Курсовая с практикой Педагогика/Психология Организация работы с молодежью

Курсовая с практикой на тему Инновационное поведение различных категорий молодежи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Типология исследований молодежных проблем в отечественной и зарубежной социологии 6
1.2. Понятие инновационности в поведении молодежи 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 22
2.1. Исследование инновационных доминант поведения молодежи региона 22
2.2. Социальный проект «Мы – сила» 28
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

  

Введение:

 

Актуальной в сфере социологии остается проблема аудитории. От определения необходимой для проведения определенного исследования прицельной аудитории зависят характер сообщения, способы его усиления (частота, повторяемость и т.п.), наконец, ожидаемый результат.
Аудитория в широком смысле – это обобщенная категория читателей, зрителей и слушателей, пользователей Интернета, а в узком смысле — определенное количество людей, объединенное коммуникационным интересом. Без учета удовлетворения этих интересов невозможно оценить эффективность средств массовой коммуникации.
Аудитория, безусловно, является одной из разновидностей массы, субъектом общественного сознания. В деятельности масс-медиа загрузка сознания должно осуществиться как фактор, ради которого собственно и работает мощный механизм современной системы СМИ. Многие исследования посвящены специфике отношения аудитории к различным средствам массовой коммуникации. В связи с постоянным развитием и совершенствованием передачи информации меняются запросы, ожидания, интересы аудитории. Именно знания представлений, требований аудитории позволяют усовершенствовать и улучшить работу всех сфер, которые подают нам информацию.
Социологи исследуют те или иные аспекты взаимоотношения аудитории и СМИ, как правило, без учета экономической основы этих взаимоотношений. Они могут сосредоточить все свое внимание на общественной роли СМИ, не интересуясь бизнес-показателями изданий, на которые ориентироваться редакционный менеджмент обязан. Маркетологов и рекламистов, в свою очередь, интересуют бизнес-показатели, но для них практически не имеют значения социальные цели изданий, которые крайне важны для медиаменеджеров. Медиаменеджеры же обязаны учитывать в своей работе и социальные, и экономические цели своих изданий. В связи с этим управленцы, способные обеспечить и экономическое процветание изданий, и выполнение ими социальной миссии, оказываются все более востребованными. С развитием экономики на смену нынешнему поколению медиаменеджеров, большинство из которых ориентированы исключительно на выполнение политического заказа, неизбежно придут управленцы, обладающие также навыками рыночного управления СМИ и способные добиться финансовых успехов. Актуальность исследования состоит в необходимости выработки методологии проведения социологических исследований молодежной аудитории.
Цель исследования: разработать принципы организации исследования инновационного поведения различных категорий молодежи. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Описать совокупность характеристик молодежной аудитории.
2. На этой основе определить основания для сегментирования, применимые для поиска и описания молодежной аудитории в современной России.
3. Исследовать и систематизировать практику использования информации об молодежной аудитории.
4. Сформулировать практические рекомендации по включению информации об молодежной аудитории в структуру социологического исследования.
5. Разработать молодежный инновационный проект.
Гипотеза исследования: разработка концепции социального проекта экологической направленности позволит реализовать инновационный потенциал молодежи
Объект исследования – деятельность по исследованию инновационного поведения различных категорий молодежи.
Предмет исследования – методология исследования инновационного поведения различных категорий молодежи.
В работе были использованы исторический, типологический, комплексный методы научного исследования.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что в научный оборот вводится обобщенная и систематизированная информация о зарубежных и отечественных исследованиях молодежи. Тем самым расширяются знания и о возможностях использования данных об аудитории. Подходы и выводы, представленные в данной работе, могут быть применены в практике социологического исследования для более эффективного удовлетворения потребностей и интересов аудитории и для достижения социальных и экономических целей.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инновация в переводе с греческого языка означает «обновление, новизна, смена». В связи со сложностью и неоднозначностью данного феномена, в настоящее время однозначного подхода к определению понятия «инновация» не существует.
В России исследование проблем молодежи имеет давние традиции. По своей направленности и по своему назначению они частично совпадают с традициями, известными из гуманитарных наук Европы и Америки. Как и там, в России в разные времена многообразные концепции молодежи выражали и продолжают выражать ожидания общества от новых поколений, это своего рода теоретическое зеркало естественного процесса смены поколений. В современных условиях они сводятся к трем установкам: молодежь — «ничейная земля», молодежь — общественная опасность, молодежь — надежда общества. В то же время теории молодежи в России несут на себе отпечаток социокультурных контекстов и контекстов развития гуманитарных наук.
Для сегодняшнего состояния исследований проблем молодежи особое значение имеет то обстоятельство, что уже несколько десятилетий изучением молодежной проблематики как базовой для себя параллельно занимаются — иногда в конкуренции научных школ, но чаще в совместной работе, — во-первых, академические институты, и прежде всего социологические институты АН СССР, затем РАН, во-вторых, ведущие университеты и вузы страны — в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Барнауле, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске и других городах России.
Очевидно возрождение социологии молодежи и в содержательном, и в научно-организационном смысле.
Для молодежи характерно смещение акцентов в отношениях с другими, ослабление роли родителей и преподавателей в пользу ровесников и старших друзей, что является результатом природных процессов социализации студента: меняются жизненные ориентиры молодого человека, а следовательно и стиль его поведения.
Лица юношеского возраста являются группой повышенного риска восприимчивости к негативным явлениям. Они открыты к новым нормам и моделям поведения и, в частности, проявляют высокий уровень заинтересованности сексуальной жизнью. Это можно объяснить тем, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции, граничностью и неопределенностью социального положения, противоречиями, присущими этому периоду жизни, которые оговариваются перестройкой механизмов социального контроля. Детские и подростковые формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые средства, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Психологические особенности юношества традиционно интересуют психологов, как практиков, так и теоретиков. В психологической науке наработан солидный материал по развитию мотивационной и познавательной сферы, становление самопознания, специфики взаимоотношений юношества со взрослыми и сверстниками.
Сознание студентов по-разному подготовлено к жизненным нагрузкам. И только работа над самим собой поможет им научиться механизмам отбора среди различных факторов только нужных, и философия основ здорового образа жизни и положительно направленной поведения является той причиной, которая может сделать этот выбор правильным.
Таким образом, эта возрастная группа важна с точки зрения контроля за распространением негативных явлений в обществе в силу биологических, экономических и социальных факторов.
В ходе выполнения курсовой работы нами было проведено исследование инновационных доминант поведения молодежи региона.
В опросе приняли участие 100 человек по гендерному критерию респонденты распределились следующим образом: 50% мужчин и 50% женщин.
Участникам исследования была предложена анкета, вопросы которой были связаны с проблемой инновативности и инновационной деятельности.
По результатам проведенного анкетирования можно констатировать, что молодежь г. Елец в целом положительно относится к инновационной деятельности, проявляет готовность принимать в ней участие. Среди негативных факторов, выделенных в ходе опроса, стоит отметить слабую осведомленность представителей молодого поколения о проведении инновационной деятельности в регионе, а также склонность перекладывать ответственность за проведение данного вида активности на государственные структуры.
Для привлечения молодежи к активной инновационной деятельности командой проекта «Мы – сила» была разработана концепция барбершопа.
В наше время барбершопы достаточно популярны в связи с тем, что растет востребованность услуг по уходу за собой у мужчин. К числу потенциальной аудитории барбершопа можно отнести мужчин, которые имеют достаток выше среднего, а также их сыновья, молодые люди в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, которые являются креативными и для которых важен уход за собственной внешностью.
Несмотря на то, что клиенты барбершопа составляют более узкую категорию в сравнении с обычными парикмахерскими, поскольку их круг представлен преимущественно мужчинами, доход которых превышает средний, стоит отметить в целом несильное отражение на бизнесе кризисных и застойных явлений в экономической жизни страны. Мужчины, посещающие барбершопы, не жалеют средств на уход за собой и стрижку, включая их в список обязательных расходов. Среднее посещение мужчинами специализированных парикмахерских в полтора раза превышает аналогичную статистику у женщин, к тому же, они не отказываются от услуг по причине того, что на них выросли цены. Опыт отечественных барбершопов свидетельствует, что доля возвратных клиентов может достичь 65-70 процентов.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Типология исследований молодежных проблем в отечественной и зарубежной социологии
Лица юношеского возраста являются группой повышенного риска восприимчивости к негативным явлениям. Они открыты к новым нормам и моделям поведения и, в частности, проявляют высокий уровень заинтересованности сексуальной жизнью. Это можно объяснить тем, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции, граничностью и неопределенностью социального положения, противоречиями, присущими этому периоду жизни, которые оговариваются перестройкой механизмов социального контроля. Детские и подростковые формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые средства, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [11].
Психологические особенности юношества традиционно интересуют психологов, как практиков, так и теоретиков. В психологической науке наработан солидный материал по развитию мотивационной и познавательной сферы, становление самопознания, специфики взаимоотношений юношества со взрослыми и сверстниками. Проблемы юношества исследовали, в частности, М.Кле [21], О. Вейнингер [6], И. Дубровина [46], В. Абраменкова [1], Х. Ремшмидт [48].
Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей специфические особенности развития личности. При этом главной задачей социального воспитания, обеспечивающей многогранное развитие, духовное и физическое здоровье личности, является не прямая апелляция к сознанию с разъяснениями преимуществ «хорошего» по сравнению с «плохим», не абстрактное стремление к культуре чувств и богатства эмоций, а формирование системы потребностей и их набора, иерархии и норм удовлетворения (А. Козлов, А. Лисовский [23]). Формирование системы потребностей должно происходить в процессе становления и проявляться в стиле жизнедеятельности человека.
Особый статус юношеского периода в развитии человека отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «тяжелый», «критический» (А. Алферов [2], Г. Жук [14], И. Журавлева [15], Д. Колесов [24]). В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, которые происходят в этом возрасте и связанные с переходом от одной «эпохи» жизни к другой. Переход от подросткового возраста к взрослости содержит основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, морального, умственного, социального. При этом происходит становление качественно новых образований, в результате перестройки организма закрепляются элементы взрослости, усиливается самосознание в отношениях со взрослыми и сверстниками, появляются новые интересы, активизируется познавательная деятельность и тому подобное. Это довольно непростые преобразования, и они могут обусловливать появление серьезных проблем.
Юношеский возраст принципиально сложен для психологического анализа. Как отмечает Н. Егонская [11 c. 49], изучение юношей – это изучение контрастов, изменений, экспериментирования и роста, поскольку к этому моменту существенно индивидуализируются проявления общевозрастных закономерностей и одновременно происходит приобщение к особой юношеской субкультуре, в которую взрослым «вход воспрещен».
Процесс развития личности в пределах любого возрастного периода определяется, прежде всего, особенностями социальной ситуации. Сейчас, в условиях нестабильности общества, возникает принципиально другая, по сравнению с той, которая изучалась ранее, социальная ситуация, которая тоже не отличается стабильностью и устойчивостью. При этом, как отмечают В. Абраменкова [1] и И. Дубровина [22], именно юноши являются наиболее сенситивными к изменениям, которые происходят в различных сферах жизни, наиболее остро реагируют на новые социальные проблемы.
В этот период происходят радикальные соматические изменения, многочисленные психологические сдвиги, столкновения с обществом и его социальными институтами. Проходят эти процессы весьма различно, в зависимости от социокультурных условий, присущих определенному обществу.
Проявление особенностей юношеского возраста является серьезной социально-педагогической проблемой. По мнению Д. Колесова и И. Мягкова [24], ее первая объективная основа – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к юношам и взрослым, в различиях в их обязанностях и правах. Жизнь взрослых сложнее, чем жизнь подростков, а потому юношам приходится за относительно короткий возрастной период осваивать эту сложную сферу.
В современной педагогической и психологической науке бесспорным признается то, что юношеский период является одним из самых сложных в развитии личности.
В последние годы осуществляется активный поиск универсальной модели социальной работы, направленной на профилактику рисков для здоровья [5]. Мировая практика показала, что наиболее приближенной по своим характеристикам и требованиям является модель факторов риска и защиты. Поэтому социальная работа должна направляться на снижение активности факторов риска и повышения действенности защитных факторов.
Традиционно факторы рисков и защиты разделяют на три группы: личностные, семейные, социальные (друзья, ближайшее окружение; общесоциальные).
Факторы риска есть и будут всегда, пока существует общество. Однако на одних людей они оказывают пагубное влияние, другие же люди умеют их преодолевать. Именно поэтому в нынешних условиях важно, чтобы человек научился не допускать развития эмоциональных реакций, обусловленных неадекватными по значимости ситуаций. Необходимо научиться управлять эмоциями и разумно преодолевать эмоциональные стрессы.
Если в подростковом возрасте интенсивные изменения происходят в физическом развитии, то в и юношеском возрасте высокими темпами развивается личность. Студент находится под влиянием двух противоречивых тенденций. Одна из них – это установление более тесных межличностных контактов, усиление ориентации на группу, а другая заключается в том, что растет самостоятельность, осложняется внутренний мир, формируются личностные свойства.
Особенно важная деталь психологического развития молодежи – открытие ими своего «Я». С ним связано постепенное приобретение опыта интроспективного самоанализа. Сам внутренний мир становится субъективной основой личной жизни. Как известно, суть «Я» состоит не в простом отражении каких-то своих внешних или внутренних данных. Это социальная установка, отношение человека к самому себе, включающее различные компоненты: познавательный – познание себя, представление о своих внешние и внутренние качества; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самоуважение (или неуважение) поведенческий – практическое отношение к себе.
Основным результатом развития личности в юношеском возрасте является закладка и формирование базовых нравственных и социальных установок взрослой личности. Недостаток жизненного опыта, нечеткая направленность устремлений и убеждений нередко создают для студента ряд трудностей, в том числе и при общении с окружающими. В большинстве случаев эти трудности переживаются болезненно [25].
Студенты обычно находятся на той стадии социализации, когда механизмы являются не только усвоением социального опыта через наблюдение, подражание, адаптацию, но и активным переживанием социальных норм и ценностей. Именно поэтому в этом возрасте формирование навыков принятия решений и становление активной жизненной позиции становится если не решающим, то, по крайней мере, необходимым и важным фактором успешной социализации.
Полностью избежать ситуаций, вызывающих негативное влияние на личность, невозможно. Они обусловлены как социальными, психологическими, так и чисто физическими факторами. К тому же суть не в том, чтобы жить с меньшими нагрузками, а в том, чтобы жить более разумно, ведь это, в первую очередь, необходимо для здорового человека [5].
Идеалы, интересы, мечты наиболее рельефно выражающих сущность направленности личности студентов, поскольку в них реализуется потребность в социальном самоопределении. Вместе с тем, они представляют собой те магнитные стержни, вокруг которых формируются мировоззренческие убеждения, и которые притягивают к себе все новые и новые знания о мире природы и общества. Юношеский возраст – это пора интенсивного формирования мировоззрения, период его кристаллизации [1]. Кардинальные изменения в структуре личности молодого человека, вступающего в юношеский возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, что приводит к нарушению предыдущих отношений между молодым человеком и средой.
Одним из существенных и специфических моментов развития личности юношей становится формирование у них чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно как мужчины и как женщины. Чувство взрослости, как отмечают И. Дубровина [46], М. Кле [21], О. Вейнингер [10], является источником многочисленных внутренних и внешних конфликтов, потому что оно насквозь противоречиво: с одной стороны, индивид еще не вполне вошел в состояние взрослости, а с другой, имеет обусловленный этим обстоятельством высокий уровень притязаний, и порождает конфликты.
Как пишет И. Дубровина [46], чувство взрослости может развиваться в результате выявления молодым человеком его сходства с одним или несколькими параметрами между собой и человеком, которого он считает взрослым (сходство в знаниях, умениях, силе, ловкости, смелости и т.д.). Чем больше моментов сходства, тем больше оснований для ощущения собственной взрослости. Оно формируется и через общение со старшими друзьями, которые относятся к молодому человеку как к равному.
Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию молодого человека по отношению к себе, другим людям и миру в целом.
Для молодого человека могут стать привлекательными и внешние признаки взрослости: стиль поведения взрослых, курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, мода в одежде, прическах, формы отдыха, развлечений, отношения между мужчиной и женщиной и тому подобное. Студенту хочется быть взрослым, и он стремится действовать, как взрослый, к примеру начинает курить, употреблять спиртное, переходит от теории интимных отношений к практике. Разумеется, такое поведение не делает юношу взрослым. Он просто имитирует взрослость, и такие проявления являются стремлением самоутвердиться, выделиться среди других, занять свое место в обществе (И. Кон [18]; К. Левин [11, 14]; Т. Титаренко [12]).
Для юношей характерна реакция имитации, в основе которой лежит подражание поведению окружающих. В детском возрасте имитируются формы поведения родителей, близких родственников, воспитателей, героев книг и кино. В подростковом и юношеском возрасте – формы поведения старших сверстников, имеющих лидерские позиции, а также взрослых, которые обладают престижем и авторитетом в той сфере, в которой сам молодой человек мечтает достичь успеха. Если в качестве объекта подражания избирается «герой» с невысокими моральными качествами и асоциальным поведением, то реакция имитации может стать причиной серьезных нарушений в поведении.
Студент чувствует себя уже не ребенком, но не до конца воспринимается родителями, преподавателями, как взрослый человек, и поэтому оказывается в позиции обособленности между группами: еще не взрослый, но уже и не ребенок. Например, К. Левин считал юношу «маргинальным человеком», который находится между двумя группами, вышла из мира детства и не вошла в мир взрослых. «Маргинальность выражается в том, что иногда он действует, как ребенок, а именно тогда, когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда – как взрослый» [23]. Такая противоречивость юношеского периода развития становится источником конфликтов и приводит к типичных проблем, возникающих в это время [23]. Это, прежде всего, проблемы в отношениях со взрослыми, стремление к независимости от них, неадекватные поступки, вплоть до девиантного поведения, направленного на подтверждение своей взрослости (А. Козлов, В. Лисовский [23]).
Переходный от подросткового периода к состоянию взрослости этап (В. Абраменкова [1], И. Дубровина [22], О. Вейнингер [6], Р. Филлипс [23]) во многом определяется недостаточно четким осознанием студентами своей причастности к обществу, неотъемными членами которого они являются, независимо от возраста. Отсюда нередко возникает ложное понимание ими общества, основанное на неправильном противопоставлении интересов, склонностей, намерений узкой группы (товарищи по группе, приятели в компании) всем другим людям. Во многом этим также определяется влияние на студентов компании сверстников, которая является той непосредственной составляющей социальной микросреды, без которой они не могут обойтись, с которой их связывает возможность поговорить обо всем, что их интересует, найти эмоциональный контакт и понимание. В общении с членами группы они имеют возможность удовлетворять свои потребности в информации, которая их интересует.
Сверстники является той референтной группой, которая на определенный период становится чрезвычайно важной для каждого студента. Реакция группирования с ними является специфической поведенческой реакцией, которая достигает апогея в юношеском возрасте. Группа сверстников во многом диктует студенту формы поведения, формирует у него соответствующие позиции и отношение к себе и к людям, которые его окружают. На студента влияет и групповая психология (В. Тарасенко [25]). Учитывая это, с одной стороны он стремится к воспитанию и культивированию таких качеств, которые признаются сверстниками, вызывают восхищение, зависть других, а с другой – такого поведения, которая соответствует их ожиданиям и гарантирует положительное их отношение. Естественно, что основными источниками воздействия и информации в этом случае становятся сверстники из ближайшего окружения, или же значимые референтные личности или группы. Именно группа производит у студента навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить как ведущий и ведомый, командир и подчиненный, учитель и ученик. Именно в группе сверстников студент может сравнить себя с другими, оценить свои успехи и поражения, достичь надлежащего статуса, получить признание и т.д. [5, c. 58].
Несмотря на все, смещение акцентов в отношениях с другими, ослабление роли родителей и преподавателей в пользу ровесников и старших друзей является результатом природных процессов социализации студента: меняются жизненные ориентиры молодого человека, а следовательно и стиль его поведения.
Сознание студентов по-разному подготовлено к жизненным нагрузкам. И только работа над самим собой поможет им научиться механизмам отбора среди различных факторов только нужных, и философия основ здорового образа жизни и положительно направленной поведения является той причиной, которая может сделать этот выбор правильным.
Таким образом, эта возрастная группа важна с точки зрения контроля за распространением негативных явлений в обществе в силу биологических, экономических и социальных факторов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы