Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Индивидуальное обслуживание пользователей библиотеки: формы и методы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИПЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 6
1.1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания 6
1.2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 10
2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ КАРГАЛИНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 14
2.1. Общая характеристика Каргалинской сельской библиотеки 14
2.2. Используемые формы индивидуального обслуживания Каргалинской библиотеки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приложение 1. 36
Текст индивидуальной беседы с при записи в библиотеку с читателями 9-12 лет 36

  

Введение:

 

В настоящее время проблема чтения находится в зоне пристального внимания, как со стороны науки, так и общественности. Характерной особенностью современных условий является информационный взрыв. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10-15 лет назад. Это случилось благодаря стремительному развитию телевидения, компьютерной техники, доступности разнообразной печатной продукции.
Понимая, какую роль играет книга в становлении и развитии человека, особое внимание следует уделить активизации читательского интереса учащейся молодежи, ведь если в школе на развитие читательского интереса учащихся направлены большие усилия педагогов: проводятся литературные вечера, ведутся дневники читателей и др., то в образовательных организациях профессионального образования ситуация, как правило, меняется. Одним из наиболее эффективных инструментов активизации читательского интереса российской молодежи может стать модернизация принципов и форм библиотечного обслуживания, объединенных понятием «индивидуальное библиотечное обслуживание».
Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке – это процесс, который обеспечивает непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или несколькими читателями одновременно, учитывающий личные особенности каждого.
В круг задач индивидуального обслуживания входит:
• удовлетворение информационных потребностей пользователей;
• содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры пользователя;
• организация сотрудничества пользователя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.
Для специалистов, начинающих свой путь в библиотечной профессии, важно помнить задачи индивидуального обслуживания в более узком значении, а именно:
• помощь в определении тематики чтения и выборе конкретных книг;
• обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов уточнения запросов;
• оказание помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с источниками информации.
Таким образом, индивидуальное библиотечное обслуживание должно способствовать самоконтролю, самопознанию, самовыражению читателя во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и т.д.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что до недавнего времени общественная роль библиотеки была вполне определенной – она была хранилищем знаний, а иногда единственным местом, где можно отыскать нужную книгу. На сегодняшний день имеется ряд мнений о том, что традиционные функции библиотеки изживают себя, что она во многом утратила собственное истинное предназначение, и уже не способна удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней современным обществом, а значит ее вскоре вытеснит электронная или как ее еще называют «виртуальная библиотека». С появлением альтернативных источников информации отпала и острая необходимость в библиотеке как «книгохранилище». В связи с чем, сам процесс индивидуального обслуживания пользователей библиотеки претерпевает кардиальные изменения и требует значительного переосмысления.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс индивидуального библиотечного обслуживания, предметом – формы и методы индивидуального обслуживания пользователей современной библиотеки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов.
Цель, задачи и принципы индивидуального библиотечного обслуживания обусловлены степенью понимания места библиотечных учреждений в обществе и существующей в данном обществе читательской культуре. Библиотека в качестве социального института выполняет функции предоставления широкой и полной информации читателю в рамках решения всевозможных актуальных общественных проблем. Иными словами, библиотека способна оказывать содействие в процессе социализации личности в обществе.
Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке представляется собой процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение сотрудника библиотеки с одним или несколькими пользователями одновременно, учитывающий личные особенности каждого. При этом основными задачами индивидуального обслуживания является удовлетворение информационных потребностей пользователей, содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры пользователя, а также организация сотрудничества пользователя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой. Можно говорить о том, что индивидуальное библиотечное обслуживание способствует самоконтролю, самопознанию, самовыражению пользователя библиотечной услуги во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и пр.
Рассмотрев формы и методы индивидуального обслуживания на примере Каргалинской сельской библиотеке можно отметить что одна из наиболее эффективных форм индивидуального обслуживания пользователей в Каргалинской сельской библиотеки — это так рекомендательная беседа. Большую часть данных о пользователе, его литературных предпочтениях и читательских интересах можно выявить именно на этапе рекомендательной беседе.
Одновременно с этим, при проведении рекомендательной беседы, можно сформировать у читателя цель, то есть помочь читателю в выборе книги, вызвать интерес к ней и дать установку на ознакомление с ней. Можно говорить о том, что сотруднику библиотеки требуется придерживаться правил формата: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного для себя, учитывая читательскую культуру, цель обращения, содержание и особенности рекомендуемого информационного материала.
Можно говорить о том, что характерной чертой методов индивидуального обслуживания Каргалинской библиотеки является участие в процессе обслуживания самого потребителя библиотечного продукта читателя. Иными словами, ключевым принципом индивидуального облуживания является совместное принятие решения о выборе читательского материала. Посетитель Каргалинской библиотеки играет роль не пассивного субъекта управляющего воздействия библиотекаря, а активным участником процесса принятия решения. Именно по этой причине неверно представлять процесс индивидуального обслуживания в качестве одностороннего влияния библиотекаря на абонента. 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРИНЦИПЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

1.1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания

Библиотечно-библиографическое обслуживание представляет собой деятельность, осуществляемую специально созданными для данной цели структурными подразделениями (отделами) библиотечного учреждения, предоставляющими пользователям фактографические и библиографические данные, документы или их копии, а также иные услуги библиотечного характера, способные обеспечить удовлетворение образовательных, производственных, духовных или иных потребностей [5, c. 35].
Обслуживание посетителя, в общем случае, представляет собой ведущую функцию современной библиотеки. Данная функция находится в непосредственном подчинении руководству библиотечного подразделения, при этом она способна изменить и направить работу всех отделов библиотеки, а также регулировать осуществляемые ими технологические процессы [2, c. 21]. Можно говорить о том, что уровень индивидуального обслуживания читателя создаёт образ библиотечного учреждения в глазах населения, а значит и предопределяет ее место в социуме и сферу общественного влияния.
В свою очередь, индивидуальное обслуживание представляет собой деятельность сотрудника библиотеки, направленную на удовлетворение потребностей посетителя библиотечного учреждения, на проведение консультаций при самостоятельном выборе литературного материала и в процессе работы с ним [20, c. 94-95]. Индивидуальное обслуживание является процессом, который обеспечивает систематическое и непосредственное общение сотрудника библиотеки с одним или с несколькими посетителями. При этом, данный процесс обязательно должен учитывать персональные особенности каждого из посетителей.
Мелентьева Ю.П. утверждает, что принцип комфортности библиотечного обслуживания был сформулирован относительно недавно. Он отражает инновационную идеологию библиотечного обслуживания, в центре которого на текущий момент находится личность, пользователь. Удобство, комфортность доступа к информации сегодня на первом плане. Понятие комфорта многоаспектно. Оно предполагает и удобное, комфортное для пользователя, время работы библиотеки; и комфортность читальных залов (освещенность, простор, температурный режим, техническую оснащенность и т. п.); и комфортность атмосферы общения с библиотекарем; и комфорт (оперативность) получения максимально полной информации [17, c. 63].
Целью индивидуального обслуживания пользователей в библиотеке является оказание помощи посетителю в социализации его личности в обществе посредством чтения и получения информационной поддержки со стороны библиотечного учреждения [28].
К задачам индивидуального обслуживания в библиотеке относятся:
• удовлетворение информационных потребностей посетителей;
• развитие структуры и интересов посетителей;
• помощь в улучшении информационной культуры посетителей;
• организация сотрудничества сотрудника библиотеки и ее посетителя в течении всего пользования посетителем библиотекой.
Цель, задачи и принципы индивидуального библиотечного обслуживания обусловлены степенью понимания места библиотечных учреждений в обществе и существующей в данном обществе читательской культуре. Библиотека в качестве социального института выполняет функции предоставления широкой и полной информации читателю в рамках решения всевозможных актуальных общественных проблем [13, c.2-3] . Иными словами, библиотека способна оказывать содействие в процессе социализации личности в обществе.
Современная трактовка целей индивидуального библиотечного облуживания является актуальной по причине специфической природы библиотечного учреждения как информационного института, а также его общественной роли в современном социуме.
На осознании роли библиотеки в социуме и целей индивидуального библиотечного обслуживания основывается также определение принципов библиотечного обслуживания. На текущий момент данные принципы сформулированы следующим образом:
1) Конгруэнтность библиотечного обслуживания. Это ключевой принцип библиотечного обслуживания, который означает [7, c. 11-12]:
• соответствие его основных направлений, форм, методов, а также технических средств тем задачам, которые ставит перед собой общество;
• соответствие потребностям пользователей;
• соответствие уровню развития отрасли. Этот принцип требует соотнесения главных параметров библиотечного обслуживания с деятельностью прочих социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и пр.
2) Толерантность и приоритет интересов личности пользователя. Этот принцип включает в себя доброжелательное и внимательное отношение к личности вне зависимости от социального статуса, национальности, вероисповедания, состояния здоровья и пр.
3) Диалогичность библиотечного обслуживания. Общение является важнейшим элементом библиотечного обслуживания. Диалогичность проявляется в использовании в библиотечном обслуживании таких форм работы, в которых посетитель библиотеки является активным участником: он имеет право оценить полученную услугу, выразить собственное мнение по качеству библиотечного обслуживания [6, c. 93].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы