Теория и методика преподавания истории Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Инновационные технологии обучения по истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей старшеклассников и учителя истории 6
1.1. Психолого-возрастные особенности старшего школьного возраста 6
1.2. Проблемы подготовки учителей истории в условиях перехода на новые образовательные стандарты 11
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Анализ опыта инновационных технологий обучения по истории в общеобразовательной школе 16
2.1. Инновационные образовательные технологии 16
2.2. Анализ опыта внедрения инновационных форм преподавания истории в системе общего образования 20
Выводы по главе 2 25
Заключение 26
Источники и Литература 28

 

  

Введение:

 

Актуальность работы Требования к организации современного учебного процесса, требования стандартов таковы, что учащиеся могут не только самостоятельно получать новые знания, но и в будущем применять их в решении новых задач.
Главной задачей каждого учителя является организация условий, инициирующих действия, обучающихся в нужном направлении условий для самореализации учеников на уроке.
Как отмечала Алейникова М. А., учитель истории является человеком, который способен выстроить траекторию собственного духовного, личностного и профессионального роста, который связан с выбором и освоением культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Долг учителя – воспитание уважения к прошлому, гражданственности, привитие нравственных принципов.
Общекультурные компетенции учителя истории, в первую очередь, сопряжены с общекультурным кругозором, с самоанализом собственных достоинств и недостатков, аналитическими знаниями и умениями в области работы с информацией, владением компьютерной грамотностью и иностранным языком.
Разумеется, и в профессиональном стандарте общекультурные компетенции условно «распространятся» на иные трудовые действия, нужные знания и умения, однако и похожую корреляцию важно проводить дополнительно.
Современного учителя истории должны отличать творческий подход к педагогической деятельности, глубокие знания в области предметной подготовки, активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли, ориентироваться в лавинообразных информационных потоках, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, стремление к личностному и профессиональному росту, применение инновационных технологий в обучении.
Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.
Традиционные и инновационные формы обучения прекрасно сочетаются между собой. Инновационные формы можно применять на разных этапах стандартных (традиционных) занятий, а именно: при восприятии и осознании изучаемого материала, при актуализации знаний и умений школьников, при закреплении и т.д.
Инновации развиваются благодаря применению научно-исследовательских направлений деятельности, нацеленных на получение нового научного знания, какого-то открытия, изобретения.
Кроме того, появление инноваций может быть итогом проведения проектных работ, в ходе которых развивается инструментально-технологическое знание, отражающее возможности реализации практических действий, на базе, имеющихся научных теорий и концепций.
Таким образом, создаются инновационные проекты, которые в последствие приводят к появлению новых технологий.
Объект исследования – урок истории.
Предмет исследования – применение инновационных технологий на уроке истории.
Цель исследования – изучить особенности инновационных технологий обучения по истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психолого-возрастные особенности старшего школьного возраста;
2. изучить проблемы подготовки учителей истории в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
3. проанализировать особенности инновационных образовательных технологий;
4. проанализировать опыт внедрения инновационных форм преподавания истории в системе общего образования.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что один из важных моментов работы современного учителя истории заключается в общении педагога и учащегося, сводящееся к диалогу двух людей разных поколений и культур.
Большую роль играет в этом случае богатство культуры педагога, его умение предоставить ответы на поставленные вопросы ученика. Чем богаче культура учителя истории, тем интереснее диалог для ученика, тем глубже он будет осознавать богатство человеческой культуры.
Взаимодействие обязано протекать во взаимопонимании и доверии. Итак, мастерство учителя истории, являясь высшим уровнем развития его профессионализма, считается результатом педагогического опыта и творческого саморазвития, участия в инновационной деятельности.
Информационные технологии делают разнообразным процесс преподавания истории, выдвигают исторический курс на новейший, интерактивный уровень, а это привлекает внимание учеников к изучению дисциплины и делает урок истории целостным.
Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.
Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении, т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундамент для развития новых технологий.
Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности учащихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении учебных программ. Инновационные технологии в образовательной сфере непрерывно развиваются, и расширяется их спектр. Можно выделить следующие основные группы
Преимущества и недостатки информационных компьютерных технологий в обучении и при подготовке учителя истории рассматривала А. В. Антонова. Антонова актуализировала проблему готовности современного учителя истории использовать информационные компьютерные технологии при ведении предмета. Исследователь, в тоже время говорит, что при использовании информационных компьютерных технологий педагоги сталкиваются с небольшими трудностями (неготовность части педагогических работников осваивать возможности информационных компьютерных технологий, оснащение кабинетов истории оборудованием).
Работа учителя истории, в наше время не сводится лишь к организации учебного процесса, но и отмечается рост значения внеурочной деятельности для повышения интереса и углубления знания по предметам.
Помимо этого, тенденция интеграции в образовании приводит к привлечению учителя истории к ведению «родственных» предметов в школе – политике и праву, обществознанию. Данный факт накладывает отпечаток на деятельность учителя, которая связанна с обеспечением преемственности и использованием междисциплинарных связей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей старшеклассников и учителя истории
1.1. Психолого-возрастные особенности старшего школьного возраста

Старший школьный возраст, в отличие от предыдущих периодов онтогенеза, характеризуется специфической ситуацией развития. Индивид ставит перед собой новые жизненные задачи. В первую очередь он оказывается в ситуации выбора. В данной связи преобразуется, и ситуация взаимодействия старшего школьника с субъектами социального окружения.
Осуществляется трансформация значимых лиц и преобразование взаимоотношений со взрослыми. Значительно повышается заинтересованность в общении с ними. С родителями старшеклассники обсуждают возможные модели жизненных перспектив, дальнейшие возможности обучения.
Следует иметь в виду, что доверительное общение старшеклассника со взрослыми, как отмечают психологи [5; 10; 13 и др.], особенно часто имеет место, когда он оказывается в проблемной ситуации. Тогда он и раскрывает перед другими собственный внутренний мир – свои мысли, интересы, увлечения.
Содержанием общения становится обсуждение возможных жизненных перспектив индивида. Общения должно проходить в атмосфере взаимопонимания, откровенности, близости.
Характерным для старшего школьного возраста является также стремление к будущему. Индивид старается не только в общих чертах представлять себе собственное будущее, но и осмысливать возможные средства, способы решения поставленных задач, движения к поставленным целям, распределения приоритетов [6].
Внимание старших школьников заостряется на вопросах профессионального самоопределения. Каждому из них предстоит сориентироваться в широком арсенале профессий. Это, естественно, довольно нелегко, ибо отношение к той или иной профессии определяется чаще всего не своим собственным опытом, а чужим, абстрактным, основанным на фактах, получаемых от товарищей, родителей, знакомых, из средств массовой информации и т.п.
Трудность еще и в том, что к выбору профессии нужно подготовиться не только на основе понятия «нравится», а исходя из объективной оценки своих возможностей. В данной связи интерес к изучению конкретных школьных дисциплин становится более серьезным, глубоким, мотивированным.
Эмоциональная сфера старшего школьника существенно разнится с той, которая была у него на подростковом этапе развития. К этому времени нервная система индивида становится более спокойной, сдержанной. Снижается раздражительность, повышается уровень оптимистичности. Специфичной для юношеских эмоций является их значительная избирательность.
Юноши, в отличие от подростков, боле способны к управлению своим эмоциональным состоянием. Они характеризуются более устойчивым настроением, менее зависимым от нервной системы и в большей мере определяемым средовыми факторами. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность [6].
При всем разнообразии вариантов индивидуального развития, можно с уверенностью говорить о процессе стабилизации личности. У старшеклассника наблюдается повышение уровня самоуважения, которое существенно отличается от подросткового.
Формируется саморегуляция, усиливается контроль за собственным поведением, включая и эмоциональное. Убеждения, мнения, позиции в ранней юности характеризуются осознанностью и устойчивостью [14].
Социальная ситуация развития старшего школьника как субъекта учебной деятельности обусловливает новое содержание последней. Наряду с функционированием внутренних познавательных мотивов, продолжается формирование мотивов широких социальных и собственно личностных, в числе которых значительное место принадлежит мотивам достижения цели.
В процессе общения осуществляется формирование у старшего школьника коммуникативных способностей, в том числе способности к продуктивному контактированию с незнакомым или малознакомым индивидом, вовлечению его в доброжелательное общение, располагающее к развитию отношений, основанных на взаимопонимании и взаимной поддержке.
В ходе личностного становления старшеклассники постепенно перенимают качества взрослых людей [14].
Познавательная область старшеклассников также характеризуется определенными преобразованиями. Усложняется и совершенствуется уровень операций, характеризующих развитие мышления. Формируется способность к формулированию общих выводов на основе конкретных положений. Вырабатывается умение выдвижения гипотез и оперирования фактами.
Существенно повышается уровень развития переключаемости, устойчивости внимания, более высоким становится темп работы. Процесс развития памяти характеризуется замедлением скорости прироста непосредственного запоминания, но в то же время существенно повышается его продуктивность.
Когнитивные процессы у старшего школьника уже сформированы настолько, что он оказывается практически готовым к выполнению всех видов умственных операций – даже довольно сложных — наравне со взрослым человеком [19].
Характерным для рассматриваемого возрастного диапазона является продолжающийся процесс развития общих и специальных способностей старшеклассников на основе главных, ведущих видов деятельности: учебной, трудовой, деятельности общения.
В ходе обучения осуществляется формирование общих умственных способностей; особой интенсивностью отличается развитие понятийного мышления. Движущими силами данного процесса являются усвоение понятий, совершенствование умения пользования ими, конструирования логических — в том числе абстрактных — рассуждений [6].
Поскольку учебная деятельность для старшего школьника выступает в качестве основного средства реализации планов на будущее, происходит качественное преобразование структуры учебной мотивации. Одной из особенностей учения как вида деятельности является направленность на определенный результат.
В рассматриваемом возрасте наблюдается значительное повышение интереса к обучению, активизируется мотивация самоопределения и проектирования предстоящей самостоятельной жизнедеятельности. Широкие социальные и познавательные мотивы индивида обнаруживают наличие взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения.
Причины определенного отношения к учебному процессу четко и конкретно осознаются школьниками, что свидетельствует о яркой выраженности их произвольной мотивации.
Налицо готовность и стремление к самостоятельному приобретению и пополнению знаний. Формируется исследовательское отношение к изучаемым дисциплинам, совершенствуется умение определять и формулировать проблему.
Поэтому в содержании учебной деятельности приоритетными для старшего школьника являются пути решения задач, сравнение различных точек зрения по дискуссионным вопросам, требующим интеллектуального напряжения.
Довольно высок у старших школьников уровень развития абстрактного мышления. Именно в этот возрастной период у них формируется «индивидуальный стиль деятельности», выступающий, по выражению Л.С. Славиной, индивидуально-своеобразной совокупностью психических свойств, сознательно или стихийно используемых человеком для приведения собственной индивидуальности в соответствие с предметными внешними условиями деятельности [19].
Особая роль в старшем школьном возрасте принадлежит отношению индивида к развитию собственных способностей. Последние активно сопоставляются с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки старшего школьника к овладению знаниями, умениями и навыками в контексте выбираемой профессии.
Вышеизложенное позволяет отметить, что главным для старшего школьника является общение, а также активное планирование собственного будущего.
Если в подростковой среде авторитет педагогического персонала и родителей характеризуются уравновешенностью, то для старшего школьника авторитет конкретного педагога-предметника является значительно дифференцированным в сопоставлении с авторитетом школы в целом.
Существенно повышается и авторитет родителей и других взрослых, принимающих участие, как в профессиональном, так и в гражданском самоопределении индивида.
Таким образом, происходящие изменения в психике старшего школьника во многом определяют его самооценку, отношения с взрослыми, сверстниками, отношения в семье.
В данном возрасте формируются и совершенствуются основные психические процессы и свойства личности. В содержание учебной деятельности входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые необходимо постоянно развивать.
Учет вышеизложенных положений в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения призван способствовать существенному повышению продуктивности психолого-педагогического взаимодействия с учащимися старшего школьного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы