является одним из наиболее сложных и
противоречивых объектов познавательной деятельности. Сложность и
противоречивость этого объекта обнаруживается в самом обозначении семьи как
способа биологического, социального и духовного бытия человека. В этом смысле
семья воплощает в себе диалектическое единство общественного бытия и
общественного сознания. Семью нельзя однозначно отнести ни к базису, ни к
надстройке общества. Ее развитие осуществляется как по законам развития
общественного бытия, так и по законам развития общественного сознания. В этом
качестве она является связующим звеном между естественными, социальными и
духовными основами развития общества. Именно посредническая роль выделяет семью
как особый субъект общества. В силу этих обстоятельств социология, как и любая
наука, претендуя на научную объективность, при изучении семьи сталкивается с
рядом конфликтов исследовательского характера, изначально присущих как самому
социальному познанию, так и данному объекту исследования.
Заключение:
Теоретический аспект
осмысления семьи как объекта и предмета социологического исследования
заключается в единстве и многообразии содержания этой категории. Исторически
известно множество форм брака и семьи. Но это многообразие не опровергает ее универсальность
и общечеловеческую ценность. Семья в своей социальной сущности остается
важнейшим условием дальнейшего общественного прогресса и единственной и
универсальной формой человеческого существования.
Особую колоритность семье
придает всесторонность и всеохватность форм человеческой жизнедеятельности.
Жизнедеятельность семьи как социальной реальности базируется на разнородных
основах: естественных, социальных, экономических, психологических и др. Отсюда
сложность и многогранность семьи как уникального социально-естественного
образования.
В обществе семья
выступает как специфическая социальная общность, имеющая дуальную природу
института и группы. Эти социальные качества семьи в процессе жизненного бытия
«очеловечиваются» духовными и нравственно-психологическими качествами,
реализуемыми в процессе взаимодействия субъектов семейного бытия. Данная
сторона семейного бытия условно может быть соотнесена с обозначенным в
социальной науке понятием «семейный образ жизни».
Ставить вопрос о
приоритетности того или иного компонента (материального или идеального) в семье
не корректно, поскольку обе стороны составляют единое целое, обеспечивая
выполнение семьей своих функций. Совокупность социальных и духовно-нравственных
качеств семейной общности составляет ее социально-ценностное бытие. Исходя из
этого, семейный образ жизни можно определить как ценностно-нормативную форму
бытия семьи. От понятия «социальный институт» понятие «семейный образ жизни»
отличает акцентуация деятельностной направленности взаимодействия субъектов
семьи, субъектно-объектная сущность их деятельности, возможность создания новых
ценностей и качеств — личностных и семейных.
Фрагмент текста работы:
Социально-психологическая
характеристика семьи
Семья играет особую роль
во всей истории развития человеческого общества. Именно она выступает в нем как
носитель «социальной преемственности». Семья является важнейшим социальным
институтом, поскольку именно в ней происходит социализация личности. Она
представляет собой сложный социальный феномен. Она является древнейшим
естественным сообществом людей, связанных кровным родством. Вместе с тем — это
малая контактная группа людей, которая имеет особые формы взаимодействия.
Семью можно рассматривать
и как особый социальный институт, регулирующий воспроизводства человека с
помощью особой системы ролей, норм, организационных форм [12, с. 174].
В современных
определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Так, Н. Смелзер
считает семьей основанные на кровном родстве, браке или усыновлении объединение
людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание
детей. А. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества и
рассматривает ее как исторически конкретную систему брачных отношений как малую
социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость
семьи, по мнению автора, всегда обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения.
Сложный характер семьи
как социального образования требует различных методологических подходов к ее
социально-психологического анализа. Как было контактная группа семья изучается
прежде всего на микроуровне, особое внимание при этом обращается на анализ
межличностного взаимодействия, организации семейной жизни, групповое поведение,
рассматривает семью как систему социальных ролей, имеет определенные
особенности:
— жесткие нормативные
установки семейных отношений, обусловлены существованием в каждой культуре четко
очерченных представлений о том, когда целесообразно создавать семью, которыми
должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются
обязанности между ее членами, поощрения и санкции необходимо применять к членам
семьи в разных ситуациях и тому подобное; кроме того, семья непосредственно
зависит от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и
расторжения брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций
(например, лишение родительских прав) и тому подобное;
— четко очерченную
гетерогенность состава семьи по полу, возрастом, что приводит различные
потребности, ценностные ориентации членов семьи и т.д.;
— закрытый характер
семейной группы, что обусловлено определенной конфиденциальностью отношений,
ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью
новых членов и выхода из нее, мало того, иногда невозможностью выхода из семьи
(например, невозможно прекратить объективно существующее родство);
— четко определенную поли
функциональность семьи, а это часто связано с большим количеством семейных
ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, имеющих противоречивый
характер;
— историчность, то есть
на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития
(ухаживание, рождение детей и др.), но и непосредственный опыт семейной жизни
взрослых в их родительских семьях, когда они сами были детьми;
— четко очерченную
эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, что
приводит к большой субъективную важность многих, даже объективно незначительных
аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных
культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно важными для
человека, влияя на ее мироощущение, психическое и соматическое состояния
здоровья [20, с. 53].