Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Информационные права и свободы человека и гражданина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

1. Общая характеристика информационных прав личности 6

1.1. Право на информацию в России: история и практика 6

1.2. Возникновение идеи права на информацию в правовых системах различных государств 11

2. Правовые гарантии реализации права на свободу слова и информации в Российской Федерации 16

2.1 Система конституционных гарантий реализации права на свободу слова и информации 16

2.2 Конституционно-правовая сущность и нормативное содержание права на информацию 21

2.3 Система защиты права на свободу слова и информации 25

Заключение 29

Список использованной литературы: 32

  

Введение:

 

Актуальность работы. На сегодняшний день трудно определить более значимую проблему, чем правовое регулирование информации, определение ее правовой природы и места в существующих правоотношениях. В частности, в связи все большим вовлечением информации в гражданский оборот очень актуальной стала проблема гражданско-правового регулирования информации, определения гражданско-правовой природы самой информации и возникающих по поводу нее гражданских прав и обязанностей, а также выявления особенностей защиты гражданских прав на информацию.

Способность получения, использования, переработки, хранения информации является важной предпосылкой существования человека в социуме. Тенденция увеличения роли информации для жизни общества позволяет добиться уровня развития страны, зависящего от возможности получения информации и эффективности его использования для благосостояния человека.

Принятие поправок в Конституцию сильно влияло на общественное положение в России. На сегодняшнем этапе развития конституционного законодательства важное значение уделяется роли права и свобод людей и граждан в создании демократических обществ. Некоторые появились с момента принятия российской конституции 1993 года и теперь требуют подробной разработки, регламентации для того, чтобы они были соответствующими международным стандартам. Эта группа прав включает в себя и право на информацию и право гражданина.

Положение законодательства о информации весьма противоречиво и имеет множество противоречий. В соответствии с особенностями различных типов информации, как объекта права, режим каждого типа информации регламентируется отдельным федеральным законом.

Вопрос о эффективном осуществлении и защите прав человека, гражданина и человека является центральным вопросом в процессе становления гражданского сообщества и правового общества. А проблему реализации, гарантирования осуществления, защиты прав гражданина и прав человека на информацию необходимо детально разобраться, потому что, прежде всего, это право есть одно из основных прав человека, гражданина и человека, а прежде всего это право — новый для системы права и свободы, которую провозглашает действующая Конституция Российской Федерации, и поэтому важно осознать место исследуемого права в этом правом, его отношение к другим правам, исследовать его механизм реализации, система гарантий, законодательные ограничения.

Несмотря на некоторую разработку этой тематики проблемы гражданского законодательства в отношениях с информацией не потеряли актуальность, в частности, принятии ФЗ «Об информации, информационной технологии и защите информации», далее – ФЗ «Об информации» и части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

Теоретическая основа дипломного исследования. Право гражданина на информацию является малоизученным в современной отечественной юридической литературе. Большинство работ, в которых упоминается этот институт, ориентировано на исследование не только права гражданина на информацию, но на изучение всей совокупности субъективных прав граждан в России (Ю.М. Батурин, Н.С. Бондарь, Ю.А. Дмитриев, Сироткин, Б.А. и др.), так и за рубежом (А. Урсул, С. Дэвидсон, Дж. Доннели).

Существует довольно обширная литература, в которой рассматривается право человека и гражданина на информацию, либо отдельные его аспекты в зарубежных странах (П. Биркиншо, Э. Маккаай — Канада, Б. Визер — Австрия и др.).

Проблемы права граждан на информацию исследовались и в современной отечественной литературе (И.Л. Бачило, Ю.В. Тюрина и др.). Еще до появления права на информацию в системе прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ 1993 г. были написаны работы, в том числе и диссертационные, связанные, иногда и косвенно, с правом человека и гражданина на информацию (А.Б. Венгеров, Т.Д. Кичигина, В.А. Кряжков, В.Н. Монахов и др.). Чаще всего проблема правового регулирования информации рассматривалась в связи с использованием информационных систем в обществе (A.B. Черных, И.З. Карась, В.А. Копылов и др.), с правовым регулированием информации в обществе (И.В. Котелевская), с общетеоретическим и общественно-политическим осмыслением данного права (A.B. Малько).

Признавая важность вклада этих и многих других ученых в разработку вопросов, касающихся права человека и гражданина на информацию в РФ, необходимо, тем не менее, отметить недостаточную разработанность проблемы места права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России и многих терминов и понятий, дефиниции которых имеют большое значение для реализации этого права.

Слабо изучен и механизм реализации права человека и гражданина на информацию, препятствия реализации этого права.

Недостаточная теоретическая разработка указанных проблем лишает законодателя базы для создания более совершенных актов в этой сфере. Не последнюю роль в данном случае играет и анализ уже существующей практики реализации и защиты права человека и гражданина на информацию. В настоящей диссертационной работе предпринята попытка к их изучению и разработке.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, поиска, передачи и распространения информации между людьми.

Предмет дипломной работы: научные положения и законодательство как отечественного, так и зарубежного происхождения, а также практика применения действующих норм права в сфере закрепления и реализации информационных прав граждан.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в обобщении и увеличении научных и практических знаний об информации как объекте правоотношений, исследование возникновения права гражданина на информацию, изучение развития данного института права и определение места, занимаемого им в современном российском праве, изучение механизма реализации этого права, определение основных направлений совершенствования законодательства о праве человека и гражданина на информацию.

Для достижения этой общей цели в работе решаются следующие задачи:

— изучение истории становления и анализ права на информацию в России;

— определение возникновения идеи права на информацию в правовых системах различных государств;

— исследование международных стандартов права человека и гражданина на информацию и их развитие в законодательстве различных государств;

— определение места права человека и гражданина на информацию в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

— оценка конституционно-правовой сущности и нормативного содержания права на информацию;

— выявление проблем реализации и защиты права человека и гражданина на информацию и пути их устранения.

Методологическая основа дипломного исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывается на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих специальных методах исследования: комплексном, системном, сравнительно-правовом, нормативном, формально логическом, историческом.

Структура работы. Работа выполнена в объеме, соответствующем установленным требованиям, и состоит из введения, двух глав и параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конституционное право человека на информацию является новое в российском законодательстве, ее значение в целях становления правового государства и осуществления других правонарушений велико. Это обусловлено важностью истории ее развития, его содержания, места в системах основных прав личности и проблем ее реализации, а также защиты ее.

Одна из причин того, что идея о правах на информацию была оформлена в самостоятельном институте, заключалась в необходимости защиты личной информации и установления четкого порядка ее передачи, хранения, использования.

В России как и в других странах особо охраняются государственные, коммерческие и служебные тайны, авторские права и сведения, связанные с личной жизнью граждан. Для передачи и распространения данных в законе предусмотрено юридическое обязательство. Интересно, что большая часть норм, предусматривающих юридическую ответственность за раскрытие любой секретности, касается уголовного законодательства. Это подчеркивает важность правовых отношений, связанных с получением, передачей и распространением информации. По сути, ограничение прав на передачу и распространение государственной секретности также является гарантией конституционного права и свободы граждан.

Из всех вышесказанных следует, что все усилия по созданию прав на информацию направлены на управление действиями Правительства и защиту от превышения полномочий государства и его представителей. Поэтому идея о правах и гражданстве имеет длинную историю, однако долгое время законодательно не закреплялась. Такое положение в значительной степени обусловлено тем, что в законодательном порядке такая идея означала бы, прежде всего, увеличение ответственности власти за свои поступки и потребность в участии граждан в процессе государственного управления. Кроме того, это приведет к снижению полномочий органов государственной власти, с чем исполнительные органы ни в какой стране не смогли согласиться. Таким образом, для эффективной борьбы за права требовалась большая группа добровольцев, которую было невозможно собрать в расколотом на классы обществе.

Следует отметить очевидную либерализацию прав и политической политики в области доступа к информацией за последние тридцать лет. В 40 странах были принято законодательные законы по предоставлению государственных информационных ресурсов, а в других странах, обладающих соответствующим законодательным опытом, действующие законодательные законы по предоставлению государственных информационных ресурсов подвергались существенным изменениям из-за развития информационных технологий и общей тенденции обеспечения прозрачности деятельности органов власти. Но в целом интерес общества к информационному открытию власти не уменьшился. Кроме того, проблемы обеспечения такого открытого доступа приобрели особую важность из-за международного закрепления права на доступ к информации.

Таким образом, очевидна взаимосвязь прав человека с гражданином на информацию и указанных свобод. Без права изготовления и распространения информации свобода слова была бы значительно ограничена, а свобода поиска, получения и передачи информации – свобода мыслей. Поэтому механизм реализации прав человека и человека на информацию имеет какую-то особенность, нежели механизм реализации прав других людей и прав. В первую очередь следует сказать, что его реализация задействована двумя сторонами – гражданином и государственными органами.

Эта особенность определяется особенностью правоотношений поиска и получения информации, которое является взаимосвязанным двусторонним процессом. Помимо этого, следует упомянуть различные условия для реализации прав на информацию гражданам Российской Федерации и лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации.

Третья особенность механизма осуществления рассмотренного права человека заключается в том, что обязанности в отношениях поиска, получения, передачи и производства информации возлагаются исключительно юридическим лицам. Особое значение имеют гарантии, ограничения, поскольку они способствуют упорядоченности процесса реализации.

Механизм осуществления права на информацию имеет определенную специфику, обусловленную несколькими причинами. В процессе реализации его задействованы и граждане, а также органы государственной власти, что определяется как одним из типов правовых отношений, осуществляемых в рамках объектных и субъектных отношений поиска и получения информации. Условия предоставления прав на информацию разные для граждан России и для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. В правах поиска, получения, передачи и производства информации юридические обязанности возложены только на юридические лица.

Поэтому рассматривались основные задачи реализации права и права человека на информацию, а также способы ее преодоления, а также способы их решения. Практика обращения гражданина и человека к информации может привести к другим вопросам, но решить их без твердого законодательного акта нельзя.

Хотя все гарантии, предусмотренные законом, позволяют реализовать право на информацию российским гражданам, пока еще невозможно полностью убедиться в действительности возможности реализации этого права. Таким образом, необходима более детальная законодательная регулировка данного вопроса, установление более строгих ограничений государственным органам, местным органам и должностным лицам для получения информации о гражданах.

Необходимо предпринять меры, направленные на реализацию программы по информированию граждан о своих правах; разъяснению, какие существуют законные пути их осуществления.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика информационных прав личности

1.1. Право на информацию в России: история и практика

Информационные и коммуникационные технологии — один из важнейших факторов, влияющие на становление общества XXI века, является одним из важнейших факторов. Они революционно влияют на образ жизни человека, его образование и работу, взаимодействие правительства с гражданским обществом. технологии быстро оказывается жизненным стимулом для развития мирового экономического развития. Это также дает возможность частному лицу, фирме и обществу, занимающемуся бизнесом, более эффективным и творческим образом решать проблемы экономической и социальной сферы. Мы все открываем огромное количество возможностей .

Человек уже многие века обсуждает и обсудит вопросы свободы. Это свобода людей, личностей и граждан, свобода экономической, политической и социальной, свобода при различных государственных строях и в разных периодах. Не последняя роль в данной дискуссии — свобода человека получения и распространения информации, обмен информации. В понятии свободы информации возникает право на знание информации, ее трактовку и ее исполнение в современных условиях.

При осуществлении своей деятельности человек делает выбор, выбирает среди известных ему видов деятельности, а свой выбор он основывает на уже полученной ему информации. Мир, к которому мы относимся в повседневной жизни, — мир, в котором перед нами есть выбор между равными конечными цели, между равными абсолютными стремлениями, осуществлением одной из которых обязательно связано с того, что придётся пожертвовать другим. Сказать можно, что свободы человека всегда зависят от выбора, выбор всегда базируется на информации, которая есть у человека. С детства человек уже делает выбор, перед тем как получить информацию о себе.

Информация является жизненно необходимой для человека, поскольку без нее человек не сможет выбрать и т.е. воспользоваться свободой своей. Сегодня мы, как утверждают многие ученые, живем в информационной среде, где доступ к определенному информационному ресурсу становится определяющим и сама информация становится продуктом общества. В таких условиях права на получение сведений становятся очень важными в системе права и свобод человека. Особенно важна роль доступа граждан к правовым данным и информацией о деятельности органов государственной власти. В этой связи в стране начали и продолжают формироваться правовые системы, обеспечивающие доступ к правовым данным и информацией о деятельности государственных органов .

Основой системы является Конституция РФ. Данный труд посвящен рассмотрению системы закрепления гарантий конституционного законодательства на информацию граждан. Из изложенного видно, что тема исследования довольно актуальна.

В качестве конституционного права граждан закрепляется в ч. 3-4 ст. 29 Конституции РФ. Суть его в том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июня 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации. Запрещается цензура, т.е. контроль за содержанием публикаций и передач, выражающихся в требованиях должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовать с ними сообщения и материалы, подготовленные СМИ. Порядок создания и гарантии для СМИ отражены в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Важное значение для реализации права на информацию оказали: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», Федеральный закон от 05.04.2013 N 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)», Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ (с изм. и доп. от 29.06.2004) «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (с изм. и доп. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации».

Отсюда видно, что, если граждане не имеют свободной доступа к информации, в условиях информационной непрозрачности, «непрозрачности» государственных органов, все демократические институты легко могут приобретать имитация и декоративность, а «носитель уверенности и единый источник власти» может стать манипулируемым «электоратом» .

В связи с этим очень очевидно, что дискуссия по характеру современной политической ситуации в России, ведущейся как в нашей стране, в большинстве своем сконцентрирована на вопросах прозрачности государственной власти, а также реализации прав граждан на доступ к информации.

Законопроект о Похмелкине и Юрии Юшенкове предоставлял органы и организации право отказаться от предоставления информации только при наличии запрашиваемой информации: составляющих гостайну; о оперативно-расследовании; о судебных разбирательствах; о судебных разбирательствах; о судебных разбирательствах; о судебных разбирательствах; о судебных разбирательствах; о коммерческой, служебной или другой охраняемой законом информации; о доступе к которой ограничены другие федеральные законы. В действительности законопроект всегда отсылает дополнительное законодательное регулирование таких важных областей общественного отношения, как доступ к личным данным граждан ст. 1.

Сведения, связанные с служебной секретностью ст. 4. Соблюдение интересов и прав третьего лица при предоставлении сведений о деятельности органов государственного управления и местных органов. Сейчас в этих областях нет какого-либо законодательного регулирования, нет и в комментарии к законопроекту.

Таким образом, соответствующие законопроектные нормы не могут действовать. Так, к примеру, пока границы информации относятся к тайне службы, все списки сведений о деятельности органов государственной власти и местных органов, которые должны быть размещены в общедоступных системах, теряют смысл, так как ничего не мешает нарушению требований Закона. Заметим, что согласно ст. 8 Перечень сведений о деятельности государственных органов, обязательного размещения в информационных системах общедоступного пользования и периодичности, способов и форм размещения, утверждается соответствующим государственным органом, который осуществляет руководство деятельностью их органов .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы