Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста при формировании у них позитивного отношения к труду

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Ретроспективный анализ проблемы формирования отношения к труду у детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста 10
1.3. Организационно-педагогические условия формирования отношения к труду у детей дошкольного возраста 14
Выводы по Главе 1. 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1 Изучение уровня сформированности отношения к труду у детей дошкольного возраста в МБДОУ «ДС № …….» 21
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования отношения к труду у детей дошкольного возраста 25
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по Главе 2. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время приобщение детей дошкольного возраста к труду является центральным звеном не только знаний, но и умений, что имеет в самой личности непреходящее значение. Дошкольный возраст является периодом достаточно чувствительным, который характеризуется быстрыми трансформациями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка.
В частности, В.Г. Маралов писал о том, что заложенный в раннем детстве положительный опыт формирует прочную основу будущего развития личности дошкольника. Л.И. Сайгушина, в частности, отметила, что современный общественный заказ ориентирован на такого выпускника детского сада, который «научился учиться», применяя все полученные знания в процессе активной деятельности.
Традиционная методика трудового воспитания способствует более развитию исполнительности, накоплению трудового опыта ребенка, старается воспитывать любовь к труду и радость от совершения трудовой деятельности. Воспитание социально-активной личности заложено в ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие». В частности, стандарт подразумевает формирование у детей активной позиции.
В соответствии с этим актуальность проблемы приобщения дошкольников к труду, развития субъектности детей обуславливается, по мнению Е.А. Шанц, тем, что период дошкольного детства является сензитивным для формирования начальных форм трудовой деятельности, что связано с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка.
По нашему мнению, формирование отношения детей дошкольного возраста к труду является важным для воспитания эстетически развитой гармоничной личности, которая умеет ставить перед собой цели и решать задачи, а также в будущем не боится каких-либо сложностей.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить особенности применения индивидуального подхода к детям дошкольного возраста при формировании у них позитивного отношения к труду.
Объект исследования: процесс организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
 трудовое воспитание основано на принципе индивидуализации образования;
 развивающая предметно-пространственная среда стимулирует позитивное отношение детей к труду;
 принцип индивидуализации учитывается при взаимодействии с семьями воспитанников в рамках трудового воспитания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень отношения к труду у детей дошкольного возраста.
3. Реализовать комплекс организационно-педагогических условий и выявить их эффективность.
4. Составить рекомендации для родителей по формированию позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации.
Методы исследования:
 теоретические: анализ литературных данных, обобщение результатов исследования.
 эмпирические наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
На констатирующем этапе исследования нами проводился анализ проблемы исследования в теории и практике дошкольного образования, разрабатывалась методология исследования.
На формирующем этапе исследования нами выявлялся уровень отношения детей дошкольного возраста к труду, изучалась развивающая предметно-пространственная среда, внедрялись организационно-педагогические условия гипотезы.
На обобщающем этапе исследования сравнивались результаты исследования до и после внедрения условий гипотезы, обобщались и делались выводы.
В работе мы вводим ограничение – в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «ДС №……. »
Структура работы: состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучен уровень отношения к труду у детей дошкольного возраста.
3. Реализован комплекс организационно-педагогических условий и выявить их эффективность.
4. Составлены рекомендации для родителей по формированию позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации.
В ходе решения первой задачи было выявлено, что формирование отношения к труду не являлось предметом какого-то отдельного обучения, а всегда рассматривалось комплексно. Проблема формирования отношения к трубу основывается, в свою очередь, на инициативности детей дошкольного возраста, на их готовности к трудовой деятельности, на непосредственной удовлетворенности процессами и результатами собственного труда. Грамотное наполнение развивающей предметно-пространственной среды является очень важным для реализации двигательной активности детей, их совместной деятельности. В процессе организации трудовой деятельности очень важно, чтобы дети чувствовали радость от своего труда, были инициативны и трудолюбивы. Кроме того, ценность чужого труда – это очень важное направление формирования отношения к труду детей дошкольного возраста. При этом соблюдение и реализация условий по формированию отношения к труду детей дошкольного возраста является основополагающим процессом, который поможет достичь эффективных результатов в процессе трудового воспитания дошкольников.
В ходе решения второй задачи было выяснено, что что у детей старшей группы констатирован средний уровень сформированности отношения к труду. Некоторые из детей практически не осознают пользы от своих трудовых действий, у них не имеется устойчивого интереса к труду. Высокий уровень отношения к труду констатируется только у троих детей, средний – у одиннадцати. Это минимальный показатель, который требует осуществления целенаправленной работы по трудовому воспитанию.
В ходе решения третьей задачи был представлен комплекс занятий, который нацелен на формирование у детей положительного отношения к труду, на повышение в их глазах значимости трудовой деятельности, на повышение ценности к труду. На обобщающем этапе исследования было выяснено, что сформирмированность отношения детей дошкольного возраста к труду повысилась.
В ходе решения четвертой задачи было выяснено, что при работе с детьми по формировании отношения к труду давать детям, прежде всего, посильные поручения. За выполнение работы ребенка необходимо хвалить, а в процессе работы помогать. Сначала следует показывать ребенку, как правильно и чаще все ситуации обыгрывать. Ребенка также важно учить относиться с уважением к чужому труду.
Таким образом, реализованы следующие условия гипотезы:
— трудовое воспитание основано на принципе индивидуализации образования;
— развивающая предметно-пространственная среда стимулирует позитивное отношение детей к труду;
— принцип индивидуализации учитывается при взаимодействии с семьями воспитанников в рамках трудового воспитания.
Задачи данного исследования решены.
Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Ретроспективный анализ проблемы формирования отношения к труду у детей дошкольного возраста

Проблемы формирования отношения к труду у детей дошкольного возраста достаточно активно разрабатывались еще с периода советской педагогики. В частности, в тот период, когда актуальность приобрел вопрос о создании школы нового типа. Для этого было необходимо еще с дошкольного возраста приобщать детей к труду. В тот период социально-экономические и политические тенденции формирования отношения к труду являлись определеляющими. В процессе активного построения социализма в 20-30 гг. прошлого столетия особую важность приобретали труды марксистов-ленинистов, которые обуславливали роль труда в процессе воспитания.
В целом же проблематика формирования отношения к труду в дошкольном учреждении строилась во взаимосвязях с прочими видами деятельности и в целом прошла достаточно тернистый путь.
Первый этап проблемы формирования отношения к труду у детей совпал с развитием социалистических идей (1917-1937 гг.). В частности, акцент трудового воспитания делался на организации различных видов труда, как элементарных, так и общественно-полезных. На первом съезде по дошкольному воспитанию перед дошкольными организациями ставилась задача в том, чтобы сформировать у детей радостное отношение к труду. Предполагалось, что дети должны получать эмоционально-нравственное удовлетворение от красивой и качественной работы. При этом главное, чтобы цель детской работы была достигнута. Основная мысль данного периода заключалась в том, чтобы дети труд любили и понимали, с какой целью они трудятся.
На четвертом съезде была принята другая резолюция. Для стимулирования трудовой активности детей было рекомендовано практиковать новые формы организации социалистического труда: соцсоревнование, ударничество. Р.И. Прушицкая предлагала актуализировать общественную направленность труда, сформировать дела-проекты в помощь какому-то предприятию. Для этого предлагалось оборудовать дошкольные организации станками и оборудованием.
В последующем идеи о важности формирования отношения к труду детей дошкольного возраста развивались в методических письмах по дошкольному воспитанию. В первую очередь, предлагалось приобщать детей к труду через работу в деревне. В частности, важным направлением позиционировалось развитие навыков самообслуживания, в рамках чего дети должны были уметь подметать, поливать цветы, убирать посуду после еды и так далее. Также предлагалось приобщать детей к починке мебели. Приветствовалась организация дежурств для развития личной ответственности детей.
Одна из ключевых задач формирования у детей активности в труде имеется в письме «Игра и труд дошкольников». Здесь внимание актуализируется на воспитании общественного труда и личностной инициативности. Особенно важно было организовывать жизнь детей таким образом, чтобы она, жизнь, сама давала им толчок к трудовой деятельности. Решающее значение формирования отношения к труду отводилось именно производительному труду (сшить полотенце, смастерить ящик). Соответственно, можно говорить о том, что целесообразным приемом формирования отношения к труду являлось применение полученного продукта деятельности в повседневности.
На втором этапе формирования отношения к труду детей дошкольного возраста (1938-1958 гг.) дети сильно опекались. Трудовое воспитание перестало выделяться как обособленное направление.
На третьем этапе (с 1960 годов по сегодняшний день) формирование отношения к труду у детей дошкольного возраста можно охарактеризовать обилием программных и методических обоснований необходимости приобщения к труду. В частности, в 1964 году была издана «Программа воспитания в детском саду» с включением следующих разделов: Труд, Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Выращивание растений и так далее. В 1985 году в Программе формирование отношение к труду у детей дошкольного возраста обуславливается чувством стремления к собственной полезности. Активно вырабатывалось детское трудолюбие.
А.Г. Тулегенова полагала, что для формирования положительного отношения к труду необходимо работать с эмоциональной стороной и выделять действенный компонент. Поэтому стали выделяться этапы трудового процесса (желание и стремление трудиться, чувствовать удовольствие после вышечного напряжения, чувствовать удовлетворенность собственной деятельностью).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы