Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Индивидуально-личностные особенности в акцентуации характера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения акцентуации характера и тревожности 5
1.1. Понятие об акцентуациях характера личности 5
1.2. Психологические особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте 16
1.3. Понятие о тревожности как психическом феномене и ее особенности у подростков 24
Выводы по главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных особенностей в акцентуации характера (на примере тревожности у подростков) 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 43
Заключение 44
Литература 46
Приложения 48

 

 

 

 

  

Введение:

 

<p>Введение 3<br />Глава 1. Теоретические аспекты изучения акцентуации характера и тревожности 5<br />1.1. Понятие об акцентуациях характера личности 5<br />1.2. Психологические особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте 16<br />1.3. Понятие о тревожности как психическом феномене и ее особенности у подростков 24<br />Выводы по главе 31<br />Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных особенностей в акцентуации характера (на примере тревожности у подростков) 32<br />2.1. Организация исследования 32<br />2.2. Анализ результатов исследования 34<br />Выводы по главе 43<br />Заключение 44<br />Литература 46<br />Приложения 48</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>&nbsp;</p>

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Было проведено исследование индивидуально-личностных особенностей в акцентуации характера, которое состояло из двух последовательных этапов – теоретического анализа и эмпирического изучения заявленной проблемы.
В процессе теоретического анализа были рассмотрены теоретические аспекты изучения акцентуации характера и тревожности. В частности было проанализировано понятие об акцентуациях характера личности, изучены психологические особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте, а также рассмотрено понятие о тревожности как психическом феномене и проанализированы ее особенности у подростков.
В результате теоретического анализа было выявлено, что акцентуации характера – это понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. В подростковом возрасте акцентуации характера выявляются легче, поскольку они не подвержены еще значительным трансформациям, не маскируются разного вида психологическими защитными механизмами, реакциями компенсации и гиперкомпенсации, приобретенным жизненным опытом. Выявленные особенности характера у подростка во многом могут объяснить его поведение и имеющиеся психологические проблемы. Также было выявлено, что тревожность представляет собой психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности, которое по сравнению со страхом может быть беспредметным и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Кроме того, тревожность подростков может стать неотъемлемой частью их личности и мешать самореализации, общению с другими.
В результате эмпирического изучения проблемы было выявлено, что наиболее распространенными акцентуациями характера в выборке подростков являются гипертимный, демонстративный, экзальтированный и возбудимый типы акцентуациями характера. Школьная тревожность, общая тревожность, и самооценочная тревожность превышают у подростков средний уровень и характеризуются значениями выше среднего, в то время как межличностная тревожность и магическая тревожность обладают средним уровнем выраженности. При этом была подтверждена выдвинутая гипотеза и можно утверждать, что высокий уровень тревожности способствует формированию тревожного, эмотивного и застревающего типов акцентуаций характера.
В качестве рекомендаций по результатам проведенного исследования можно предложить проведение с подростками психокоррекционного тренинга, направленного на развитие навыков саморегуляции при использовании элементов рационально-эмотивно-поведенческой терапии и арт-терарпии.
Цель тренинга – коррекция психического состояния и повышение саморегуляции у подростков.
Задачи тренинга:
1. Работать над сплочением малой группы, над уровнем доверия и открытости.
2. Способствовать приобретению участниками группы умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, посредством изотерапии, а также с помощью открытых дискуссий и обмена опытом.
3. Развивать навыки саморегуляции у подростков.
4. Улучшать творческие способности у подростков при выполнении упражнений тренинга.
В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы можно рассматривать более широкий учет социально-демографических характеристик испытуемых, больший арсенал применяемых психодиагностических методик, а также соответственно больший объем выборки.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения акцентуации характера и тревожности

1.1. Понятие об акцентуациях характера личности

Согласно ряду авторов, личность есть абстрактное понятие, объединяющее в себе различные стороны человеческой психики, такие, например, как эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная, когнитивная сферы, психические процессы и т.д. В то же время по замечанию А.В. Петровского, некорректно в понятии личности отражать какой-либо отдельный аспект функционирования психики индивида. Само понятие личность имеет многогранное концептуальное значение, поскольку в себе содержит различный спектр психических проявлений, которые определяют поведенческие особенности человека в рамках различных жизненных ситуаций. Поэтому содержание понятие личности является разнообразным и сложным. И это отразилось в многообразии трактовки данного понятия как в отечественной, так и зарубежной психологии [12].
В свою очередь, по мнению А.Г. Асмолова, личность представляет собой особое человеческое качество, которое формируется у индивида в процессе социализации по мере того, как происходит усвоение человеком социальных и культурных норм общества при общении с другими людьми и вступлении с ними в совместную деятельность.
Что касается философской и психологической традиций гуманизма, то в этих концепциях в понятии личности отражается ценность человека, а сама личность есть фактор развития общества в целом [3].
Приведем еще определения личности, которые были даны отечественными психологами.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, личность представляет собой совокупность социальных взаимоотношений человека, которые он осуществляет в различных сферах своей жизнедеятельности. По А.Н. Леонтьеву личность является довольно поздним продуктом длительного общественно-исторического процесса, а также формирования человеческой психики в процессе онтогенеза [14].
Согласно С.Л. Рубинштейну, личность по своей сути является совокупностью внутренних условий, которые преломляют собой действие различных внешних факторов [18].
Как отмечает Б.Г. Ананьев, под личностью нужно понимать фигуру социального поведения и коммуникации [2].
По замечанию А.В. Петровского, личность может пониматься как человек, который в своей сущности является социальным индивидом, субъектом познания и реорганизации окружающего мира с помощью разума, речи и способности к труду.
По Б.Д, Парыгину, личность является неоднозначным понятием, в котором отражаются характеристики человека, делающего его объектом и субъектом биосоциальных отношений. Понятие личности объединяет в себе общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально-неповторимые свойства человека [24].
С точки зрения А.В. Квасенко, личность является иерархическим психическим образованием, состоящим из нескольких уровней. Данное психическое образование оказывает доминирующее влияние на поведение человека в различных жизненных условиях и ситуациях, а также на особенности построения им взаимоотношений с другими людьми [21].
Так, А.В. Квасенко выделяет несколько уровней личности, которые образуют собой структуру личности. К данным уровням относятся – биологический, психологический и социально-психологический уровни. Охарактеризуем подробнее каждый из уровней личности.
1.) Биологический уровень – основой его является тип высшей нервной деятельности (ВНД) и соотношение в нем силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Благодаря данному уровню обеспечиваются тонус и динамика психики. Кроме того, от данного уровня зависят характерные общие реакции психики человека на различные жизненные ситуации, а также скорость процессов психофизиологической адаптации человека к новым условиям и глубина его эмоциональных переживаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы