Курсовая с практикой на тему «Инфотейнмент как жанр современной тележурналистики: специфика контента (на примере программы «ТЭЦ-3» на канале Аригус 24 и программы «Утро пятницы» на канале Пятница)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
Типологические характеристики информационно-развлекательных программ утреннего
эфира
1.1.
Специфика утреннего информационно-развлекательного эфира
1.2. Инфотейнмент
как медиафеномен в утренних телепрограммах
ГЛАВА 2.
Игровая репрезентация информации в утренних телепрограммах
2.1. Образ и
функции ведущего в сетке вещания
Список использованной литературы
Введение:
Современный телеэфир отличается жанровым и тематическим
разнообразием, что соответствует различным запросам телезрителей. В процессе
конкурентной борьбы за зрителя перед социальными сетями и другими электронными
СМИ, телевизионные каналы используют различные технологии и форматы
телепрограмм. Наиболее остро конкуренция телеканалов и других видов СМИ
проявляется в утренние часы, когда потенциальные зрители только просыпаются и
собираются на работу или учебу. В это период большинство из них ограничены во
времени, но при этом имеет потребность в получении новостной информации, или же
просто в активном разговоре, музыке, движении.
С учетом этих особенностей утренних часов, большинство
современных телеканалов создает специальный утренний контент, который имеет
свою специфику и выполнен в особенном формате, так называемом инфотейнменте.
Данный жанр достаточно новый, но в виду своей комплексности и изменчивости он
может значительно отличаться в той или иной телепрограмме в зависимости от
подобранного состава ведущих, поставленных перед программой целей и т.д. Поэтому важно исследовать основные
особенности данного жанра и специфику их проявления на практике.
Это актуализирует тему данной курсовой работы: «Инфотейнмент
как жанр современной тележурналистики: специфика контента», которая выполнена
на примере программы «ТЭЦ-3» на канале «Ариг Ус 24» и программы «Утро Пятницы»
на канале «Пятница».
Целью исследования в данной работе стало выявление
характерных признаков жанра инфотейнмент в утренних
информационно-развлекательных телепрограммах.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решения
следующие задачи исследования:
—
описать специфику утреннего
информационно-развлекательного эфира;
—
охарактеризовать инфотейнмент как медиафеномен в
утренних телепрограммах;
—
изучить образ и функции ведущего в сетке вещания
на примере программы «ТЭЦ-3» на канале «Ариг Ус 24» и программы «Утро Пятницы»
на канале «Пятница»;
—
выделить и описать атрибутивные характеристики
инфотейнмента в утренних программах «ТЭЦ-3» и «Утро пятницы»: приемы, жанры,
проблемы.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает
место жанра инфотейнмент в современном утреннем телеэфире.
Предметом исследования является специфика жанра инфотейнмент
в утренних программах «ТЭЦ-3» и «Утро пятницы».
Методы исследования. В ходе выполнения данной курсовой
работы были использованы как общенаучные (анализ и синтез, индукция и
дедукция), так и специальные методы исследования, в частности метод наблюдения.
Эмпирической базой исследования являются выпуски утренних
программ «ТЭЦ-3» и «Утро пятницы» за 2019-2020 годы.
Структура курсовой работы включает введение, две главы,
заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы показал, что утренние
телепрограммы имеют ряд характерных особенностей, которые влияют на их формат,
тематику и жанровую специфику. Прежде всего, они связаны с особенностями
целевой аудитории, которая изменяется на протяжении утреннего эфира в
зависимости от времени просыпания, выхода на работу или учебу различных слоев
населения. Также важной спецификой утреннего телеэфира является необходимость
учитывать то, что внимание телеаудитории редко сконцентрировано, а сама программа
зачастую идет в фоновом режиме, телеэкран попадает в поле зрения телезрителя
только на небольшое время.
Исходя их этого, среди характерных особенностей утренних
телепередач в работе были выделены такие: информационно-развлекательный
контент; многоуровневость структуры информационного потока; наличие ведущих
(чаще пары ведущих); выделение нескольких тематических рубрик в одной
программе; приглашение гостей и экспертов в студию; включение в программу
прогноза погоды, гороскопов, советов на день. Среди популярных жанров для
утренней программы выделяют новости, интервью, опросы, репортажи, обзоры и т.
д.
При этом утренние телепрограммы призваны, с одной стороны,
проинформировать население о последних событиях в краткой и доступной форме, а
с другой стороны – создать положительный настрой перед рабочим днем, обеспечить
положительные эмоции, предложить необходимые в этот день советы и
рекомендации.
Все эти признаки и особенности характерны для такого формате
утренних телепрограмм как инфотейнмент. Он является достаточно новым форматом
подачи журналистского материала в различных видах СМИ, в т.ч. и на телевидении.
При этом в телеэфире инфотейнмент все чаще проникает именно в утренние
телепрограммы. Для данного формата характерным является смешение жанров, а
также тем и вариантов подачи информации потребителю. Главной особенностью
инфотейнмента является сочетание двух основных целей журналистики –
информирования и развлечения, которые лежат в основе главных функций
современных СМИ.
В ходе практического исследования в данной работе было
проведено изучение контента утренних программ – «ТЭЦ-3» и «Утро Пятницы».
В результате сравнения двух исследованных утренних
телепрограмм можно сказать, что в
телепередаче «ТЭЦ-3» образ ведущих не является главным, поэтому они зачастую
меняются, не привлекают массового внимания. Их основная роль – раскрыть образы
героев программы, интересно преподнести рассматриваемые темы. В программе «Утро
Пятницы» образы ведущих совсем другие, они сами достаточно известные и потому сама
передача построена вокруг них. Яркость и запоминаемость образа ведущих Маши
Иваковой и Леры Дергилевой делают проект «Утро Пятницы» достаточно узнаваемым,
связанным с их именами. Поэтому и главной функцией ведущих данной программы на
телеканале «Пятница» является имиджевая функция – формирование образа
телепередачи, привлечение и удержание целевой аудитории к просмотру утреннего
шоу.
В целом, проведенное исследование показало, что утренние
программы на современных телеканалах зачастую построены в формате инфотейнмента,
главной особенность которого является смешение жанров и тем, выполнение
развлекательных и информационных задач. При этом анализ контента программы
«ТЭЦ-3» показал, что она имеет, как развлекательное, та и информационное
наполнение, в то время как для передачи «Утро Пятницы» более характерным
является именно развлекательный контент.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Типологические характеристики информационно-развлекательных
программ утреннего эфира
1.1. Специфика утреннего
информационно-развлекательного эфира
Более шестидесяти лет на телевидении эффективно
функционирует такой жанр, как утренняя
телепередача. История его развития начинается с первого утреннего шоу «Today»,
которое вышло в эфир американского телеканала «Эн-би-си» (NBC) еще в начале
50-х годов прошлого века. В основу этого утреннего шоу было положено информационное
и аналитическое вещание, формат этой первой утренней программы в дальнейшем был
скопирован и другими американскими, а также и европейскими телеканалами[1].
На европейское телевидение формат утренней телепрограммы пришел
в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на волне коммерциализации системы
общественного вещания, которая стимулировала, в числе прочего, эксперименты с
новыми журналистскими форматами. В Европе за форматом утренних телепрограмм закрепилось
название «телевидение на завтрак» – «брэкфаст телевижн» (breakfast television), в то время
как на североамериканском континенте («родине» формата) их называют «утренними
шоу» («morning shows»)
или «морнинг ньюз шоуз» («morning news shows»).
С точки зрения жанровой классификации, эти программы представляют собой
телевизионные журналы, поэтому их также называют «утренними журналами» (morning magazines)[2].
В основе первых утренних телепередач СССР было
развлекательное и музыкальное телевидение, а первая передача информационного
характера появилась лишь в 1986 году[3].
Постепенно формат утренних информационно-развлекательных
программ проник и на региональное телевидение. Как отмечают исследователи,
развлекательные утренние программы пришли на региональный эфир в 2000 году. Это
была своеобразная эстафетная палочка, заимствованная у федеральных каналов
местными. Во-первых, вещателей она привлекала как инструмент дополнительного
заработка за счет рекламы, а во-вторых, как реализация творческого потенциала
своих работников. Утреннее шоу, в силу своей специфики, может удивлять и
предостерегать, призывать и просить, объяснять и утверждать, обучать и
воспитывать, иначе говоря, адресоваться к определенным сторонам сознания
индивида. Это то телевидение, которое восполнило пробел из-за экспансии
столичных каналов в регионы, того времени, когда из контента региональных
телестудий почти вычеркнулись научно-популярные, образовательные,
культурологические программы[4].
Для утренних телепрограмм характерны некоторые специфические
характеристики. Г. В. Алексеева и Е. Б. Футерман среди таких характерных
признаков программ утреннего телевещания выделяют следующее:
—
в утренней передаче присутствует ведущий, чаще
это пара ведущих;
—
в утреннем блоке существует несколько рубрик,
которые затрагивают самые разные сферы жизни;
—
наличие гостей, с которыми ведущие беседуют на
различные темы;
—
в утреннем шоу всегда присутствует прогноз
погоды и астрономический гороскоп;
—
чаще всего в утреннюю передачу входят такие
жанры, как новости, интервью, опрос, репортаж, обзор, выступление и т. д.;
—
утренние передачи носят
информационно-развлекательный характер;
—
чаще всего утренние телепрограммы создаются в
формате ток-шоу, то есть разговорных представлений[5].
Также в научной литературе подчеркивается, что одной из
особенностей утренних телепрограмм является многоуровневость структуры
информационного потока. Зачастую такие телепередачи состоят из большого
количества рубрик, студий и ведущих. Это позволяет повысить уровень
динамичности и разнообразие в программных рамках.
То есть, утренний телевизионный эфир буднего дня –
специфический сегмент ежедневной сетки телевизионного вещания. Особенности
утреннего эфира обусловлены тем, что он должен отражать жизненный ритм
человека, который готовится к трудовому дню. Просмотр таких программ, как
правило, проходит в фоновом режиме, поэтому перед утренними передачами стоит
две важные проблемы: как привлечь и как удержать зрителя у телеэкрана. Данный
сегмент телеэфира привлекает наибольшую аудиторию зрителей разных возрастных
групп, разного статуса и социального положения. Но при этом целевая аудитория
любого утреннего шоу перекликается с целевой аудиторией всего телеканала[6].
71 % опрошенных социологами отметили, что утром в будни они
совмещают телепросмотр с другими делами, в то время как вечером так поступает
только 50 % опрошенных. Поэтому по утрам зрители менее склонны к зэппингу
(переключению каналов), чем днем или вечером (45 % опрошенных против 57 % и 53
% соответственно). Получается, что утром телевизор, скорее, слушают, как радио,
совмещая с личными делами и сборами на работу. Сам просмотр телевизора по утрам
осуществляется непродолжительное время. Отсюда следует характерная черта
утреннего телепросмотра − постоянно переключаемый уровень внимания[7].
То есть, отличительные особенности утренних блоков
обусловлены не только интересами, но и поведением самих зрителей. Утром телевизор
работает на фоне, пока люди просыпаются, завтракают и собираются на работу. В
этот период зритель, не отрываясь, смотрит программы примерно семь минут, но за
это время он хочет получить максимум полезной для себя информации. Поэтому по
законам утреннего вещания за семь минут нужно успеть показать три сюжета разной
тематики, чтобы хотя бы один из них заинтересовал зрителя, и он не переключился
на другой канал. Нельзя не учитывать и тот факт, что практически ни одни
человек не будет смотреть утренний блок от начала и до конца. Аудитория
полностью обновляется каждые полтора часа, соответственно каждые полтора часа
канал должен выдавать весь богатый ассортимент рубрик. Исходя из этого, можно
сделать вывод, что перед утренним эфиром телеканалов стоит сложнейшая задача:
завладеть вниманием «разношерстной» аудитории, а значит, в кратчайшие сроки
освещать все темы, начиная от гороскопов и заканчивая общественными вопросами[8].
[1]
Камелина Т.А. Утренний канал на региональном телевидении (проблема контакта) // Актуальные проблемы
журналистики: сборник трудов молодых ученых. Выпуск Х. – Томск, 2015. – С. 40.
[2]
Полуэхтова И.А. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале
(на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») / И.А. Полуэхтова, И.Н.
Ивченко, Е.В. Овчинская // Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mediascope.ru/2352
[3]
Камелина Т.А. Утренний канал на региональном телевидении (проблема контакта) // Актуальные проблемы
журналистики: сборник трудов молодых ученых. Выпуск Х. – Томск, 2015. – С. 40.
[4]
Новоженина А.С. Причины недолгосрочности утреннего шоу на региональном
телеканале // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского
государственного университета [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-nedolgosrochnosti-utrennego-shou-na-regionalnom-telekanale
[5]
Алексеева Г.В. Специфика утреннего информационного блока на российских
федеральных телеканалах / Г.В. Алексеева, Е.Б. Футерман // Медиасреда. – 2019.
– №2. – С.9.
[6]
Камелина Т.А. Утренний канал на региональном телевидении (проблема контакта) // Актуальные проблемы
журналистики: сборник трудов молодых ученых. Выпуск Х. – Томск, 2015. – С. 40.
[7]
Алексеева Г.В. Специфика утреннего информационного блока на российских
федеральных телеканалах / Г.В. Алексеева, Е.Б. Футерман // Медиасреда. – 2019.
– №2. – С.10.
[8]
Бердяева М.М. Социальная журналистика в утреннем эфире федеральных каналов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2553/2200_68351_c1ffd3.pdf