Курсовая с практикой на тему Институционализация социальной защиты детей сирот в современном российском обществе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной защиты 6
1.1. Правовая основа и виды государственных гарантий детям-сиротам. 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки 14
2 Институционализация, как мера государственной поддержки детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей 23
2.1 Типы и виды учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23
2.2 Порядок предоставления услуг в отдельных типах учреждений на примере муниципального образования «Город Волгодонск» 35
Заключение 44
Список использованных источников 46
Введение:
Тема государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, является весьма актуальной для государства. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает защиту интересов и прав детей, которые по каким-либо причинам не могут получать воспитание от своих родителей (по причине их смерти, либо невыполнения родительских обязанностей. Данная система направлена на обеспечение получения детьми надлежащего воспитания и образования. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) в качестве одного из принципов семейного права предусматривает приоритет семейного воспитания детей. Для детей, оставшихся без попечения родителей государство предусматривает несколько возможных форм устройства, которые позволяют дать нетям необходимое воспитание и образование. К наиболее распространенным из этих форм относятся усыновление, приемная семья, опека и попечительство.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей преследует позитивные цели, прежде всего — это обеспечение для ребенка воспитания в семье, развитие и укрепление семейных отношений, надлежащая защита прав несовершеннолетних и т д. Важное значение в системе устройства детей приобретает также деятельность государственных воспитательных учреждений, которые осуществляют функции воспитания ребенка, которому. несмотря на принятые меры, не удалось обеспечить устройство в семью.
Актуальность исследования аспектов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключается в том, что система устройства детей активно работает на практике и от эффективности ее работы зависит моральное, психологическое и физическое состояние детей. В работе данной системы существуют определенные проблемы и недостатки, которые препятствуют эффективной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование данных проблем и предложение путей их решения позволит в некоторой степени предположить возможные способы совершенствования системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования — общественные отношения, связанные с институализацией социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей в РФ.
Предмет исследования — институционализация социальной защиты детей сирот в современном российском обществе.
Цель исследования — охарактеризовать деятельность социальных учреждений, осуществляющих воспитание и защиту интересов детей, оставшихся без попечения родителей с учетом существующих практических проблем в этой сфере.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
• охарактеризовать виды государственных гарантий, предоставляемых детям-сиротам.
• охарактеризовать нормативные основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей,
• рассмотреть типы и виды учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• проанализировать порядок предоставления услуг в отдельных типах учреждений на примере муниципального образования «Город Волгодонск».
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Азарова Е.Г., Гришаев С.П., Гонгало Б.М. и др.
Нормативную основу исследования составляют СК РФ и иные федеральные законы.
Методологию исследования составляют: системный, сравнительный, описательный и формально-юридический методы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения основных особенностей правового регулирования социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно прийти к следующим выводам.
1. Социальная помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации составляет одно из проявлений социальной политики государства. Защита и обеспечение прав детей является одним из проявлений конституционно-правовой защиты семьи, материнства и детства. Государство обеспечивает детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации право на воспитание и образование, способствует их надлежащему физическому и нравственному развитию. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей направлена на обеспечение заботы о деях и защиты их интересов в ситуации, когда по тем или иным причинам дети утрачивают попечение родителей. Это может произойти из-за смерти родителей, отказа от ребенка, лишения родительских прав). Законодательство гарантирует обеспечение устройства детей и стремится к тому, чтобы как можно больше детей получили семейное воспитание.
2. Полномочия в сфере устройства детей принадлежат органам опеки и попечительства. Именно они обязаны принимать меры в случае выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Они обязаны поставить ребенка на учет и осуществлять поиск для него одной из форм устройства, предусмотренной семейным законодательством. На период, пока осуществляется поиск возможной формы устройства, ребенок помещается в воспитательное учреждение. Государственные воспитательные учреждения исполняют в отношении детей, оставшихся без попечения родителей функции опекуна или попечителя. В РФ на настоящий момент функционирует разветвленная система воспитательных учреждений для детей-сирот. К ни относятся и дома малютки и детские дома и дома интернаты и другие типы учреждений. Дети в них содержатся в зависимости от возраста и состояния здоровья. Воспитательные учреждения могут предоставлять услуги по воспитанию и проживанию детей как на постоянной, так и на временной основе. Все зависит от условий и обстоятельств утраты родительского попечения, от той жизненной ситуации, в которой оказался ребенок. Органы опеки и попечительства в данном случае избирают наилучший вид воспитательного учреждения, если не удалось устроить ребенка в семью.
3. Правовую основу предоставления помощи детям, оставшимся без попечения родителей, составляет федеральное и региональное законодательство. В целом, поскольку эти вопросы решаются в основном региональным законодательством, то основную роль играют законы и подзаконные акты субъекта РФ. Эти акты устанавливают виды социальной помощи, перечень предоставляемых льгот, порядок их получения. Для получения этих видов социальной помощи опекуны или попечители обращаются в органы социальной защиты населения (управления социальной защиты), которые исполняют функции уполномоченного органа в данной сфере. В целом, на настоящий момент система предоставления социальной поддержки работает достаточно эффективно. Однако существуют также и некоторые пробелы в законодательстве, как, например, в вопросе обеспечения жилыми помещениями, что негативно сказывается на вопросах реального обеспечения детей-сирот мерами государственной поддержки и может повлечь за собой необходимость судебной защиты.
Фрагмент текста работы:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной защиты
1.1. Правовая основа и виды государственных гарантий детям-сиротам.
Согласно ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей в результате их гибели, лишения родительских прав или наступления иных обстоятельств указанные права ребенка обеспечиваются органами опеки и попечительства.
Если родительское попечение в отношении ребенка утрачено в результате гибели родителей, лишения или ограничения родительских прав, то права и обязанности родителей исполняют усыновители, опекуны и попечители, а также воспитательные учреждения. Право ребенка жить и воспитываться в семье устанавливается законом, поскольку именно такой вид воспитания, при участии родителей и родственников в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, способствует его духовному и физическому развитию. К сожалению, на практике надлежащее воспитание ребенка в семье зачастую не может быть обеспечено в полной мере. Во многих семьях родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, действуют в ущерб интересам детей. Если родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, то защита интересов ребенка возлагается на органы опеки и попечительства, приоритетной задачей которых становится устройство ребенка в семью, где он сможет получить достойную заботу и содержание. «В отношении детей, по каким-то причинам лишившихся своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения» .
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей — это одна из задач государства. Забота о несовершеннолетних, о их физическом, психическом и нравственном развитии чрезвычайно важна для любого общества. В нормальных условиях эту заботу осуществляют родители несовершеннолетнего. Но существует множество факторов, под влиянием которых дети остаются без попечения родителей. К этим факторам относятся: смерть родителей, отказ родителей от ребенка, лишение родителей родительских прав. В указанных случаях государство берет на себя заботу о воспитании несовершеннолетнего. Для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей создана система органов и организаций, в задачи которых входит устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление попечения над ними в тех случаях, когда устройство оказалось невозможным. «Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»» .