Курсовая с практикой на тему Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Теоретические аспекты индивидуального подхода к детям в
процессе формирования их личности. 6
1.1 Проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в
психологической науке. История проблемы индивидуального подхода. 6
1.2 Индивидуальный подход к дошкольникам. 12
2. Методика организации индивидуального подхода к
дошкольникам в процессе трудовой деятельности. 23
2.1 Организация и содержание экспериментального исследования. 23
2.2 Эффективность экспериментального исследования в обучении
дошкольников 24
Заключение. 31
Литература. 32
Введение:
Актуальность исследования. Ребенок — самая большая из всех ценностей
мира. Его творческая личность, как маленький росток, может подрасти и расцвести
только на благоприятной почве. Поэтому
«Федеральная доктрина развития образования» устанавливает перед воспитателем
задачу организовать ребенку условия для его наибольшего самоопределения.
Понятно,
что индивидуальный вектор развития дошкольника не всегда сходится с
направлением движения в большую науку: не всем быть Эйнштейном. Но с
удовольствием и полезно способны учиться все.
Для этого
процесс обучения должен быть сконструированным с наибольшим приближением к
запросам и потенциалам ребенка.
Осуществление
индивидуального подхода в процессе воспитания означает прежде всего выявление
общей направленности личности детей, их склонностей и содержания интересов.
Учет этого помогает воспитателю поддерживать и стимулировать развитие
положительных сторон личности детей.
Необходимость
индивидуального подхода обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы
воспитательного воздействия каждый ребенок реагирует по-разному, в зависимости
от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера, возникших раньше
того, как складываются его отношения с окружающими детьми, с воспитателем на
данном этапе. Все это вызывает существенные индивидуальные различия в отношении
каждого воспитанника к самым воспитательным воздействиям. Игнорирование этого
факта снижает эффективность воздействий воспитателя на ребенка, а иногда дает
нежелательные последствия.
Главной
тенденцией системы образования в России является формирование ценностного
отношения личности к социальной и природной среде и самого себя. Социализация
личности "эффективно осуществляется в коллективе, через коллектив и для
коллектива" (А.С. Макаренко). Однако это не означает, что индивидуальные
особенности ребенка в коллективе не принимаются. "Без знания ребенка, его
умственного развития, мышления, интересов, предпочтений, способностей,
задатков, наклонностей — нет воспитания", — отмечал В.А. Сухомлинский. При
всей важности воспитательной роли коллектива личность каждого ребенка всегда
была и остается в центре внимания педагога, главным объектом и целью
воспитания.
В прошлом
рождались как зарубежные (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Ж.
Пиаже, И.Г. Песталоцци, С. Френе), так и отечественные (С.Ф. Русова, А.И.
Дорошенкова, Н.Д. Лубенец и пр.) теории индивидуального воспитания детей, в
которых значительное внимание уделялось учету индивидуальных потребностей,
интересов и возможностей ребенка.
Проблема
индивидуальных особенностей учащихся, необходимость их учета и дальнейшего
развития в учебно-воспитательном процессе была предметом внимания И.Г.
Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта, К.Д. Ушинского. Именно в их трудах
находим идею о том, что "без учета природы ребенка" нельзя достичь
успехов в педагогической деятельности.
За
последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения
посвящен ряд работ ученых-методистов В.П. Беспалько, А.А. Кирсанова, Е.А.
Климова, М.Н. Скаткина и др.
В трудах
педагогов определены содержание и структура данной проблемы, а также предложены
пути и средства ее решения.
Признавая
бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится
констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок
индивидуальных заданий.
Цель курсовой работы — изучение психологических особенностей
индивидуального подхода и специфики реализации идей индивидуализированного
обучения дошкольников.
Объект исследования — психологическая сущность категории
индивидуального подхода дошкольников.
Предмет исследования- Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности.
Гипотеза исследования- использование индивидуального подхода в
трудовом воспитании положительно повлияло на эффективность овладения указанными
умениями и навыками, повлекшее высокий уровень усвоения знаний.
Задачи курсовой работы:
1. Описать
проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в психологической науке.
2.
Определить условия и факторы организации индивидуального подхода к
дошкольникам.
3.
Провести эмпирическое исследования применения индивидуального подхода в
трудовом воспитании дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Индивидуальный подход — педагогический
принцип, учитывающий индивидуальные особенности детей в обучении и воспитании.
В нем учитываются индивидуальные особенности всех участников педагогического
процесса: дошкольника — воспитателя, студента — преподавателя, воспитанника —
воспитателя [21].
В
литературе имеются противоречивые понимания категорий «индивидуализация
обучения» и «индивидуализированное обучение». В педагогическом словаре понятие
«индивидуализация обучения» определяется как организация учебного процесса,
когда выбор средств, мероприятий, темпа обучения учитывает индивидуальные
различия обучения. Много авторов придерживается этого взгляда. Поэтому и
существует положение, что следует учитывать не все, то есть не обязательно
учитывать все индивидуальные особенности всех дошкольников.
Индивидуализация
обучения — это педагогический принцип построения системы отношений дошкольника
с воспитателем. В такой системе обучения учитываются и развиваются
индивидуальные особенности каждого участника. Особое значение и развитие
получают такие качества: самостоятельность, инициативность, исследовательский
или поисковый стиль деятельности, творчество, уверенность, культура труда.
Экспериментальное
исследование, проведенное в ДОУ, дало возможность утверждать, что использование
индивидуального подхода на основе трудового воспитания способствует повышению
качества обучения и развивающего потенциал, эффективности обучения в целом. Поэтому,
учитывая основные теоретические положения и результаты эксперимента перед
воспитателем следует поставить задачу реализовывать принцип индивидуального
подхода, который проявляется в дифференциации, на всех занятиях.
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования. Ребенок — самая большая из всех ценностей
мира. Его творческая личность, как маленький росток, может подрасти и расцвести
только на благоприятной почве. Поэтому
«Федеральная доктрина развития образования» устанавливает перед воспитателем
задачу организовать ребенку условия для его наибольшего самоопределения.
Понятно,
что индивидуальный вектор развития дошкольника не всегда сходится с
направлением движения в большую науку: не всем быть Эйнштейном. Но с
удовольствием и полезно способны учиться все.
Для этого
процесс обучения должен быть сконструированным с наибольшим приближением к
запросам и потенциалам ребенка.
Осуществление
индивидуального подхода в процессе воспитания означает прежде всего выявление
общей направленности личности детей, их склонностей и содержания интересов.
Учет этого помогает воспитателю поддерживать и стимулировать развитие
положительных сторон личности детей.
Необходимость
индивидуального подхода обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы
воспитательного воздействия каждый ребенок реагирует по-разному, в зависимости
от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера, возникших раньше
того, как складываются его отношения с окружающими детьми, с воспитателем на
данном этапе. Все это вызывает существенные индивидуальные различия в отношении
каждого воспитанника к самым воспитательным воздействиям. Игнорирование этого
факта снижает эффективность воздействий воспитателя на ребенка, а иногда дает
нежелательные последствия.
Главной
тенденцией системы образования в России является формирование ценностного
отношения личности к социальной и природной среде и самого себя. Социализация
личности "эффективно осуществляется в коллективе, через коллектив и для
коллектива" (А.С. Макаренко). Однако это не означает, что индивидуальные
особенности ребенка в коллективе не принимаются. "Без знания ребенка, его
умственного развития, мышления, интересов, предпочтений, способностей,
задатков, наклонностей — нет воспитания", — отмечал В.А. Сухомлинский. При
всей важности воспитательной роли коллектива личность каждого ребенка всегда
была и остается в центре внимания педагога, главным объектом и целью
воспитания.
В прошлом
рождались как зарубежные (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Ж.
Пиаже, И.Г. Песталоцци, С. Френе), так и отечественные (С.Ф. Русова, А.И.
Дорошенкова, Н.Д. Лубенец и пр.) теории индивидуального воспитания детей, в
которых значительное внимание уделялось учету индивидуальных потребностей,
интересов и возможностей ребенка.
Проблема
индивидуальных особенностей учащихся, необходимость их учета и дальнейшего
развития в учебно-воспитательном процессе была предметом внимания И.Г.
Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта, К.Д. Ушинского. Именно в их трудах
находим идею о том, что "без учета природы ребенка" нельзя достичь
успехов в педагогической деятельности.
За
последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения
посвящен ряд работ ученых-методистов В.П. Беспалько, А.А. Кирсанова, Е.А.
Климова, М.Н. Скаткина и др.
В трудах
педагогов определены содержание и структура данной проблемы, а также предложены
пути и средства ее решения.
Признавая
бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится
констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок
индивидуальных заданий.
Цель курсовой работы — изучение психологических особенностей
индивидуального подхода и специфики реализации идей индивидуализированного
обучения дошкольников.
Объект исследования — психологическая сущность категории
индивидуального подхода дошкольников.
Предмет исследования- Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности.
Гипотеза исследования- использование индивидуального подхода в
трудовом воспитании положительно повлияло на эффективность овладения указанными
умениями и навыками, повлекшее высокий уровень усвоения знаний.
Задачи курсовой работы:
1. Описать
проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в психологической науке.
2.
Определить условия и факторы организации индивидуального подхода к
дошкольникам.
3.
Провести эмпирическое исследования применения индивидуального подхода в
трудовом воспитании дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературных источников.