Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая с практикой на тему Индивидуальное консультирование родителей как форма работы по улучшению детско-родительских отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений 5

1.1. Роль и значение семьи в жизни ребенка 5

1.2. Влияние семьи на личность ребенка 16

Глава 2. Практические аспекты индивидуального консультирования детско-родительских отношений 22

2.1. Диагностика детско-родительских отношений 22

2.2. Результаты исследования и их обсуждение 26

2.3. Индивидуальное консультирование для коррекции детско-родительских отношений 39

Заключение 45

Список использованной литературы 46

Приложение 49

  

Введение:

 

Семья занимает одно из центральных мест в структуре ценностей молодого поколения. По мере того как человек взрослеет, отношения в се-мье будут меняться.

Социальный центр переносится из семьи в группу сверстников, и в результате ослабляется эмоциональная связь с родителями. Многие уче-ные отмечали, что в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, особенно со своими родителями. Во многих семьях родители продолжают относиться к своему ребенку как к ребенку, а он, в свою оче-редь, старается избежать такого рода опеки.

Поэтому отношения между родителями и детьми имеют следующие характеристики: отсутствие формирования моральных границ поведения, обострение конфликтов, критика мнений взрослых и изменения в характе-ре отношений со старшими: подростки пытаются перейти из подчиненного положения.

Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется как бы в двух планах.

Детям важно чувствовать себя физически и психологически защи-щенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Оказываясь в эпицентре неразрешенного роди-тельского конфликта, ребенок не только сам испытывает душевное потря-сение, невольно становясь объектом эмоциональной разрядки супругов, но и еще больше разъединяет их.

Довольно часто родители пытаются устранить свою эмоциональную неудовлетворенность повышенной заботой о ребенке, привязывая его к се-бе и изолируя от общения друг с другом.

Присущая больше матери гиперопека мотивирована не столько за-ботой о ребенке, сколько страхом одиночества и чувством внутреннего беспокойства, то есть гиперопека выступает в качестве средства защиты матери от состояния дистресса.

Консультирование по поводу детско-родительских отношений может проводиться как в рамках семейного консультирования, так и в рамках возрастно – психологического консультирования.

Наиболее полную картину дает общение консультанта с семьей, ко-торая может быть представлена непосредственно родителями и ребенком, а может иметь и расширенный состав, включающий всех детей, бабушек, дедушек, значимых для семьи людей.

Цель исследования: изучить особенности индивидуального кон-сультирования детско-родительских отношений.

Объект: детско-родительские отношения.

Предмет: индивидуальное консультирование детско-родительских отношений.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений

2. Провести диагностику детско-родительских отношений

3. Предложить программу индивидуального консультирования детско-родительских отношений.

Выборка должна быть около 10 семей, исследование будет прово-диться на родителях и подростках.

Методики:

1. ADOR отношение подростка к родителям

2. АСВ Эйдемиллера стили воспитания.

3. Опросник «Юношеская копинг-шкала» (ЮКШ –ACS).

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно полученным результатам сравнительного анализа Стью-дента показателей детско-родительских отношений по оценкам отцов и ма-терей не наблюдается статистически значимых различий. Данные резуль-таты показывают, что у отцов и матерей, в целом, совпадают взгляды на их отношения с подростками в детско-родительских взаимодействиях. Вооб-ще, различия в отношении к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. Согласно представлениям А. Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направлен-ной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ре-бенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец по-могает ребенку адаптироваться в человеческом обществе. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует фор-мированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации. Материнская забота обеспечивает возможность принятия, от-цовская же забота побуждает к отдаче.

Таково общепринятое понимание ролей отца и матери в развитии личности ребенка. Однако в настоящее время часто наблюдаются ситуа-ции, когда в семьях возникает инверсия ролей: строгий авторитет иногда представляет мать, отец же принимает на себя роль покладистого члена семьи.

Согласно результатам нашего исследования, показатели детско- ро-дительских отношений по оценкам отцов и матерей носят равнозначный характер. В детско-родительских отношениях поведение отцов и матерей по отношению к подросткам существенно не отличается. Это может свиде-тельствовать о том, что у большинства из исследуемых нами родителей отношение к подросткам таково, что во взаимоотношениях с подростком и отец, и мать принимают схожие позиции.

Таким образом, результаты сравнительного анализа не показали ста-тистически значимых различий показателей детско-родительских отноше-ний по оценкам отцов и матерей. Данный факт, вероятно, мог бы стать предметом специального изучения в рамках отдельного исследования. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений

1.1. Роль и значение семьи в жизни ребенка

Семья — самая сильная и надежная группа, и ее члены поддерживают и помогают друг другу.

Совершенно невозможно приуменьшить роль семьи в жизни ребен-ка: это его надежная опора, ключ к развитию физических навыков и основа для формирования нравственного фундамента. Было ли это раньше или сейчас, в основе воспитания детей в раннем детстве в семье лежат одни и те же моральные принципы: каждый хочет вырастить своих детей добрыми, умными, открытыми, успешными и т.д. Только методы спонсорства каж-дой «социальной ячейки» иногда совершенно разные.

Здоровые семейные отношения предоставляют членам семьи воз-можность личностного роста, развития, самореализации, другими слова-ми, счастья и свободы самовыражения себя и своих близких.

Психологи определили успешные способы взаимодействия всех чле-нов семьи, которые влияют на жизнь ребенка, но при использовании лю-бых успешных идей нужно полагаться на здравый смысл, собственные ценности и реальные ситуации.

К сожалению, современная реальность скорее порождает, чем объ-единяет членов семьи. Большое количество электронных устройств бук-вально украло время, которое члены семьи проводили вместе в прошлом.

В прошлом семейная жизнь и воспитание детей в значительной сте-пени обеспечивались занятиями, полностью направленными на пропита-ние: охотой, повседневной жизнью и сельским хозяйством.

Один и тот же класс обеспечивает иерархическую структуру, которая напрямую передает опыт и внутреннюю сущность от взрослых детям того же пола. Женщины и девочки вместе ткут, готовят и заботятся о своих де-тях. Девушки естественным образом впитывают мысли о женской работе и внутренней сущности, реализуемой в процессе этой работы. Мальчики охотятся и обрабатывают землю вместе с мужчинами. Это не только дает представление мальчикам о мужских ролях, но и является впечатляющим доказательством силы и способностей взрослых мужчин. Это тесное и прагматичное общение между взрослыми и детьми создает особую связь между членами семьи и обеспечивает жизнь детей в естественной иерархии, то есть дети всегда видят

По мнению ученых, семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Нет ни стра-ны, ни культурной общины, ни семьи. В современной науке нет единого определения семьи, хотя великие мыслители (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) пытались сделать это много веков назад. В большинстве слу-чаев семья называется основной ячейкой общества и непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества [3].

В школьном возрасте семья играет важную роль в жизни детей. В семье дети учатся, как себя вести, что они могут и чего не могут делать. Именно в семье формируются эти качества, и они не могут быть сформи-рованы нигде, кроме как в семье.

Семейное воспитание (также известное как воспитание детей) — это общее название процесса, посредством которого родители и другие члены семьи влияют на своих детей для достижения ожидаемых результатов [5].

Семейное воспитание должно осуществляться не только в опреде-ленные моменты, но и в результате повседневной жизни детей. При воспи-тании детей любовь и забота должны быть важной частью семьи.

С точки зрения Т. Парсонса, семья является главным органом социа-лизации, мать и отец являются главными творцами личности, а ребенок — пустой контейнер, который необходимо наполнить культурой [1].

Феномен «образа семьи», относящийся к школьникам, представляет собой подсистему «образа мира», которая характеризуется иерархической структурой, классификацией и прогнозом», — отмечала Н.И.Демидова [4].

В семье ребенок смотрит на своих родителей, слышит их рассужде-ния и становится свидетелем их взаимоотношений друг с другом и окру-жающими людьми. Видя перед собой образец поведения, ребенок пытается повторить поведение своих родственников и друзей. В конце концов, если не в семье, то где дети проводят большую часть своей жизни? В то же вре-мя миру, в котором живет ребенок, был придан особый смысл, благодаря его «открытию». Вот почему в семье детей знакомят с жизнью, окружаю-щим миром и знаниями детей о социальных нормах и правилах.

«Семья — это уникальный социальный институт, как будто он пред-назначен в основном для образовательных целей. Она сочетает в себе до-статочно прочную нормативную основу с возможностью тончайшего ду-ховного взаимодействия и долгосрочного индивидуального взаимодей-ствия»[2].

С раннего возраста ребенок учится у взрослого не только говорить, ходить, играть и работать, но и беспокоиться, сопереживать и относиться к другим как к самому себе. Эти отношения между детьми и окружающими их людьми формируются под влиянием самых близких отношений род-ственников и семей.

Каждая семья — это уникальная система, со своими традициями и своими правилами. С рождения ребенок естественным образом становится его частью и включается в коммуникативный процесс, в котором каждое слово, поведение, действие — абсолютно все обеспечивает его информацией.

Вот почему у каждого ребенка должна быть семья, потому что не только учителя, но и родители должны участвовать в воспитании своих де-тей. Ведь кроме мамы и папы, кто поддержит ребенка и поможет ему от-крыть для себя «новый мир» чувств и отношений в окружающем мире.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы фило-софов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад.

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответствен-ностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены раз-личием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно- психологических отношений».

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социаль-но- педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может высту-пать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребён-ку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [2].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях кон-кретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно осно-вываться на определённых принципах:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы